Европарламент и Еврокомиссия
Европейский парламент совместно с Советом осуществляет законодательную и бюджетную функции. Он осуществляет функцию политического контроля и консультативную функцию. Он избирает Председателя Комиссии.
Европейский парламент состоит из представителей граждан Союза. Их число не превышает семисот пятидесяти, плюс Председатель. Представительство граждан обеспечивается в соответствии с методом убывающей пропорциональности при минимальном пороге в шесть членов на государство-член. Ни одному из государств-членов не может выделяться более девяноста шести мест. По инициативе Европейского парламента и с его одобрения Европейский совет единогласно принимает решение, фиксирующее состав Европейского парламента. Члены Европейского парламента избираются всеобщим прямым, свободным и тайным голосованием сроком на пять лет.
Из числа своих членов Европейский парламент избирает своего Председателя и свое Бюро.
Комиссия продвигает общие интересы Союза и с этой целью выступает с соответствующими инициативами. Она следит за применением Договоров и мер, принятых институтами на основании последних. Она осуществляет надзор за применением права Союза под контролем Суда Европейского Союза. Она исполняет бюджет и управляет программами. Она осуществляет координационную, исполнительную и управленческую функции согласно условиям, предусмотренным Договорами. Она обеспечивает представительство Союза на международной арене. Она выступает с инициативами по составлению ежегодной и многолетней программ Союза в целях достижения межинституционных соглашений.
Если иное не предусмотрено Договорами, то законодательные акты Союза могут приниматься только по предложению Комиссии. Иные акты принимаются по предложению Комиссии, когда это предусматривают Договоры.
Срок полномочий Комиссии составляет пять лет. Члены Комиссии отбираются на основании их общей компетентности и европейской преданности из числа лиц, обеспечивающих любые гарантии своей независимости. Комиссия осуществляет свои обязанности полностью независимо. Члены Комиссии не запрашивают и не принимают инструкции ни от какого правительства, института, органа или учреждения. Они воздерживаются от любых действий, не совместимых с их функциями или с исполнением их задач.
В состав Комиссии, включая ее Председателя и Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности, который является одним из ее вице-председателей, входят по одному гражданину от каждого государства-члена. С 1 ноября 2014 г. в состав Комиссии, включая ее Председателя и Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности, входит такое число членов, которое соответствует двум третям от количества государств-членов, если только Европейский совет, постановляя единогласно, не решит изменить это число.
Члены Комиссии отбираются среди граждан государств-членов по системе строго равноправной ротации между государствами-членами, позволяющей отразить демографический и географический диапазон всех государств-членов.
Председатель Комиссии:
a) определяет ориентиры, в рамках которых Комиссия осуществляет свои задачи;
b) устанавливает внутреннюю организацию Комиссии с целью обеспечить последовательный, эффективный и коллегиальный характер ее деятельности;
c) назначает из числа членов Комиссии других вице-председателей помимо Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности.
Член Комиссии подает в отставку по требованию Председателя.
С учетом выборов в Европейский парламент и после проведения соответствующих консультаций Европейский совет, постановляя квалифицированным большинством, предлагает Европейскому парламенту кандидата на должность Председателя Комиссии. Данный кандидат избирается Европейским парламентом большинством членов, входящих в его состав. Если данный кандидат не получает требуемого большинства, то Европейский совет, постановляя квалифицированным большинством, в течение месяца предлагает нового кандидата, который избирается Европейским парламентом согласно аналогичной процедуре. Совет по общему согласию с избранным Председателем утверждает список других лиц, которых он предлагает назначить членами Комиссии. Председатель, Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности и остальные члены Комиссии представляются в качестве коллегии на голосование Европейского парламента для получения одобрения. На основании такого одобрения Комиссия назначается Европейским советом, постановляющим квалифицированным большинством.
Комиссия несет коллегиальную ответственность перед Европейским парламентом. Европейский парламент может выражать Комиссии недоверие. Если принимается вотум недоверия, то члены Комиссии обязаны коллективно уйти в отставку со своих должностей, а Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности обязан уйти в отставку с должности, которую он занимает в рамках Комиссии.
Судебная система Евросоюза
В структуре Евросоюза сложилась автономная судебная система. Если раньше (с формированием европейских сообществ) среди судебных был только один институт (суд Европейских сообществ), то с 1989 года появился суд первой инстанции (суд общей юрисдикции), а с 2007 Трибунал по делам гражданской службы. Именно судебным структурам Евросоюза принадлежит исключительная роль в становлении интеграционного образования Евросоюза, в формировании и эволюции Европейского права в целом.
В соответствии с Лиссабонским договором, высшим судебным органом Евросоюза является Европейский суд (Суд Евросоюза). Он призван обеспечить единообразное толкование и применение права Евросоюза, осуществлять функции арбитра в разрешении споров между государствами-членами Евросоюза, между институтами и иными субъектами Европейского права.
В структуре суда Евросоюза представители всех государств-членов (27), а также специальные генеральные адвокаты. Все они избираются особым порядком сроком на три года, из своего состава выбирают председателя. Число членов суда не четное, чтобы при принятии решений не было паритета. Судьи и генеральные адвокаты имеют разные функции, но по своему статусу на практике генеральные адвокаты чаще находятся на виду.
Особое место занимает секретарь суда, так называемый «грефье», назначаемый на 6 лет.
В структуре суда имеется лингвистическая служба и специальные помощники судей.
Судебная процедура в Европейском суде включает две стадии: письменную и устную. Письменная состоит в обмене документами сторонами, а устная – в открытых заседаниях, на которые приглашаются представители сторон.
Штаб-квартира суда – Люксембург.
Суд общей юрисдикции – это особый судебный орган, созданный в 1989 году для рассмотрения индивидуальных жалоб. Решения по индивидуальным жалобам могут быть обжалованы в суде Евросоюза. Рассматривает дела с нарушением прав граждан Евросоюза (трудовых, на социальные выплаты и т.д.). Иногда по инициативе суда общей юрисдикции в его структуре могут образовываться специальные камеры из трех судей, которые могут выносить решения от имени всего суда.
Суд (Трибунал) по делам гражданской службы, образованный в 2007 году. В его структуре представители всех 27 государств. Суд рассматривает дела служащих институтов и органов Евросоюза.