Либерализация цен и торговли

2 января 1992 г. указом президента РФ были введены свободные (рыночные) цены. Временно не подлежали освобождению лишь цены на энергоносители и некоторые виды продовольствия (хлеб, молоко и т. п.). Был издан указ о свободе торговли. Было допущено хождение иностранной валюты (преимущественно расчеты велись в долларах США и немецких марках). Резко увеличился импорт продовольствия и товаров широкого потребления.

"Гайдаровские" реформы принесли быстрый и ощутимый результат: в течение нескольких месяцев дефицит был преодолен. Прилавки магазинов наполнились товарами.

Однако социальная цена реформ оказалась чрезвычайно велика. Одновременно с либерализацией цен были в 2-3 раза повышены зарплаты бюджетников и пенсии. Предполагалось, что цены вырастут в 3-5 раз. Однако из-за чрезмерной монополизации производства и тотального дефицита продовольствия и потребительских товаров цены сразу увеличились в 10–15 раз, а на некоторые товары и в 30 раз. За год цены выросли в среднем в 26 раз. Реальные доходы населения за год упали на 44%. Большинство населения оказалось за чертой бедности. Обесценились созданные многолетним трудом вклады в сберкассы. В особенно тяжелое положение попали пенсионеры и работники бюджетной сферы: учителя, врачи, научные работники, сотрудники библиотек и музеев и т. п. В то же время стали быстро расти доходы немногочисленной социальной верхушки. В обществе возникло небывалое социальное расслоение.

Сопротивление реформам

Социальные издержки реформ вызвали широкую оппозицию в Верховном Совете РФ. Часть депутатов, ранее занимавших реформаторские позиции, негативно отнеслась к радикальным экономическим реформам и перешла в оппозицию. Парламентское большинство стало добиваться расширения расходной части бюджета, чтобы компенсировать населению рост цен. Это делало невозможным формирование бездефицитного бюджета и провоцировало инфляцию. Особенно острое сопротивление встретило намерение правительства освободить цены на энергоносители, резко снизить субсидии предприятиям и отменить обязательные госзаказы. Такая мера сделала бы неплатежеспособными значительную часть промышленных предприятий и колхозов и обрекла бы их на закрытие.

Летом 1992 г. в результате взвинчивания цен предприятиями возник кризис неплатежей. Взаимные неплатежи достигли 2 трлн руб. Даже прибыльные нефтяные и газовые предприятия не могли покрыть убытков. Особенно сильный спад постиг тяжелую промышленность, прежде всего предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК), лишившиеся государственных оборонных заказов и не сумевшие быстро и эффективно провести конверсию. Правительство стремилось избежать гиперинфляции и настаивало на методах шоковой терапии: отказе от поддержки неэффективных и ненужных обществу предприятий, стремилось провести их акционирование, запустить механизм банкротства. Но Верховный Совет во главе с его председателем Р. И. Хасбулатовым и Центральный банк во главе с В. В. Геращенко пошли по пути предоставления неконкурентоспособным производителям финансовой помощи в виде дешевых государственных кредитов. Это объяснялось стремлением избежать закрытия предприятий, массовой безработицы и социального взрыва. Это сорвало правительственную схему реформ, основанную на принципах монетаризма, то есть на ограничении объема денежной массы в обороте и тем самым сдерживании инфляции.

Серьезное сопротивление вызвала и массовая приватизация. В ходе ее проведения было предоставлено большое количество льгот, создано множество финансово-промышленных групп (ФПГ) на основе индивидуальных, внерыночных схем распределения собственности, что привело к переходу значительного объема государственной собственности в руки узкого круга лиц по крайне заниженным ценам, а то и бесплатно.

Отказ от либерализации цен на энергоносители и широкое кредитование не позволили быстро выявить реальную эффективность предприятий, затруднили формирование эффективного собственника. Если противники либеральных реформаторов считают, что развал российской экономики начался именно с "гайдаровских" реформ, то их сторонники полагают, что это произошло из-за того, что "шоковая терапия" по Е. Т. Гайдару так и не была реализована из-за сопротивления оппозиции и нехватки политической воли у руководства страны.

В декабре 1992 г. под давлением депутатов Б. Н. Ельцин отправил Е. Т. Гайдара в отставку. Премьер-министром России стал В. С. Черномырдин, имевший репутацию "крепкого хозяйственника". Однако надежды оппозиции на радикальную смену экономического курса не оправдались. В. С. Черномырдин быстро стал последовательным сторонником рыночных реформ.

Приватизация

Для проведения глубоких экономических реформ необходимо было воссоздать в России частную собственность. Фактически процесс приватизации уже шел, однако развивался стихийно и нелегально - посредством разворовывания государственного имущества через подставные фирмы, которым продукция продавалась по заниженным ценам. Реальную прибыль от такой приватизации получали не государство и не общество, а лишь руководители предприятий и ведомств. Административных рычагов, с помощью которых этот процесс можно было бы прекратить, уже не существовало. Остановить "директорскую" приватизацию могла лишь массовая приватизация на основе закона.

Программа приватизации разрабатывалась и осуществлялась Государственным комитетом по управлению имуществом (Госкомимущество) под руководством А. Б. Чубайса. Предложения бесплатно передать предприятия в руки трудовых коллективов были отвергнуты, так как это, по мнению А. Б. Чубайса и его единомышленников, увековечило бы власть старых директоров и исключило бы переход предприятий в руки новых эффективных собственников. Кроме того, при этом от приватизации ничего не получали пенсионеры, работники бюджетной сферы (учителя, врачи и т. д.). Были разработаны три варианта приватизации.

По первому варианту 25% акций передавалось трудовому коллективу бесплатно, еще 10% - с 30%-й скидкой. Руководство предприятия могло приобрести по номинальной стоимости еще 5% акций. Под давлением директорского корпуса и законодателей был предложен второй вариант: трудовые коллективы получали 51% акций (контрольный пакет), но по цене, в 1,7 раза превышавшей номинальную. Собственником акций становился каждый работник в отдельности. Второй вариант приватизации позволил избежать массового сопротивления приватизации со стороны директорского корпуса. Третий вариант предусматривал право руководства предприятий выкупить по крайне низким ценам 40% акций. Однако этот вариант широкого распространения не получил, так как разрешался только в том случае, если директор твердо обещал избежать банкротства.

Акции, за вычетом перешедших в руки работников и руководителей предприятий, поступали в свободную продажу. Однако население не располагало необходимыми средствами для приобретения акций приватизируемых предприятий. Рассчитывать на приток иностранных инвестиций не приходилось, поскольку еще для иностранных инвесторов не были созданы надежные законодательные гарантии. Приватизация за деньги неизбежно растянулась бы на длительный срок. А либеральные реформаторы стремились ускорить приватизацию. В этой ситуации было принято решение о выдаче всему населению ваучеров. Каждый ваучер имел номинальную стоимость 10 тыс. рублей. Ваучеры можно было без ограничений обменивать на акции приватизированных предприятий, вкладывать в чековые инвестиционные фонды, продавать и покупать. Ваучеры были введены указом президента в августе 1992 г. С октября 1992 г. по февраль 1993 г. они были выданы населению. Ваучеры получили 97% граждан России.

25% ваучеров были вложены в чековые инвестиционные фонды, столько же - проданы и перешли в руки юридических лиц, 50% - вложены членами трудовых коллективов и членами их семей в акции собственных предприятий. Чековые фонды оказались менее выгодны, чем прямое приобретение за ваучеры акций приватизированных предприятий. На 25% ваучеров, вложенных в фонды, было приобретено лишь 10% акций. Часть фондов разорилась, некоторые оказались просто "финансовыми пирамидами". Отсутствие контроля за чековыми фондами явилось серьезной ошибкой реформаторов.

Общественных ожиданий ваучерная приватизация не оправдала. Когда ваучеры только выдавались, газеты печатали объявления об обмене двух-трех приватизационных чеков на квартиру, а реальные годовые доходы от ваучеров. вложенных в инвестиционные фонды, не превысили стоимости нескольких батонов хлеба. Дивиденды по акциям, приобретенным за ваучеры, оказались в большинстве случаев незначительными. Но ваучерная приватизация внесла решающий вклад в формирование частной собственности в России и подготовила переход к денежной приватизации.

Денежная приватизация началась с 1994 г. Политическая ситуация была неблагоприятна для привлечения инвестиций. Стоимость акций большинства российских предприятий была низка, а продавать высокодоходные нефтяные предприятия запретила Дума. В этой ситуации были применены залоговые аукционы. Передача акций в залог велась по низким ценам и доходы государства оказались чрезвычайно низкими. За это аукционы подвергаются резкой критике. По мнению либеральных реформаторов, залоговые аукционы принесли максимально возможную в 1995 г. прибыль и ускорили денежную приватизацию, а если бы стартовые цены были выше, предприятия вообще не удалось бы продать и государство не получило бы средств.

Наши рекомендации