Война в югославии и политика россии
В марте 1999 г. отношения России с Западом обострились из-за вмешательства НАТО в ситуацию в Югославии. Стремясь заставить режим С. Милошевича прекратить этнические чистки в населенном албанцами крае Косово, НАТО начала бомбить Югославию. Серьезно пострадало мирное население. Большой ущерб был причинен экономике Югославии. В России это расценили как агрессию. Премьер-министр Е. М. Примаков отказался от переговоров в Вашингтоне и прямо над Атлантикой повернул свой самолет назад в Россию. Россия резко снизила уровень партнерских отношений с НАТО. Последовали антиамериканские демонстрации. Осуждая действия НАТО и поддерживая Югославию, Россия приняла на себя посреднические функции. Решающую роль сыграл визит в Югославию специального представителя президента Б. Н. Ельцина - В. С. Черномырдина, который убедил С. Милошевича не рассчитывать на военную помощь России и согласиться на вывод югославских войск из Косово. После свержения Милошевича новое руководство Югославии (ныне - Сербии и Черногории) заметно отдалилось от России, которую обвиняло в поддержке прежнего режима.
Война в Чечне и отношения России с Западом
Начало новой чеченской кампании осенью 1999 г. вызвало на Западе резко отрицательную реакцию. Россию обвиняли в неприемлемых методах ведения войны, в больших жертвах среди мирного населения. Особенно непримиримую позицию заняла Франция. Российские политики обоснованно отвечали, что в Чечне Россия ведет борьбу с международным терроризмом и восстанавливает конституционный порядок на своей территории, в то время как Запад в Югославии действовал на территории другого государства. Недовольство Запада привело даже к временной приостановке деятельности российской делегации в Совете Европы.
Внешняя политика России после 11 сентября 2001 г.
После террористической атаки на Нью-Йорк 11 сентября 2001 г. Россия вступила в стратегическое партнерство с США в борьбе против международного терроризма. Однако Россия не поддержала решение США о вторжении в Ирак. Совместно с Францией и Германией Россия настаивала на продолжении переговоров с Саддамом Хусейном и требовала доказательств наличия в Ираке оружия массового поражения. В настоящее время Россия готова к сотрудничеству с новыми иракскими властями, но отказывается списать долги Ирака, к чему призывают США.
Тем не менее стратегический курс современного российского руководства направлен на сближение с демократическими странами Запада. В настоящее время Россия поддерживает наиболее тесные отношения среди стран Запада с Германией и Италией.
Место России на международной арене в будущем будет зависеть не столько от того, какова будет ее военная мощь, сколько от того, насколько успешно будет возрождаться российская экономика, насколько прочными будут демократические основы российской государственности.
Россия в начале XXI в.
В 2000 - 2004 гг. в экономической и политической жизни России была достигнута определенная стабилизация. Высокие цены на нефть, установившиеся на мировом рынке, позволили добиться устойчивого экономического роста. В 2001 - 2003 гг. среднегодовые темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) превысили 5%. Значительно возросли золотовалютные резервы России, уменьшился отток денег за границу. В 2003 г. президент В. В. Путин выдвинул задачу к 2010 г. удвоить ВВП страны. Улучшению экономической ситуации способствовало принятие ряда важных законов.
В 2000 г. были приняты дополнения к Налоговому кодексу, установившие "плоскую" шкалу подоходного налога - 13%. Это позволило вывести "из тени" значительную часть доходов граждан, значительно повысило собираемость налогов и доходы бюджета. Вместе с тем "черные" зарплаты сохраняются, поскольку работодатели вынуждены платить высокий единый социальный налог на оплату труда своих работников.
С принятием в октябре 2001 г. нового Земельного кодекса в России официально появилась частная собственность на землю. Это должно способствовать привлечению инвестиций (до сих пор инвесторы опасались вкладывать средства в капитальное строительство, поскольку не становились собственниками земли под построенными объектами). Правда, купля-продажа земли сельскохозяйственного назначения регулируется законами субъектов Федерации.
Несколько улучшилась ситуация на рынке труда. Предприятия, в том числе относящиеся к оборонным отраслям, стали восстанавливать производство и вновь заполнять рабочие места. Безработица в 2001 - 2002 гг. сократилась с 7,1 до 6,3 млн. чел.
Улучшение экономической ситуации позволило государству увеличить расходы на образование и науку, повысить пенсии и зарплаты бюджетникам, сократить задолженность по выплате зарплаты.
Началось осуществление пенсионной реформы, нацеленной на переход к накопительной пенсионной системе. В будущем каждый пенсионер будет получать гарантированную минимальную пенсию и накопительную пенсию, которая будет формироваться за счет средств, накопленных на персональном пенсионном счету работника. Пенсионные накопительные счета могут открываться как в государственных, так и в частных управляющих компаниях. Частные компании предлагают более высокие пенсионные выплаты, но это обусловлено более высоким риском в случае неудачных действий компании по распоряжению доверенными ей средствами накопительных счетов.
Тем не менее, несмотря на очевидные улучшения, социально-экономическая ситуация в России остается сложной. Уровень жизни большинства россиян крайне низок, а социальное расслоение продолжает расти.
Серьезно изменилась система государственного управления. В мае 2000 г. президентским указом был создан институт полномочных представителей президента в 7 федеральных округах: Северо-Западном, Центральном, Южном, Поволжском, Уральском, Сибирском, Дальневосточном. Каждый федеральный округ включает несколько субъектов Федерации. Губернаторы и главы законодательных собраний субъектов Федерации лишились постов в Совете Федерации. Членами верхней палаты Федерального собрания РФ стали теперь представители органов исполнительной и законодательной властей регионов. Президент получил право отстранять избранных глав администрации регионов в случае несоответствия регионального законодательства федеральному. Таким образом было усилено влияние центра на региональную власть, а возможности губернаторов влиять на политику федеральной власти резко сократились.
В декабре 2000 г. Федеральное собрание утвердило законы о государственной символике (гербе, флаге, гимне). Гербом Российской Федерации признано изображение двуглавого орла в короне, со скипетром и державой. Флаг РФ представляет собой бело-сине-красное полотнище (цвета названы сверху вниз). Больше всего дискуссий вызвало принятие гимна на музыку Александрова, которая у многих ассоциировалась с гимном СССР. Новый текст российского гимна написал С. В. Михалков, автор гимна СССР.
В 2000 - 2003 гг. отношения власти с крупным бизнесом развивались неровно. Ряд крупных предпринимателей ("олигархов") лишились прежнего влияния на политику государства, а некоторые (Б. А. Березовский, В. А. Гусинский) вынуждены были эмигрировать. Под контроль государства перешли принадлежавшие им средства массовой информации, особенно телевидение (каналы НТВ, ОРТ, ТВ-6). Усиление государственного контроля над СМИ вызвало у части российской общественности опасения за свободу слова. В 2003 г. возбуждены уголовные дела по обвинению в неуплате налогов против акционеров и высших менеджеров одной из крупнейших нефтяных компаний России - "Юкоса". Крупнейший акционер "Юкоса" М. Б. Ходорковский оказался в тюрьме, другие руководители компании либо были арестованы, либо выехали за границу. Однако большинство аналитиков считают, что дело "Юкоса" не означает наступления на рыночные отношения в России.
Началась разработка административной реформы, целью которой провозглашается создание более благоприятных условий для развития рыночной экономики, сокращение бюрократического аппарата, борьба с коррупцией. Пока высокий уровень коррупции и рост преступности остаются одними из самых сложных проблем в стране.
Важной целью является военная реформа, прежде всего - переход к профессиональной армии. На данном этапе решение этой задачи находится в начальной стадии. Ведется эксперимент по комплектованию исключительно военнослужащими-контрактниками в Псковской воздушно-десантной дивизии, принят закон об альтернативной службе. Однако полный отказ от призыва в ближайшие годы едва ли возможен.
Много споров вызывает реформа образования, особенно введение единого государственного экзамена (ЕГЭ). В 2002 - 2004 гг. ЕГЭ проводится в ряде российских регионов, число которых постепенно возрастает. Основные цели ЕГЭ - преодоление коррупции при приеме в вузы и расширение возможности поступления в престижные вузы для школьников из провинции.
В декабре 2003 г. состоялись выборы в Государственную думу РФ. Победу одержала поддерживавшая президента партия "Единая Россия", набравшая 35,57% голосов. Вместе с депутатами, избранными от одномандатных округов, "Единая Россия" получила в Думе более 300 голосов, получив конституционное (достаточное для внесения поправок в Конституцию) большинство. Лидером фракции "Единая Россия" в Государственной думе является Б. В. Грызлов (ранее - министр внутренних дел РФ). Значительно сократилось представительство КПРФ (12,61%). Зато 9,02% получил левопатриотический блок "Родина", лидер которого С. Глазьев в ходе предвыборной кампании выступал за необходимость изъятия природной ренты у нефтяных компаний путем значительного повышения налога на сверхприбыль. Увеличилось до 11,45% представительство ЛДПР. Демократические партии - СПС и "Яблоко" - не преодолели 5%-ный барьер и не прошли в Думу.
В президентской предвыборной кампании традиционные кандидаты (Г. А. Зюганов, В. В. Жириновский, Г. А. Явлинский) предпочли не выставлять свои кандидатуры. Кандидатом от КПРФ стал Н. М. Харитонов, от ЛДПР был выдвинут ранее неизвестный как политик О. А. Малышкин. "Яблоко" призвало к бойкоту выборов. СПС не принял единого решения об отношении к выборам. Часть его руководителей призывала голосовать за В. В. Путина, часть поддержала кандидатуру И. М. Хакамады. С. Ю. Глазьев стал самовыдвиженцем (в блоке "Родина" вскоре после парламентских выборов начались разногласия, в результате накануне президентских выборов блок фактически раскололся). Председатель Совета Федерации С. М. Миронов, выдвинутый от "Партии жизни", видел свою задачу в том, чтобы не дать оппозиционным кандидатам сорвать выборы, сняв свои кандидатуры.
14 марта 2004 г. президент В. В. Путин был переизбран на второй срок, получив в первом туре выборов 71,2% голосов. Второе место занял Н. М. Харитонов (13,7%), третье - С. Ю. Глазьев (4,1%), четвертое - И. М. Хакамада (3,9%), пятое - О. А. Малышкин (2%), шестое - С. М. Миронов (0,8%).
Еще до выборов президент отправил в отставку правительство М. М. Касьянова. Новым премьер-министром был назначен М. Е. Фрадков. До этого он в течение года работал представителем РФ при ЕС, а ранее возглавлял налоговую полицию. Структура правительства изменилась: вместо 30 министерств осталось 14. За министерствами остались правоустанавливающие функции, функции правоприменения и контроля перешли к федеральным службам, а предоставление государственных услуг бизнесу и населению - к федеральным агентствам. Перестройка правительства должна ускорить административную реформу.