Понятие и принципы европейского интеграционного права
Понятие и принципы европейского интеграционного права
Европейское право – совокупность правовых норм, включающая в себя европейское интеграционное право, правовые нормы, обеспечивающие функционирование европейской системы защиты прав человека, а также иные правовые нормы европейских международных договоров. Под первым понимается в первую очередь право Европейского союза. Под вторыми - право Совета Европы.
В науке выделяют 4 принципа, которые вытекают из текстов учредительных договоров Европейского Союза:
1) Принцип верховенства – имеет два значения:
а) нормы международного права имеют приоритет над нормами права Евросоюза и права Совета Европы;
б) акты Евросоюза и акты Совета Европы обладают верховенством по отношению к национальному праву государств-членов этих организаций.
2) Принцип прямого действия – это непосредственное действие обязательная применимость норм европейского права. Два аспекта:
а) учреждения, органы власти и все организации, существующие на данной территории, обязаны применять нормы европейского права, даже если это не касается их деятельности;
б) эти нормы непосредственно и напрямую регулируют такие отношения, как права человека, закрепляя права и свободы.
3) Интегрированность – все нормы европейского права автоматически интегрируются (внедряются) в национальные системы государств-членов Евросоюза и Совета Европы. Само членство в этих организациях говорит о том, что нет необходимости дополнительной процедуры наделения юридической силы этих актов в государствах-членах.
4) Юридическая защищенность – все права и интересы, основанные на нормах европейского права, подлежат обязательной защите европейскими судебными учреждениями.
Общие принципы европейского права:
1) принцип охраны основных прав и свобод личности;
2) правовая определенность;
3) принцип субсидиарности;
4) принцип пропорциональности;
5) принцип недискриминации.
Источники европейского права
К источникам европейского права относят статутные нормы, прецедентное право и дополнительные (доктринальные) источники.
Классификация источников:
Первичное(учредительные договоры) и вторичное (нормативные и юрисдикционные акты) право. Нормативные акты, по мнению Четверякова, разделяются на: индивидуальные (четкая направленность, например, директивы Евросоюза) и рекомендательные (softlaw – различные регламенты, резолюции и пр.). Юрисдикционные акты – это акты о координации, акты представителей государств-членов европейских объединений и конвенции, заключаемые между государствами на основе учредительных актов.
К дополнительным источникам европейского права следует отнести акты о присоединении, бюджетные акты, кодексы (например, модернизированный таможенный кодекс Евросоюза 2008).
В Евросоюзе существует традиционная классификация источников актов вторичного права. Они подразделяются на регламенты, директивы и решения. Регламент – это нормативно-правовой акт, который имеет общее действие, является обязательным в полном объеме и подлежит прямому применению во всех государствах-членах Евросоюза. Фактически, регламенты – это законы Евросоюза. Директивы – это акты, имеющие обязательную силу для каждого государства, которым они адресованы. При этом, директива требует достичь определенного результата, оставляя формы и способы достижения на выбор этим государствам. Решение – обязательный акт институтов Евросоюза в отношении широкого круга субъектов.
Европейские правоотношения
Особенности правоотношений права ЕС:
1) своеобразный характер происхождения юридических норм, образующих в своей совокупности право ЕС. Одни из них имеют своим источником учредительные акты, отличающиеся особым правовым статусом, порядком принятия и действия. Возникающие на основе права ЕС правоотношения обеспечены юрисдикционной защитой. Правоотношения, основанные на праве ЕС, в полном объеме возникают как прямой результат действия нормы права ЕС только в рамках права ЕС. Во всех иных случаях субъектами правоотношений выступают лишь государства – члены ЕС и институты ЕС. Возможность возникновения в этих случаях правоотношений с участием частных лиц носит опосредованный характер;
2) специфическое содержание правоотношения. Правоотношение, порождаемое необходимостью достижения целей ЕС, может возникать на различной правовой основе. Они могут регулироваться как правом ЕС, так и национальным правом государств-членов. В этом случае само правоотношение носит комплексный характер;
3) особенности применения права ЕС во времени и пространстве. Правоотношения, возникшие в процессе интеграции, могут носить как временный (срочный) характер, так и постоянный характер. Это связано со спецификой конкретной правовой нормы, которая носит зачастую программный и лимитированный по срокам действия характер. Правоотношения возникают как на территории ЕС, так и вне его пределов.
Виды правоотношений права ЕС:
1) общие и конкретные. Общие основываются на положениях учредительных актов, конкретные – на предписаниях вторичного права;
2) учредительные, правоустановительные и правоохранительные. Учредительные правоотношения определяются как их содержанием, так и природой порождающего их источника права. Это нормы, определяющие цели и принципы интеграционного образования, круг его ведения, институциональную структуру, порядок функционирования, содержатся непосредственно в учредительных договорах. Правоустановительные правоотношения, за исключением правоотношений, вытекающих из регламентов, носят только вертикальный характер. Круг прав и обязанностей сторон в этом правоотношении носит строго направленный характер. Правоохранительные правоотношения возникают в связи с необходимостью исполнения обязательств, вытекающих из предписаний права ЕС.
Правовая природа Евросоюза
Евросоюз объединяет 27 государств, среди которых выделяют государства-учредители (Германия, Франция, Италия + страны Бенилюкса) и государства, присоединившиеся к ним, республики и монархии, государства-члены и государства-кандидаты. В Евросоюзе 23 официальных языка, которые имеют равный статус.
При раскрытии правовой природы Евросоюза в науке был разработан «коммунитарный метод Монне-Шумана». Он включает 4 основных положения:
1) федеративная цель;
2) постепенность и поэтапность интеграции;
3) обеспечение слияния неотъемлемых интересов и интеграции;
4) создание наднациональных органов власти (Европейского Парламента, Европейского Суда, Европейской Комиссии и т.д.).
В правовой природе Евросоюза следует также выделить элементы международно-правовой организации:
1) Евросоюз состоит из суверенных государств;
2) конституирующие акты Евросоюза по форме и природе базируются на международных договорах;
3) Евросоюз является региональной международной организации интеграционного типа;
4) важнейшие решения в рамках Евросоюза принимаются на основе единогласия.
Элементы государственности в Евросоюзе:
1) наличие конституционных актов;
2) территория с общей границей, общим визовым режимом, свободным движением граждан;
3) единое гражданство и общий базовый правовой статус;
4) единый внутренний рынок со свободным движением товаров, услуг, платежей и капиталов;
5) единая валюта, единый Европейский Центральный Банк;
6) единая система наднациональных институтов и органов;
7) общий бюджет;
8) наднациональная правовая система, основанная на принципах верховенства и прямого действия;
9) пространство свободы, безопасности и законности;
10) наднациональные судебные органы, органы юстиции и прокуратуры;
11) наличие символов – флага, гимна и т.д. Евросоюза.
Указанные элементы государственности проявляются и в отраслях Европейского права.
Евросоюз в качестве интеграционного объединения имеет следующие цели:
1) содействие миру, своим ценностям и благосостоянию своих народов;
2) развитие пространства свободы, безопасности и законности без внутренних границ;
3) создание внутреннего рынка, основанного на сбалансированном экономическом росте и стабильности цен, наличие конкурентно способной социально-рыночной экономики;
4) создание экономического и валютного союза;
5) утверждение и продвижение своих ценностей и интересов.
Для выполнения указанных целей Евросоюз наделен специальной компетенцией, предоставленной ему Лиссабонским договором.
Счетная палата.
В ее состав входят по одному гражданину от каждого государства-члена. Ее члены осуществляют свои функции полностью независимо, в общих интересах Союза. Члены Счетной палаты отбираются из числа лиц, принадлежащих или принадлежавших в своем соответствующем государстве к институтам внешнего контроля либо обладающих особой квалификацией для этой должности. Они должны обеспечивать любые гарантии своей независимости.
Члены Счетной палаты назначаются на шесть лет. Совет после консультации с Европейским парламентом утверждает список членов, составляемый в соответствии с предложениями от каждого государства-члена. Полномочия членов Счетной палаты могут возобновляться.
Члены Счетной палаты избирают из своего состава Председателя Счетной палаты сроком на три года. Его полномочия могут возобновляться.
При выполнении своих обязанностей члены Счетной палаты не запрашивают и не принимают инструкции ни от какого правительства или учреждения. Они воздерживаются от любых действий, не совместимых с характером их функций.
На протяжении срока осуществления своих функций члены Счетной палаты не могут заниматься никакой иной профессиональной деятельностью, оплачиваемой или нет. При вступлении в должность они берут на себя торжественное обязательство на протяжении срока осуществления своих функций и после прекращения таковых соблюдать обязанности, вытекающие из их поста, в частности, обязанность проявлять порядочность и осторожность в том, что касается принятия некоторых должностей или выгод после прекращения своих функций.
Кроме периодического обновления и смерти функции членов Счетной палаты прекращаются в индивидуальном порядке путем добровольной или принудительной отставки, о которой объявляет Суд. Соответствующий член заменяется на оставшийся срок полномочий.
Члены Счетной палаты могут быть освобождены от своих функций, а также лишены своего права на пенсию или других заменяющих ее льгот лишь в том случае, если Суд по ходатайству Счетной палаты констатирует, что они перестали отвечать требуемым условиям или соответствовать обязанностям, вытекающим из их поста.
Совет устанавливает условия труда и, в частности, оклады, надбавки и пенсии Председателя и членов Счетной палаты. Он также устанавливает любые пособия, выплачиваемые этим лицам вместо заработной платы.
Числочленов Экономического и социального комитета не превышает трехсот пятидесяти.
Совет устанавливает жалованье членов Комитета. Члены Комитета назначаются на пять лет. Совет утверждает список членов, который составляется в соответствии с предложениями от каждого государства-члена. Полномочия членов Комитета могут возобновляться.
Комитет из числа своих членов избирает своего Председателя и свое Бюро сроком на два с половиной года. Он устанавливает свой внутренний регламент.
Комитет регионов
Число членов Комитета регионов не превышает трехсот пятидесяти. Совет, постановляя единогласно по предложению Комиссии, принимает решение, устанавливающее состав Комитета.
Члены Комитета, а также равное им число заместителей, назначаются на пять лет. Их полномочия могут возобновляться. Совет утверждает список членов и заместителей членов, который составляется в соответствии с предложениями от каждого государства-члена. По истечении мандата, на основании которого были предложены члены Комитета, их полномочия автоматически прекращаются, и согласно аналогичной процедуре данные члены заменяются на оставшийся срок полномочий. Они не могут быть одновременно членами Европейского парламента.
Комитет регионов из числа своих членов избирает своего Председателя и свое Бюро сроком на два с половиной года. Он устанавливает свой внутренний регламент.
Высшим должностным лицом Суда Европейского сообщества является Председатель, избираемый судьями из своего состава сроком на три года (полномочия Председателя Суда, как правило, неоднократно продлеваются). Председатель осуществляет руководство деятельностью Суда и его аппарата, распределяет дела между палатами, может производить соединение дел, если они касаются одного и того же предмета. Он обладает также важным правом принимать предварительные меры по делу и приостанавливать своим определением действие оспариваемых актов ЕС (до вынесения Судом решения по существу).
Из числа генеральных адвокатов судьи на один год избирают Первого генерального адвоката, в задачу которого входит распределение поступающих дел между этими членами Суда в целях подготовки мотивированных заключений.
В качестве вспомогательного должностного лица Суд назначает на шесть лет своего секретаря, который в отличие от Председателя и Первого генерального адвоката не входит в состав этого института. Функции секретаря двоякие:
- во-первых, содействие правосудию (обеспечивает получение и передачу всех документов по делам, в том числе исковых заявлений, рассылку повесток, ведение протокола, является "хранителем печати" Суда);
- во-вторых, административные функции. В качестве заведующего канцелярией секретарь осуществляет текущее руководство аппаратом Суда.
Система должностных лиц Трибунала первой инстанции аналогична Суду Европейских сообществ, за исключением Первого генерального адвоката (в Трибунале отсутствует ввиду отсутствия в нем самих генеральных адвокатов). Собственные председатели и секретари также должны назначаться в рамках третьего звена судебной системы Союза - специализированных трибуналов (судебных палат). В частности, в Трибунале по делам публичной службы, аналогично вышестоящим судам Союза, Председатель избирается судьями из собственного состава сроком на три года.
Совет Евросоюза
Совет совместно с Европейским парламентом осуществляет законодательную и бюджетную функции. Он осуществляет функцию определения политики и координационную функцию согласно условиям, предусмотренным Договорами.
В состав Совета входят по одному представителю от каждого государства-члена на министерском уровне, уполномоченному создавать обязательства для правительства государства-члена, которое он представляет, и осуществлять право голоса. Совет постановляет квалифицированным большинством, если иное не предусмотрено Договорами. С 1 ноября 2014 г. квалифицированное большинство определяется как не менее 55% членов Совета, включая как минимум пятнадцать из них, представляющих государства-члены, в которых сосредоточено не менее 65% населения Союза. Блокирующее меньшинство должно включать, как минимум, четырех членов Совета; в противном случае квалифицированное большинство считается достигнутым.
Совет по общим вопросам обеспечивает согласованный характер работы различных формаций Совета. Во взаимодействии с Председателем Европейского совета и с Комиссией он осуществляет подготовку заседаний Европейского совета и обеспечивает наблюдение за выполнением принимаемых на них решений.Совет по иностранным делам разрабатывает внешнеполитические мероприятия Союза исходя из стратегических направлений, установленных Европейским советом, и обеспечивает последовательность действий Союза. Комитет постоянных представителей правительств государств-членов отвечает за подготовку работы Совета.
Совет заседает публично, когда он проводит обсуждение и голосование по проектам законодательных актов. С этой целью каждая сессия Совета подразделяется на две части, посвящаемые, соответственно, обсуждению законодательных актов Союза и незаконодательной деятельности.
Председательство в формациях Совета, за исключением формации по иностранным делам, осуществляют представители государств-членов в Совете согласно системе равноправной ротации.
Судебная система Евросоюза
В структуре Евросоюза сложилась автономная судебная система. Если раньше (с формированием европейских сообществ) среди судебных был только один институт (суд Европейских сообществ), то с 1989 года появился суд первой инстанции (суд общей юрисдикции), а с 2007 Трибунал по делам гражданской службы. Именно судебным структурам Евросоюза принадлежит исключительная роль в становлении интеграционного образования Евросоюза, в формировании и эволюции Европейского права в целом.
В соответствии с Лиссабонским договором, высшим судебным органом Евросоюза является Европейский суд (Суд Евросоюза). Он призван обеспечить единообразное толкование и применение права Евросоюза, осуществлять функции арбитра в разрешении споров между государствами-членами Евросоюза, между институтами и иными субъектами Европейского права.
В структуре суда Евросоюза представители всех государств-членов (27), а также специальные генеральные адвокаты. Все они избираются особым порядком сроком на три года, из своего состава выбирают председателя. Число членов суда не четное, чтобы при принятии решений не было паритета. Судьи и генеральные адвокаты имеют разные функции, но по своему статусу на практике генеральные адвокаты чаще находятся на виду.
Особое место занимает секретарь суда, так называемый «грефье», назначаемый на 6 лет.
В структуре суда имеется лингвистическая служба и специальные помощники судей.
Судебная процедура в Европейском суде включает две стадии: письменную и устную. Письменная состоит в обмене документами сторонами, а устная – в открытых заседаниях, на которые приглашаются представители сторон.
Штаб-квартира суда – Люксембург.
Суд общей юрисдикции – это особый судебный орган, созданный в 1989 году для рассмотрения индивидуальных жалоб. Решения по индивидуальным жалобам могут быть обжалованы в суде Евросоюза. Рассматривает дела с нарушением прав граждан Евросоюза (трудовых, на социальные выплаты и т.д.). Иногда по инициативе суда общей юрисдикции в его структуре могут образовываться специальные камеры из трех судей, которые могут выносить решения от имени всего суда.
Суд (Трибунал) по делам гражданской службы, образованный в 2007 году. В его структуре представители всех 27 государств. Суд рассматривает дела служащих институтов и органов Евросоюза.
Комитет регионов
Число членов Комитета регионов не превышает трехсот пятидесяти. Совет, постановляя единогласно по предложению Комиссии, принимает решение, устанавливающее состав Комитета. Члены Комитета, а также равное им число заместителей, назначаются на пять лет. Их полномочия могут возобновляться. Совет утверждает список членов и заместителей членов, который составляется в соответствии с предложениями от каждого государства-члена. По истечении мандата, на основании которого были предложены члены Комитета, их полномочия автоматически прекращаются, и согласно аналогичной процедуре данные члены заменяются на оставшийся срок полномочий. Они не могут быть одновременно членами Европейского парламента.
Комитет регионов из числа своих членов избирает своего Председателя и свое Бюро сроком на два с половиной года. Он устанавливает свой внутренний регламент. Комитет созывается на заседания его Председателем по запросу Европейского парламента, Совета или Комиссии. Он также может собираться на заседания по своей собственной инициативе.
Европейский парламент, Совет или Комиссия проводят консультацию с Комитетом регионов в случаях, предусмотренных Договорами, и во всех других случаях, когда один из данных институтов считает это уместным, особенно, если вопрос имеет отношение к трансграничному сотрудничеству.
Европейский парламент, Совет или Комиссия, если считают это необходимым, назначают Комитету срок для представления своего заключения, который не может быть меньше одного месяца с момента направления соответствующего извещения Председателю. По истечении назначенного срока акт может приниматься при отсутствии заключения.
Когда проводится консультация с Экономическим и социальным комитетом, Европейский парламент, Совет или Комиссия информируют Комитет регионов о таком обращении за заключением. Комитет регионов может вынести свое заключение по данному вопросу, если считает, что затрагиваются специфические региональные интересы.
Он может выносить заключения по своей собственной инициативе в случаях, когда считает это полезным. Заключения Комитета вместе с протоколами его обсуждений направляются Европейскому парламенту, Совету и Комиссии.
Вспомогательные органы
Структурные фонды. Около трети бюджета Евросоюза обеспечивают четыре фонда: Европейский фонд регионального развития, Европейский социальный фонд, Европейский фонд поддержки сельского хозяйства и Финансовый инструмент ориентации рыболовства. Кроме того, Маастрихтским договором был учрежден Фонд содействия. Все структурные фонды занимаются коррекцией разногласий на межрегиональном уровне, используя государственные или инициативные программы финансирования.
Финансовые учреждения. Это Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития. ЕИБ занимается финансированием скульптурных проектов через предоставление гарантий и займов, улучшением инфраструктуры, транспортной сферой и развитием промышленности. ЕБРР – это международная финансовая организация, финансирующая различные проекты в странах Европы и Азии с целью развития предпринимательства и переходу к рыночной экономике и утверждению демократических принципов.
Европейские агентства. Эти автономные органы финансируются из бюджетных средств Евросоюза и специализируются на развитии науки и техники. Наиболее известными из них являются: Европол, Европейское агентство по окружающей среде, Европейское агентство по оценке медикаментов, Европейский фонд образования, Европейский центр профессионального обучения, Европейское агентство по безопасности труда и охране здоровья и другие.
Шенгенское право
Шенгенские соглашения - это форма продвинутого сотрудничества между государствами - членами Союза, которые стремятся к ускоренному созданию пространства свободы, безопасности и правосудия. Первоначальными участниками данных соглашений были пять стран (Франция, ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Впоследствии к Шенгенским соглашениям присоединились остальные государства-члены, кроме Великобритании и Ирландии.
В 1999 г. "Шенгенские достижения" (Шенгенские соглашения плюс изданные на их основе правовые акты) были признаны составной частью права Европейского Союза, которую обязаны ввести в действие на своей территории все страны, вступающие в состав этой организации.
Великобритания и Ирландия на основании специальных решений Совета Европейского Союза позднее также присоединились к Шенгенским соглашениям, но лишь в части, касающейся борьбы с преступностью. На основании специальных договоренностей ассоциированными участниками Шенгенских соглашений стали еще три страны, не входящие в состав Европейского Союза, - Исландия, Норвегия и Швейцария.
Шенгенские соглашения были подписаны во второй половине 1980-х гг., т.е. еще до заключения Договора о Европейском Союзе (1992 г.). Слово "шенгенские" в их названии указывает на место подписания этих документов: небольшая деревня и одноименный замок Шенген (Schengen), расположенные в государстве Люксембург на пересечении его границ с Францией и ФРГ.
Всего существует два Шенгенских соглашения, подписанных соответственно в 1985 и 1990 гг. Первое - Соглашение о постепенной отмене проверок на общих границах (Шенгенское соглашение 1985 г.) - носило предварительный характер и на сегодняшний день утратило значение. Второе - Конвенция о применении Шенгенского соглашения (Шенгенская конвенция 1990 г.) - сохраняет большую роль по сей день. Именно в Шенгенской конвенции:
- закреплен принцип прозрачности внутренних границ, т.е. границ между государствами - членами Союза: "Внутренние границы можно пересекать в любом месте, не подвергаясь какому бы то ни было личному контролю" (ст. 2);
- введены единые условия въезда на территорию Союза иностранцев и единая ("шенгенская") виза;
- содержатся нормы правоохранительной направленности, объединенные в специальный раздел "Полиция и безопасность" (раздел III Шенгенской конвенции);
- предусмотрено создание "Шенгенской информационной системы", благодаря которой в единую компьютеризированную сеть были объединены правоохранительные базы данных разных государств-членов.
На основании Шенгенской конвенции функционировал также специальный орган - Шенгенский исполнительный комитет, состоявший из министров внутренних дел государств-участников. Данный Комитет издал множество правовых актов по вопросам пересечения внутренних и внешних границ, борьбы с преступностью, которые образуют составную часть "Шенгенских достижений" (англ. Schengen acquis; франц. acquis de Schengen). В 1999 г. Исполнительный комитет был ликвидирован, а его полномочия перешли к Совету - главному законодательному институту Европейского Союза. В настоящее время активно развивается процесс замены "Шенгенских достижений", включая Шенгенские соглашения, нормативными актами Совета Европейского Союза и Европейского парламента. Так, в период 2006-2009 гг. взамен Шенгенской конвенции и актов Шенгенского исполнительного комитета были изданы:
- Шенгенский кодекс о границах 2006 г, в котором собраны все основные правила относительно пересечения как внутренних (между государствами-членами), так и внешних (с третьими странами) границ ЕС. Именно в Шенгенском кодексе о границах (ст. 5) закреплены теперь единые условия въезда в ЕС иностранцев, которые также применяются при выдаче Шенгенской визы;
- законодательство о Шенгенской информационной системе второго поколения 2006-2007 гг. Шенгенская информационная система второго поколения базируется на передовых технических принципах, обеспечивающих ей большую надежность, вместимость и скорость передачи данных по сравнению с Шенгенской информационной системой первого поколения, учрежденной Шенгенской конвенцией 1990 г.;
- Визовый кодекс ЕС 2009 г. После вступления в силу (5 апреля 2010 г.) он заменил собой соответствующие нормы Шенгенской конвенции и актов Шенгенского исполнительного комитета, посвященных единой (Шенгенской) визе. В соответствии с Визовым кодексом Европейская комиссия должна издать новую практическую инструкцию о выдаче виз, адресованную консульствам всех шенгенских государств.
Итак, после 2010 г. большинство норм, первоначально содержавшихся в Шенгенских соглашениях, закрепляются в нормативных актах Европейского Союза, изданных его законодательными институтами. Шенгенские соглашения все более превращаются в своеобразный "исторический памятник", который представляет интерес не столько в практическом, сколько в историко-правовом контексте.
Финансовое право Евросоюза
В науке европейского права правовое регулирование в сфере финансовых услуг понимается как регулирование трех областей:
1) банковской системы,
2) страхования,
3) ценных бумаг.
В учредительных актах нет раздела о финансовых услугах, но некоторые акты ЕС, принятые в качестве комментариев к ним, содержат нормы финансово-правового характера. Например, План действий в сфере финансовых услуг 1999 года содержит понятие банковского сектора, как предмета регулирования права ЕС. Некоторые исследователи европейского права, например, Топорнин, утверждают, что финансовое право ЕС включает в себя особую часть отношений, регулирующих систему налогов, пошлин и сборов; а также систему контроля и аудита. Энтин считает, что в финансовое право ЕС следует включить нормы, регулирующие сферу финансовых услуг. Соответственно, финансовое право ЕС состоит из нескольких компонентов, регулируемых напрямую Европейским Союзом – банковского, налогового и бюджетного права.
Таким образом, финансовое право ЕС тесно связано с политикой ЕС в области торговли, единым рынком и сотрудничеством в экономической сфере.
Интеграционное регулирование в сфере финансовых услуг в Евросоюзе прошло несколько этапов, начало которым в 1966 году положил специальный доклад о положении финансовой отрасли в праве европейских сообществ. Основная цель доклада – достижение равного доступа финансово-кредитных организаций к общему рынку европейских сообществ. В 60-80-е гг. было принято большое количество директив, регулирующих финансовую сферу. Например, «О регулярной информации», «Об эмитентах», «О координации финансовых сделок с участием инсайдеров». С 90-х гг. принимается большое число программ и планов действий в финансовой сфере (как правило, на последующие пять лет). Например, План действий ЕС на 1999-2004 гг. (первый финансовый план) предусматривал создание единого финансового рынка, основанного на внедрении новой системно-правовой базы регулирования европейских финансовых рынков. Для этого предусматривалось осуществить 42 специальных мероприятия по регулированию и контролю финансовой сферы. В рамках данного плана были сформулированы 3 стратегические цели:
1) установление единого рынка финансовых услуг для оптовой торговли;
2) реализация более доступных и надежных розничных финансовых рынков;
3) усиление надзорных правил.
В 2005-2010 гг. был представлен новый программный документ – «Белая книга ЕС по политике финансовых услуг». В 2006 году была представлена дополнительная «Зеленая книга», комментировавшая некоторые вопросы белой книги. Эти документы выделили 5 основных задач:
1) развивать достигнутые успехи и следить за четким выполнением уже действующих нормативов;
2) принимать нормативные акты в соответствии с новыми требованиями;
3) усилить и гармонизировать контроль в финансовой сфере;
4) стимулировать конкуренцию в сфере оказания финансовых услуг;
5) развивать кооперацию и конвергенцию финансовых рынков ЕС с другими мировыми рынками в целях дальнейшего укрепления экономической и финансовой мощи ЕС.
Особая роль в достижении указанных задач принадлежит сотрудничеству с ВТО.
В учредительных договорах были выведены 4 критерия сближения в финансовой сфере:
1) достижение высокого уровня стабильности цен (средние темпы инфляции, наблюдаемые в течение года, не должны превышать (всем ЕС) средние темпы инфляции трех государств-членов, демонстрирующих наилучшие результаты в области стабильности цен, более чем на 1,5 %);
2) удовлетворительный характер состояния публичных финансов (достижение стабильной бюджетной ситуации, когда ежегодный бюджетный дефицит не превышает 3%, а государственный долг – 60% ВВП);
3) соблюдение нормальных пределов колебаний, предусмотренных механизмом валютных курсов европейской валютной системы;
4) устойчивый характер сближения государства-члена и его участие в механизме валютных курсов, которое отражается в уровнях долгосрочных процентных ставок.
На практике в финансовом праве ЕС действует система «Ламфалусси» - т.е. создание нескольких уровней регулирований финансовых услуг:
1) Европарламент и Совет принимают директивы и регламенты на основании проектов Еврокомиссии;
2) рамочные акты уточняются и дополняются директивами (в т.ч. о создании специальных органов при согласовании с Европейским Центральным Банков, например, был создан Европейский Комитет по ценным бумагам);
3) сотрудничество европейских и национальных органов в финансово-правовой сфере (для этого был создан комитет европейских регуляторов ценных бумаг);
4) проверка соответствия юридической практики в государствах-членах ЕС нормам финансового права ЕС с помощью Европейской Комиссии (для этого были созданы европейский банковский комитет и европейский комитет по страхованию и трудовым пенсиям).
В настоящее время ЕС осуществляет программу гарантий прозрачности и интегрированности европейских финансовых рынков. В рамках этой программы происходит борьба с рыночными злоупотреблениями, предъявляются особые требования к проспекту эмиссии, осуществляется информационное сопровождение эмитентов и т.д.
Виды налогов в Евросоюзе
Налоговое право – это совокупность правовых норм, норм учредительных договоров и актов институтов Евросоюза, общих принципов европейского права, применяемых к налоговым отношениям и решений суда Евросоюза по налоговым вопросам.
Налоговая политика в системе политики экономической интеграции образует особое направление, определяющее следующие цели:
1) не допустить замены упраздненных таможенных барьеров другими ограничениями налогового характера;
2) продвинуться в решении проблемы двойного налогообложения и уклонения от уплаты налогов;
3) заложить единые правовые основы регулирования налогов в государствах Евросоюза, а в перспективе – единую систему норм, регулирующих общеевропейские налоги, которые будут составлять бюджет Евросоюза.
Таким образом, речь идет об интеграционной политике в сфере налогообложения.
Принципы налоговых отношений:
1) запрет платежей, заменяющих таможенную пошлину;
2) гармонизация законодательства государств-членов Евросоюза о косвенных налогах;
3) устранение юридических и налоговых препятствий в сотрудничестве европейских предприятий и организаций;
4) взаимодействие государств и институтов Евросоюза в налоговых вопросах, возникающих в связи с трансграничным перемещением капиталов.
В налоговом праве действуют специальные акты институтов Евросоюза, которые раскрывают указанные принципы. Например, Регламент №1079/77 о введении налога на молоко и молочные продукты. Директивы устанавливают единые требования к определению элементов налога. Например, Директива Совета 2006/112 Об общей системе налога на добавленную стоимость. Решения Совета носят более общий характер и, как правило, адресованы государствам. Например, Решение № 70/243 О замене финансовых взносов государств-членов собственными доходами. Европейский суд неоднократно выносил решения, связанные с налогообложением. Например, Решение по делу Кассис де Дижон от 20 февраля 1979 года установило принцип запрета тарифных и нетарифных ограничений внутри европейских сообществ. Решение по делу «Налоговая служба города Кёльн против Роланда Шумакера» от 14 февраля 1995 года установило принцип запрета дискриминации по признаку гражданства в связи с налогообложением физических и юридических лиц.
При классификации налогов в Евросоюзе принята концепция собственных ресурсов, которая означает финансовую самостоятельность Евросоюза. В соответствии с этой концепцией разделяют:
1) сельскохозяйственные налоги,
2) таможенные пошлины,
3) НДС,
4) Подоходный налог физических лиц, работающих в аппарате Евросоюза.
Некоторые вопросы указанных налогов (объекты, предметы, ставки) напрямую регулировались директивами Совета. Например, Директива о единой системе косвенных налогов (классификация по предмету).
Лиссабонский договор ориентирует государство на политику влияния на институты Евросоюза при принятии решений по налоговым вопросам.
Банковское право Евросоюза