Программа экономических реформ
Программа экономических реформ
Осенью 1991 г. экономическое положение СССР было катастрофическим. Выход из этой ситуации руководством России мыслился лишь на пути радикальной экономической реформы. Реальной возможностью ее проведения осенью 1991 г. располагал уже не союзный центр, резко ослабевший после августовского путча, но новые власти России во главе с президентом Б. Н. Ельциным.
В конце октября 1991 г. Б. Н. Ельцин выступил на V Съезде народных депутатов России с программой экономических реформ. Авторами программы являлись министры нового российского правительства. Формально исполняющим обязанности главы правительства стал сам Б. Н. Ельцин. Вице-премьером по экономической политике был назначен либеральный экономист Е. Т. Гайдар.
Е. Т. Гайдар и возглавляемая им команда "молодых реформаторов" предложили осуществить экономические преобразования в следующей последовательности:
- переход к свободным ценам (либерализация цен);
- либерализация торговли;
- приватизация государственной собственности.
Такая последовательность, по мнению реформаторов, диктовалась состоянием российской экономики, в которой полностью господствовали дефицит и бартер (натуральный обмен). Без перехода к свободным ценам и либерализации торговли приватизация была бы невозможна, так как никто не стал бы брать в собственность предприятия, будучи вынужден торговать по государственным ценам и получать сырье от государства. Либерализация цен должна была выявить истинную рыночную стоимость товаров, устранить дефицит и заставить предприятия зарабатывать.
Государство отказывалось от прямого вмешательства в экономику и намеревалось проводить жесткую финансовую политику, препятствуя инфляции и не допуская дефицита бюджета.
Либерализация цен и торговли
2 января 1992 г. указом президента РФ были введены свободные (рыночные) цены. Временно не подлежали освобождению лишь цены на энергоносители и некоторые виды продовольствия (хлеб, молоко и т. п.). Был издан указ о свободе торговли. Было допущено хождение иностранной валюты (преимущественно расчеты велись в долларах США и немецких марках). Резко увеличился импорт продовольствия и товаров широкого потребления.
"Гайдаровские" реформы принесли быстрый и ощутимый результат: в течение нескольких месяцев дефицит был преодолен. Прилавки магазинов наполнились товарами.
Однако социальная цена реформ оказалась чрезвычайно велика. Одновременно с либерализацией цен были в 2-3 раза повышены зарплаты бюджетников и пенсии. Предполагалось, что цены вырастут в 3-5 раз. Однако из-за чрезмерной монополизации производства и тотального дефицита продовольствия и потребительских товаров цены сразу увеличились в 10–15 раз, а на некоторые товары и в 30 раз. За год цены выросли в среднем в 26 раз. Реальные доходы населения за год упали на 44%. Большинство населения оказалось за чертой бедности. Обесценились созданные многолетним трудом вклады в сберкассы. В особенно тяжелое положение попали пенсионеры и работники бюджетной сферы: учителя, врачи, научные работники, сотрудники библиотек и музеев и т. п. В то же время стали быстро расти доходы немногочисленной социальной верхушки. В обществе возникло небывалое социальное расслоение.
Сопротивление реформам
Социальные издержки реформ вызвали широкую оппозицию в Верховном Совете РФ. Часть депутатов, ранее занимавших реформаторские позиции, негативно отнеслась к радикальным экономическим реформам и перешла в оппозицию. Парламентское большинство стало добиваться расширения расходной части бюджета, чтобы компенсировать населению рост цен. Это делало невозможным формирование бездефицитного бюджета и провоцировало инфляцию. Особенно острое сопротивление встретило намерение правительства освободить цены на энергоносители, резко снизить субсидии предприятиям и отменить обязательные госзаказы. Такая мера сделала бы неплатежеспособными значительную часть промышленных предприятий и колхозов и обрекла бы их на закрытие.
Летом 1992 г. в результате взвинчивания цен предприятиями возник кризис неплатежей. Взаимные неплатежи достигли 2 трлн руб. Даже прибыльные нефтяные и газовые предприятия не могли покрыть убытков. Особенно сильный спад постиг тяжелую промышленность, прежде всего предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК), лишившиеся государственных оборонных заказов и не сумевшие быстро и эффективно провести конверсию. Правительство стремилось избежать гиперинфляции и настаивало на методах шоковой терапии: отказе от поддержки неэффективных и ненужных обществу предприятий, стремилось провести их акционирование, запустить механизм банкротства. Но Верховный Совет во главе с его председателем Р. И. Хасбулатовым и Центральный банк во главе с В. В. Геращенко пошли по пути предоставления неконкурентоспособным производителям финансовой помощи в виде дешевых государственных кредитов. Это объяснялось стремлением избежать закрытия предприятий, массовой безработицы и социального взрыва. Это сорвало правительственную схему реформ, основанную на принципах монетаризма, то есть на ограничении объема денежной массы в обороте и тем самым сдерживании инфляции.
Серьезное сопротивление вызвала и массовая приватизация. В ходе ее проведения было предоставлено большое количество льгот, создано множество финансово-промышленных групп (ФПГ) на основе индивидуальных, внерыночных схем распределения собственности, что привело к переходу значительного объема государственной собственности в руки узкого круга лиц по крайне заниженным ценам, а то и бесплатно.
Отказ от либерализации цен на энергоносители и широкое кредитование не позволили быстро выявить реальную эффективность предприятий, затруднили формирование эффективного собственника. Если противники либеральных реформаторов считают, что развал российской экономики начался именно с "гайдаровских" реформ, то их сторонники полагают, что это произошло из-за того, что "шоковая терапия" по Е. Т. Гайдару так и не была реализована из-за сопротивления оппозиции и нехватки политической воли у руководства страны.
В декабре 1992 г. под давлением депутатов Б. Н. Ельцин отправил Е. Т. Гайдара в отставку. Премьер-министром России стал В. С. Черномырдин, имевший репутацию "крепкого хозяйственника". Однако надежды оппозиции на радикальную смену экономического курса не оправдались. В. С. Черномырдин быстро стал последовательным сторонником рыночных реформ.
Приватизация
Для проведения глубоких экономических реформ необходимо было воссоздать в России частную собственность. Фактически процесс приватизации уже шел, однако развивался стихийно и нелегально - посредством разворовывания государственного имущества через подставные фирмы, которым продукция продавалась по заниженным ценам. Реальную прибыль от такой приватизации получали не государство и не общество, а лишь руководители предприятий и ведомств. Административных рычагов, с помощью которых этот процесс можно было бы прекратить, уже не существовало. Остановить "директорскую" приватизацию могла лишь массовая приватизация на основе закона.
Программа приватизации разрабатывалась и осуществлялась Государственным комитетом по управлению имуществом (Госкомимущество) под руководством А. Б. Чубайса. Предложения бесплатно передать предприятия в руки трудовых коллективов были отвергнуты, так как это, по мнению А. Б. Чубайса и его единомышленников, увековечило бы власть старых директоров и исключило бы переход предприятий в руки новых эффективных собственников. Кроме того, при этом от приватизации ничего не получали пенсионеры, работники бюджетной сферы (учителя, врачи и т. д.). Были разработаны три варианта приватизации.
По первому варианту 25% акций передавалось трудовому коллективу бесплатно, еще 10% - с 30%-й скидкой. Руководство предприятия могло приобрести по номинальной стоимости еще 5% акций. Под давлением директорского корпуса и законодателей был предложен второй вариант: трудовые коллективы получали 51% акций (контрольный пакет), но по цене, в 1,7 раза превышавшей номинальную. Собственником акций становился каждый работник в отдельности. Второй вариант приватизации позволил избежать массового сопротивления приватизации со стороны директорского корпуса. Третий вариант предусматривал право руководства предприятий выкупить по крайне низким ценам 40% акций. Однако этот вариант широкого распространения не получил, так как разрешался только в том случае, если директор твердо обещал избежать банкротства.
Акции, за вычетом перешедших в руки работников и руководителей предприятий, поступали в свободную продажу. Однако население не располагало необходимыми средствами для приобретения акций приватизируемых предприятий. Рассчитывать на приток иностранных инвестиций не приходилось, поскольку еще для иностранных инвесторов не были созданы надежные законодательные гарантии. Приватизация за деньги неизбежно растянулась бы на длительный срок. А либеральные реформаторы стремились ускорить приватизацию. В этой ситуации было принято решение о выдаче всему населению ваучеров. Каждый ваучер имел номинальную стоимость 10 тыс. рублей. Ваучеры можно было без ограничений обменивать на акции приватизированных предприятий, вкладывать в чековые инвестиционные фонды, продавать и покупать. Ваучеры были введены указом президента в августе 1992 г. С октября 1992 г. по февраль 1993 г. они были выданы населению. Ваучеры получили 97% граждан России.
25% ваучеров были вложены в чековые инвестиционные фонды, столько же - проданы и перешли в руки юридических лиц, 50% - вложены членами трудовых коллективов и членами их семей в акции собственных предприятий. Чековые фонды оказались менее выгодны, чем прямое приобретение за ваучеры акций приватизированных предприятий. На 25% ваучеров, вложенных в фонды, было приобретено лишь 10% акций. Часть фондов разорилась, некоторые оказались просто "финансовыми пирамидами". Отсутствие контроля за чековыми фондами явилось серьезной ошибкой реформаторов.
Общественных ожиданий ваучерная приватизация не оправдала. Когда ваучеры только выдавались, газеты печатали объявления об обмене двух-трех приватизационных чеков на квартиру, а реальные годовые доходы от ваучеров. вложенных в инвестиционные фонды, не превысили стоимости нескольких батонов хлеба. Дивиденды по акциям, приобретенным за ваучеры, оказались в большинстве случаев незначительными. Но ваучерная приватизация внесла решающий вклад в формирование частной собственности в России и подготовила переход к денежной приватизации.
Денежная приватизация началась с 1994 г. Политическая ситуация была неблагоприятна для привлечения инвестиций. Стоимость акций большинства российских предприятий была низка, а продавать высокодоходные нефтяные предприятия запретила Дума. В этой ситуации были применены залоговые аукционы. Передача акций в залог велась по низким ценам и доходы государства оказались чрезвычайно низкими. За это аукционы подвергаются резкой критике. По мнению либеральных реформаторов, залоговые аукционы принесли максимально возможную в 1995 г. прибыль и ускорили денежную приватизацию, а если бы стартовые цены были выше, предприятия вообще не удалось бы продать и государство не получило бы средств.
Августовский кризис 1998 г.
Однако с осени 1997 г. экономика России подверглась новым тяжелым испытаниям. Разразился азиатский финансовый кризис, одновременно резко упали цены на нефть - основной продукт российского экспорта.
Весной 1998 г. Б. Н. Ельцин отправил в отставку В. С. Черномырдина и назначил главой правительства С. В. Кириенко, сторонника радикальных реформ. Процедура утверждения С. В. Кириенко Думой из-за сопротивления левой оппозиции затянулась. Новое правительство столкнулось с острейшими проблемами: шахтерские забастовки, сопровождавшиеся перекрытием железнодорожных магистралей, стремительный рост государственного долга, резкое падение валютных запасов Центрального банка. В апреле 1998 г. государственные доходы впервые превысили расходы. Однако привлечь инвесторов все же не удалось. Бремя долгов стремительно нарастало, особенно в связи с ростом процентных ставок по государственным краткосрочным обязательствам (ГКО).
В результате 17 августа 1998 г. правительство провело девальвацию (границы ранее установленного валютного коридора были расширены с 6 руб. до 9,5 руб. за 1 доллар) и объявило дефолт (отказ платить долги). Был введен мораторий на выплату долгов коммерческих банков иностранным инвесторам. 23 августа Б. Н. Ельцин отправил правительство С. В. Кириенко в отставку.
После отставки Кириенко валютный курс превысил 20 рублей за 1 доллар. Российская банковская система оказалась на грани краха. Многие крупные банки и фирмы разорились. Вклады населения в коммерческих банках упали на 15% в рублевом исчислении, а в реальном выражении на 52%. Вкладчики не могли получить свои деньги из коммерческих банков иногда в течение нескольких месяцев. Во многих случаях выплаты проводились по старому курсу. Резко увеличились цены на товары широкого потребления. Сотни тысяч людей, принадлежавших к "среднему классу", потеряли работу и доходы.
Развитие федерализма
По Конституции Россия является федеративным государством, включает 89 субъектов федерации, в число которых входят края, области, автономные республики, автономные области, автономные округа. При этом одни субъекты федерации (края и области) выделяются по территориальному признаку, другие (автономные республики, области и округа) - по национально-территориальному.
В 1992 - 1993 гг. федеративные отношения в России характеризовались преобладанием центробежных тенденций. В 1990 - 1991 гг. российская власть, стремясь заручиться поддержкой регионов в борьбе с союзным центром, предложила расширить их суверенитет. После распада СССР российские автономии, опираясь на национальные движения, стали добиваться передачи им многих полномочий федеральных властей. Начался "парад суверенитетов". Особенно сложное положение возникло в Татарстане, Башкирии, Якутии, Туве, в некоторых республиках Северного Кавказа. В 1992 г. в Татарстане состоялся референдум о государственном статусе республики. 60% проголосовавших высказались за государственную независимость Татарстана.
В феврале 1994 г. был подписан договор о разграничении полномочий между федеральной властью и Татарстаном, давший республике более широкие права, чем другим субъектам федерации вплоть до предоставления татарского гражданства и установления отношений с иностранными государствами. Только после этого в Татарстане были проведены выборы в Государственную думу РФ (в 1993 г. они не проводились, так как Федеральное собрание РФ было объявлено законодательным органом "иностранного государства"). В общей сложности в 1994 - 1995гг. было подписано 20 двусторонних договоров с российскими автономиями. В результате национально-территориальные субъекты Федерации приобрели большую самостоятельность, чем территориальные, что вызвало недовольство руководителей многих краев и областей. Вместе с тем готовность центра к компромиссам способствовала постепенному изживанию сепаратизма и изоляции экстремистских националистических сил.
Война в Чечне 1994 - 1996 гг.
Наиболее тяжелые последствия "парад суверенитетов" имел на Северном Кавказе. Весной 1990 г. конгресс чеченского народа провозгласил создание суверенной Чеченской республики Ичкерия. В октябре 1991 г. президентом Чечено-Ингушетии был избран отставной советский генерал Д. М. Дудаев, возглавивший сепаратистские силы. Ингушетия отделилась от Чечни - в июне 1992 г. была провозглашена Ингушская республика в составе РФ.
В Чечне под флагом борьбы за национальную независимость возник криминальный режим. Постоянным явлением стали нелегальная торговля нефтью, грабежи поездов, угоны самолетов, расправы над русскоязычными жителями. Это привело к обвальному падению производства, массовой безработице.
В 1993 г. в чеченском обществе сложилась широкая, но неоднородная оппозиция, начавшая вооруженную борьбу с дудаевским режимом. Летом 1993 г. Д. М. Дудаев разогнал избранный в 1991 г. парламент, а в августе 1994 г. объявил России "священную войну". В ноябре 1994 г. отряды чеченской оппозиции при поддержке российских офицеров-танкистов штурмовали Грозный. Штурм провалился.
После этого российское руководство приняло решение свергнуть режим Дудаева силой. В декабре 1994 г. российские войска вступили на территорию Чечни, имея приказ "восстановить конституционный порядок". Министр обороны П. С. Грачев утверждал, что для свержения Д. М. Дудаева достаточно "двух часов и одного парашютно-десантного полка". Оказалось, что сепаратисты имеют современное оружие советского и иностранного производства и прекрасно подготовлены к боевым действиям. "Восстановление порядка" обернулось кровопролитной войной с применением тяжелого вооружения. Чеченцы восприняли ввод войск как оккупацию и сплотились вокруг дудаевского режима. В российском обществе война, повлекшая огромные жертвы, была непопулярна. Низкий моральный дух российской армии сыграл решающую роль в ее неудачах.
В июне 1995 г. чеченские боевики во главе с Ш. Басаевым захватили больницу в г. Буденновске. Взяв в заложники пациентов и врачей, Ш. Басаев заставил российское руководство (премьер-министра В. С. Черномырдина) вступить с ним в прямые переговоры по телефону и обещать прекращение военных действий.
По мнению военных, начавшиеся переговоры не дали российской армии добить боевиков и позволили им перегруппировать свои силы, получить оружие и наемников из-за рубежа.
Хасавюртовские соглашения
В августе 1996 г. чеченские боевики внезапным штурмом захватили г. Грозный, нанеся тяжелые потери российским частям. Поражение российской армии укрепило позиции тех, кто считал невозможным силовое решение чеченской проблемы и выступал за ее политическое урегулирование.
31 августа 1996 г. в Хасавюрте А. И. Лебедь, назначенный полномочным представителем президента в Чечне, подписал с А. Масхадовым, начальником штаба боевиков, соглашение о прекращении огня и выводе федеральных войск из Чечни. Чечня получила возможность избрать новое руководство (Д. Дудаев был убит). Вопрос о политическом статусе Чечни был отложен на пять лет. В мае 1997 г. Б. Н. Ельцин и А. Масхадов, избранный президентом Чечни, подписали в Москве договор о мире и принципах взаимоотношений между РФ и Чеченской республикой Ичкерия. Фактически Чечня стала независимой. Россия обязалась оказать помощь в восстановлении экономики Чечни.
В момент заключения соглашений в Хасавюрте большинство россиян вздохнули с облегчением: война прекратилась. Последующие события доказали, что соглашения в Хасавюрте лишь отсрочили новое столкновение с боевиками, получившими возможность беспрепятственно строить в Чечне криминальный режим, прикрываясь исламскими религиозными лозунгами.
Россия в начале XXI в.
В 2000 - 2004 гг. в экономической и политической жизни России была достигнута определенная стабилизация. Высокие цены на нефть, установившиеся на мировом рынке, позволили добиться устойчивого экономического роста. В 2001 - 2003 гг. среднегодовые темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) превысили 5%. Значительно возросли золотовалютные резервы России, уменьшился отток денег за границу. В 2003 г. президент В. В. Путин выдвинул задачу к 2010 г. удвоить ВВП страны. Улучшению экономической ситуации способствовало принятие ряда важных законов.
В 2000 г. были приняты дополнения к Налоговому кодексу, установившие "плоскую" шкалу подоходного налога - 13%. Это позволило вывести "из тени" значительную часть доходов граждан, значительно повысило собираемость налогов и доходы бюджета. Вместе с тем "черные" зарплаты сохраняются, поскольку работодатели вынуждены платить высокий единый социальный налог на оплату труда своих работников.
С принятием в октябре 2001 г. нового Земельного кодекса в России официально появилась частная собственность на землю. Это должно способствовать привлечению инвестиций (до сих пор инвесторы опасались вкладывать средства в капитальное строительство, поскольку не становились собственниками земли под построенными объектами). Правда, купля-продажа земли сельскохозяйственного назначения регулируется законами субъектов Федерации.
Несколько улучшилась ситуация на рынке труда. Предприятия, в том числе относящиеся к оборонным отраслям, стали восстанавливать производство и вновь заполнять рабочие места. Безработица в 2001 - 2002 гг. сократилась с 7,1 до 6,3 млн. чел.
Улучшение экономической ситуации позволило государству увеличить расходы на образование и науку, повысить пенсии и зарплаты бюджетникам, сократить задолженность по выплате зарплаты.
Началось осуществление пенсионной реформы, нацеленной на переход к накопительной пенсионной системе. В будущем каждый пенсионер будет получать гарантированную минимальную пенсию и накопительную пенсию, которая будет формироваться за счет средств, накопленных на персональном пенсионном счету работника. Пенсионные накопительные счета могут открываться как в государственных, так и в частных управляющих компаниях. Частные компании предлагают более высокие пенсионные выплаты, но это обусловлено более высоким риском в случае неудачных действий компании по распоряжению доверенными ей средствами накопительных счетов.
Тем не менее, несмотря на очевидные улучшения, социально-экономическая ситуация в России остается сложной. Уровень жизни большинства россиян крайне низок, а социальное расслоение продолжает расти.
Серьезно изменилась система государственного управления. В мае 2000 г. президентским указом был создан институт полномочных представителей президента в 7 федеральных округах: Северо-Западном, Центральном, Южном, Поволжском, Уральском, Сибирском, Дальневосточном. Каждый федеральный округ включает несколько субъектов Федерации. Губернаторы и главы законодательных собраний субъектов Федерации лишились постов в Совете Федерации. Членами верхней палаты Федерального собрания РФ стали теперь представители органов исполнительной и законодательной властей регионов. Президент получил право отстранять избранных глав администрации регионов в случае несоответствия регионального законодательства федеральному. Таким образом было усилено влияние центра на региональную власть, а возможности губернаторов влиять на политику федеральной власти резко сократились.
В декабре 2000 г. Федеральное собрание утвердило законы о государственной символике (гербе, флаге, гимне). Гербом Российской Федерации признано изображение двуглавого орла в короне, со скипетром и державой. Флаг РФ представляет собой бело-сине-красное полотнище (цвета названы сверху вниз). Больше всего дискуссий вызвало принятие гимна на музыку Александрова, которая у многих ассоциировалась с гимном СССР. Новый текст российского гимна написал С. В. Михалков, автор гимна СССР.
В 2000 - 2003 гг. отношения власти с крупным бизнесом развивались неровно. Ряд крупных предпринимателей ("олигархов") лишились прежнего влияния на политику государства, а некоторые (Б. А. Березовский, В. А. Гусинский) вынуждены были эмигрировать. Под контроль государства перешли принадлежавшие им средства массовой информации, особенно телевидение (каналы НТВ, ОРТ, ТВ-6). Усиление государственного контроля над СМИ вызвало у части российской общественности опасения за свободу слова. В 2003 г. возбуждены уголовные дела по обвинению в неуплате налогов против акционеров и высших менеджеров одной из крупнейших нефтяных компаний России - "Юкоса". Крупнейший акционер "Юкоса" М. Б. Ходорковский оказался в тюрьме, другие руководители компании либо были арестованы, либо выехали за границу. Однако большинство аналитиков считают, что дело "Юкоса" не означает наступления на рыночные отношения в России.
Началась разработка административной реформы, целью которой провозглашается создание более благоприятных условий для развития рыночной экономики, сокращение бюрократического аппарата, борьба с коррупцией. Пока высокий уровень коррупции и рост преступности остаются одними из самых сложных проблем в стране.
Важной целью является военная реформа, прежде всего - переход к профессиональной армии. На данном этапе решение этой задачи находится в начальной стадии. Ведется эксперимент по комплектованию исключительно военнослужащими-контрактниками в Псковской воздушно-десантной дивизии, принят закон об альтернативной службе. Однако полный отказ от призыва в ближайшие годы едва ли возможен.
Много споров вызывает реформа образования, особенно введение единого государственного экзамена (ЕГЭ). В 2002 - 2004 гг. ЕГЭ проводится в ряде российских регионов, число которых постепенно возрастает. Основные цели ЕГЭ - преодоление коррупции при приеме в вузы и расширение возможности поступления в престижные вузы для школьников из провинции.
В декабре 2003 г. состоялись выборы в Государственную думу РФ. Победу одержала поддерживавшая президента партия "Единая Россия", набравшая 35,57% голосов. Вместе с депутатами, избранными от одномандатных округов, "Единая Россия" получила в Думе более 300 голосов, получив конституционное (достаточное для внесения поправок в Конституцию) большинство. Лидером фракции "Единая Россия" в Государственной думе является Б. В. Грызлов (ранее - министр внутренних дел РФ). Значительно сократилось представительство КПРФ (12,61%). Зато 9,02% получил левопатриотический блок "Родина", лидер которого С. Глазьев в ходе предвыборной кампании выступал за необходимость изъятия природной ренты у нефтяных компаний путем значительного повышения налога на сверхприбыль. Увеличилось до 11,45% представительство ЛДПР. Демократические партии - СПС и "Яблоко" - не преодолели 5%-ный барьер и не прошли в Думу.
В президентской предвыборной кампании традиционные кандидаты (Г. А. Зюганов, В. В. Жириновский, Г. А. Явлинский) предпочли не выставлять свои кандидатуры. Кандидатом от КПРФ стал Н. М. Харитонов, от ЛДПР был выдвинут ранее неизвестный как политик О. А. Малышкин. "Яблоко" призвало к бойкоту выборов. СПС не принял единого решения об отношении к выборам. Часть его руководителей призывала голосовать за В. В. Путина, часть поддержала кандидатуру И. М. Хакамады. С. Ю. Глазьев стал самовыдвиженцем (в блоке "Родина" вскоре после парламентских выборов начались разногласия, в результате накануне президентских выборов блок фактически раскололся). Председатель Совета Федерации С. М. Миронов, выдвинутый от "Партии жизни", видел свою задачу в том, чтобы не дать оппозиционным кандидатам сорвать выборы, сняв свои кандидатуры.
14 марта 2004 г. президент В. В. Путин был переизбран на второй срок, получив в первом туре выборов 71,2% голосов. Второе место занял Н. М. Харитонов (13,7%), третье - С. Ю. Глазьев (4,1%), четвертое - И. М. Хакамада (3,9%), пятое - О. А. Малышкин (2%), шестое - С. М. Миронов (0,8%).
Еще до выборов президент отправил в отставку правительство М. М. Касьянова. Новым премьер-министром был назначен М. Е. Фрадков. До этого он в течение года работал представителем РФ при ЕС, а ранее возглавлял налоговую полицию. Структура правительства изменилась: вместо 30 министерств осталось 14. За министерствами остались правоустанавливающие функции, функции правоприменения и контроля перешли к федеральным службам, а предоставление государственных услуг бизнесу и населению - к федеральным агентствам. Перестройка правительства должна ускорить административную реформу.
Программа экономических реформ
Осенью 1991 г. экономическое положение СССР было катастрофическим. Выход из этой ситуации руководством России мыслился лишь на пути радикальной экономической реформы. Реальной возможностью ее проведения осенью 1991 г. располагал уже не союзный центр, резко ослабевший после августовского путча, но новые власти России во главе с президентом Б. Н. Ельциным.
В конце октября 1991 г. Б. Н. Ельцин выступил на V Съезде народных депутатов России с программой экономических реформ. Авторами программы являлись министры нового российского правительства. Формально исполняющим обязанности главы правительства стал сам Б. Н. Ельцин. Вице-премьером по экономической политике был назначен либеральный экономист Е. Т. Гайдар.
Е. Т. Гайдар и возглавляемая им команда "молодых реформаторов" предложили осуществить экономические преобразования в следующей последовательности:
- переход к свободным ценам (либерализация цен);
- либерализация торговли;
- приватизация государственной собственности.
Такая последовательность, по мнению реформаторов, диктовалась состоянием российской экономики, в которой полностью господствовали дефицит и бартер (натуральный обмен). Без перехода к свободным ценам и либерализации торговли приватизация была бы невозможна, так как никто не стал бы брать в собственность предприятия, будучи вынужден торговать по государственным ценам и получать сырье от государства. Либерализация цен должна была выявить истинную рыночную стоимость товаров, устранить дефицит и заставить предприятия зарабатывать.
Государство отказывалось от прямого вмешательства в экономику и намеревалось проводить жесткую финансовую политику, препятствуя инфляции и не допуская дефицита бюджета.