Меры по устранению конфликта интересов
К основным причинам конфликта интересов на гражданской службе можно отнести следующее:
§ нарушение основных требований к служебному поведению гражданских служащих;
§ невыполнение обязанностей гражданского служащего;
§ несоблюдение при их исполнении прав и законных интересов граждан, организаций, общества и государства; несоблюдение норм действующего законодательства;
§ нарушение ограничений и запретов, связанных с гражданской службой, в том числе установленных Законом о противодействии коррупции и др.
Среди условий, способствующих возникновению конфликта интересов на гражданской службе, можно назвать: высокий уровень неопределенности компетенции;
§ дублирование полномочий государственных органов, их структурных подразделений, государственных служащих; недостаточное информирование о деятельности органов государственной власти;
§ наличие противоречий между нормативными правовыми актами органов власти различного уровня, включение в них положений, способствующих созданию условий для коррупционного поведения, существующие пробелы в правовом регулировании;
§ несоблюдение служебной и организационной дисциплины;
§ отсутствие или недостаточное использование моральных и материальных ресурсов мотивации государственного служащего, дискриминацию и неодинаковое вознаграждение при выполнении равного объема служебных функций ввиду необъективности и неэффективности системы оплаты труда и др.
Способы урегулирования конфликта интересов
Закон о противодействии коррупции предусмотрел несколько способов урегулирования конфликта интересов на государственной службе:
- изменение должностного или служебного положения, являющегося стороной конфликта интересов государственного служащего, вплоть до отстранения его от исполнения должностных (служебных) обязанностей;
- отказ такого служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;
- отвод (самоотвод) государственного служащего в установленных законодательством случаях и порядке.
Статья 32 Закона о гражданской службе дает право представителю нанимателя отстранить от замещаемой должности (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего в период урегулирования конфликта интересов. При этом ему сохраняется денежное содержание на все время отстранения от замещаемой должности гражданской службы.
В случае, если государственный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать их в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 11 Закона о противодействии коррупции).
При этом также имеются разночтения в нормах Законов о гражданской службе и о противодействии коррупции относительно вопроса передачи государственными служащими имеющихся активов в доверительное управление.
Так, в Законе о противодействии коррупции речь идет об обязанности государственных служащих передать такие бумаги в доверительное управление без каких-либо условий. Норма содержит лишь цель передачи – предотвращение конфликта интересов. В то же время Закон о гражданской службе устанавливает такую обязанность гражданских служащих лишь при условии, что владение служащими приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов.
С учетом более поздней даты принятия и специального характера Закона о противодействии коррупции, согласно преамбуле которого он устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы ее предупреждения и борьбы с ней, применению подлежит статья 11 этого Закона.
Специальные комиссии
Использование вышеперечисленных мер отнесено к компетенции представителя нанимателя. Поскольку конфликт интересов является категорией оценочной, что означает возможность разных подходов и разной оценки ситуации с его возникновением сторонами служебного контракта (гражданского служащего, представителя нанимателя), то в этом случае необходим кто-то третий, кто может и имеет право разрешать подобную ситуацию.
Поэтому для урегулирования конфликта интересов на гражданской службе предусматривается создание специальных комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.
В соответствии со статьей 19 Закона о гражданской службе такая Комиссия образуется правовым актом государственного органа. В ее состав входят:
§ представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие;
§ представитель соответствующего органа по управлению государственной службой;
§ представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов – специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой.
Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов, определившее задачи комиссий, их состав и порядок работы, было утверждено Указом Президента Российской Федерации от 3 марта 2007 г. № 269. Вместе с тем, практика работы этих комиссий, созданных в соответствии с этим Указом, в целом показала формальный характер и неэффективность их деятельности.
С целью обеспечения действенного функционирования механизма предупреждения коррупции, выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе Указом Президента РФ от 1 июля 2010 г. № 821 утверждено новое Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Данный акт призван унифицировать практику деятельности этих комиссий, изменить подход к их формированию, а также обеспечить прозрачность в работе.
Новшеством данного Указа является возложение на Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов задач по осуществлению в государственном органе мер по предупреждению коррупции.
Среди новелл также можно отметить:
- включение в состав комиссий должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений в государственном органе;
- возможность вхождения в состав комиссий представителей общественных и профсоюзных организаций;
- изменение оснований проведения заседаний комиссий и ее полномочий, сроков, а также принимаемых ею решений.
Важным моментом является и то, что теперь комиссия может рекомендовать руководителю применить к государственному служащему, допустившему нарушение, конкретную меру ответственности.