Отношения России со странами ближнего зарубежья
После распада СССР страны, вышедшие из его состава, создали Содружество Независимых Государств (СНГ). В настоящее время в состав СНГ вошли все бывшие республики Советского Союза, за исключением прибалтийских. Позднее других вступила в СНГ Грузия. 15 мая 1992 г. страны СНГ подписали Договор о коллективной безопасности, а 22 января 1993 г. - Устав СНГ.
Развитие СНГ проходит с немалыми сложностями, поскольку новые государства руководствуются различными, зачастую противоположными интересами, а многие политики в бывших союзных республиках испытывают опасения по поводу имперских амбиций Москвы.
Все страны СНГ получили право на создание собственных вооруженных сил. Первоначально было создано Главное командование Объединенных вооруженных сил СНГ. Но вскоре начался раздел вооруженных сил, инициатором которого выступила Украина. Все страны СНГ создали национальные армии.
Контроль над ядерным оружием остался у России. Белоруссия и Украина заявили о желании избавиться от ядерного оружия, размещенного на их территории, и согласились на его вывоз в Россию для уничтожения. Однако весной 1992 г. Украина приостановила вывод ядерного оружия в Россию. Казахстан настаивал на своем праве распоряжаться находящимся на его территории ядерным оружием. Под нажимом России и США Украина и Казахстан отказались от притязаний на ядерное оружие, ратифицировали договор СНВ-1 и договор о нераспространении ядерного оружия. Окончательное утверждение безъядерного статуса этих государств затянулось до 1994 г.
Отношения между Россией и Украиной долго осложнялись вопросом о судьбе Черноморского флота (ЧФ) и статусе Севастополя. В августе 1992 г. Черноморский флот был выведен из состава Объединенных вооруженных сил СНГ и передан в совместное управление России и Украины. В июне 1995 г. президенты России и Украины договорились о принципах раздела ЧФ и определили места базирования российских и украинских Военно-морских сил. Окончательно урегулировать эту проблему удалось лишь в мае 1997 г. Россия сохранила 87% кораблей ЧФ и получила право на аренду военно-морской базы в Севастополе. 31 мая 1997 г. Россия и Украина подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве.
Российско-украинские отношения осложняются нерегулярными платежами украинской стороны за российский газ. На российско-украинской границе установлены таможни, причем таможенные правила постепенно ужесточаются.
В 2003 г. отношения Украины и России подверглись внезапным испытаниям из-за строительства дамбы в Керческом проливе у косы Тузла. На Украине Тузлу считают островом, а попытку соединения ее с российским берегом восприняли как посягательство на свою территорию.
Политика России по отношению к странам Балтии направлена на прекращение дискриминации "неграждан", выражающейся в предъявлении жестких требований к владению государственными языками при приеме на работу, вытеснении русского языка из сферы образования. Россию возмущают активизация бывших фашистов и преследования ветеранов Советской Армии в Латвии. В 90-х гг. Россия неоднократно высказывала недовольство планами вступления стран Балтии в НАТО.
Достаточно тесно сотрудничает Россия с Арменией, считающей Москву важнейшим стратегическим союзником. Азербайджан, напротив, постепенно сближается с Турцией, хотя Россия не поддержала Армению в споре из-за Карабаха. Во многом отдаление Азербайджана от России вызвано спорами из-за добычи и транспортировки нефти шельфа Каспийского моря.
Россия выступает в роли посредника в грузино-абхазском конфликте. Однако Грузия обвиняет Россию в поддержке сепаратистов в Абхазии и постепенно сближается с НАТО и США.
Важным экономическим партнером России является Казахстан. Россия тесно сотрудничает с Казахстаном в военно-космической области, арендуя космодром Байконур. Из-за аварий российских ракет Казахстан несколько раз приостанавливал эксплуатацию Байконура. Это побуждает Россию развивать собственные космодромы: Плесецк и Свободный.
В северных областях Казахстана, населенных преимущественно русскими и украинцами, имеются политические движения, выступающие за отделение от Казахстана и присоединение к России.
В Средней Азии Россия тесно сотрудничает с Киргизией. Узбекистан постепенно переориентируется на более тесные связи с Ираном и Турцией, а также на интеграцию под своим лидерством среднеазиатских государств. Отдаление Узбекистана от России сдерживается потребностью в российской военной поддержке на случай исламистской угрозы.
Отношения с Туркменией крайне осложнились в 2002-2003 гг. из-за того, что откровенно диктаторский режим Туркменбаши (Сапармурата Ниязова) взял курс на окончательное вытеснение русскоязычного населения из страны.
В Таджикистане, измученном многолетней гражданской войной, влияние России значительно. В 1997 г. при посредничестве России между правительством Таджикистана и таджикской оппозицией было подписано Соглашение о прекращении боевых действий и создании комиссии по национальному примирению. Южные границы Таджикистана охраняют российские войска (201-я дивизия). Россия вынуждена брать на себя охрану южных границ бывшего СССР, так как в противном случае их станут беспрепятственно пересекать террористы и торговцы наркотиками и оружием. Обустройство же собственных тысячекилометровых границ России с южными соседями слишком дорого.
После 2001 г. в Средней Азии усилилось влияние США, которые разместили здесь свои военные базы для борьбы с международным терроризмом. Российское руководство неоднократно заявляло, что военное присутствие США не несет угрозы российским интересам. В 2003 г. в Киргизии появилась российская военная база.
Наиболее тесно развивается сотрудничество между Россией и Белоруссией. В апреле 1996 г. подписан Договор о создании Сообщества России и Белоруссии. В 1997 г. Сообщество стало Союзом России и Белоруссии. 23 мая 1997 г. принят Устав Союза. Граждане России и Белоруссии имеют право свободно перемещаться, проживать и владеть имуществом на территории обеих стран. В конце 90-х гг. казалось, что близок момент перехода к единой валюте, а затем - к единому государству. В начале XXI в. этот процесс затормозился. После выдвижения В.В. Путиным конкретных условий объединения белорусский президент неоднократно высказывал различные обвинения в адрес России.