Отношения России со странами Запада в 1992 - 1998 гг.
В 1992 - 1994 гг. важнейшим приоритетом внешней политики России являлось установление партнерских отношений с США. 24 декабря 1991 г. Россия заняла место СССР в ООН, став постоянным членом Совета Безопасности ООН. В январе 1992 г. во время поездки на заседание СБ ООН Б. Н. Ельцин и президент США Дж. Буш подписали декларацию "О принципах новых отношений между Россией и США". В Декларации провозглашалось, что отношения между двумя странами будут строиться на основе дружбы и партнерства. В марте 1992 г. Россия и остальные страны СНГ вступили в Совет североатлантического сотрудничества. Это стало началом партнерства между странами СНГ и НАТО. В 1994 г. Россия и страны СНГ вступили в программу "Партнерство ради мира", в которой наряду с ними принимали участие страны Восточной Европы.
В апреле 1992 г. Россию приняли в Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк. Экономическая поддержка этих международных организаций позволила России получать кредиты на наиболее выгодных условиях. Страны Запада, прежде всего США и Германия, также приняли решение о выделении экономической помощи российским реформам. Летом 1992 г. российский президент впервые участвовал в саммите "большой семерки" . С того времени эти встречи стали постоянными, а "семерка" постепенно превращается в "восьмерку". Правда, Россия пока принимает участие только в политических дискуссиях, а в экономической части саммита не участвует, так как ее экономический потенциал слишком незначителен.
Летом 1992 г. в ходе визита Б. Н. Ельцина в США стороны договорились сократить суммарные стратегические наступательные вооружения с 21 тыс. до 7 тыс. боеголовок (по 3,5 тыс. у каждой стороны). США должны были ликвидировать ракеты МХ, а Россия - ракеты СС-18 с десятью разделяющимися головными частями (РГЧ). 3 января 1993 г. Б. Н. Ельцин и Дж. Буш подписали договор СНВ-2. Ядерные потенциалы обеих сторон сокращались на 2/3. США ратифицировали СНВ-2 в начале 1996 г. Россия из-за сопротивления левой оппозиции ратифицировала СНВ-2 только в 2000 г., после формирования в декабре 1999 г. новой Думы и избрания президентом В. В. Путина.
В августе 1994 г. российские войска были окончательно выведены из Германии.
В январе 1996 г. Россия была принята в Совет Европы. В ноябре 1996 г. было подписано соглашение о партнерстве России с Европейским союзом (ЕС).
В апреле 1997 г. вступила в силу Конвенция о запрещении химического оружия, ратифицированная 100 государствами. Россия из-за сопротивления левой патриотической оппозиции ратифицировала ее 31 октября 1997 г.
Во второй половине 90-х гг. отношения между Россией и странами Запада ухудшились. Это было вызвано целым рядом причин. На Западе вызвал опасения союз России и Белоруссии. Москва возражала против вхождения бывших стран Варшавского договора в НАТО. Серьезные разногласия между Россией и США вызвал конфликт на Балканах.
В этой ситуации большинство российских политиков сочли внешнеполитический курс, проводимый министром иностранных дел А. В. Козыревым, чрезмерно прозападным. В январе 1996 г. министром иностранных дел России стал Е.М. Примаков. Он настоятельно подчеркивал статус России как великой державы, имеющей интересы во всех точках планеты. Целью российской внешней политики стало противодействие созданию однополюсного мира под гегемонией США.
Российские политики, в том числе Е. М. Примаков и Б. Н. Ельцин, неоднократно заявляли, что Россия не допустит расширения НАТО на восток. Некоторые депутаты Думы предлагали в связи с расширением НАТО отказаться от ратификации СНВ-2, выйти из Договора о сокращении обычных вооруженных сил в Европе, заключенного в 1990 г., отказаться от обязательства не применять первыми ядерное оружие и разорвать соглашения о запрете химического и бактериологического оружия. Звучали (но не были приняты) предложения о сближении с Северной Кореей и Ираком. В 1999 г. Польша, Чехия и Венгрия стали членами НАТО. О желании вступить в НАТО заявили страны Балтии.
Серьезные разногласия между Россией и США вызвало экономическое партнерство с Ираном, которому Россия помогала в строительстве атомных электростанций и освоении ракетных технологий, а также вопрос о санкциях против Ирака. Запрет на торговлю с Ираком нанес серьезный экономический ущерб России. Поэтому российские политики выступали за смягчение или отмену санкций против режима Саддама Хусейна.
В поисках стратегических партнеров Россия с 1997 г. интенсифицировала сближение с Китаем.
Интенсивно развивались на протяжении 90-х гг. контакты России с Японией, но разрешить главный спорный вопрос - о статусе Курильских островов - до настоящего времени не удалось.