Основные формы помощи и взаимопомощи
1. Культовые формы помощи с различными сакральными атрибутами:
- обереги (фетишизация отдельных предметов, наделение их сакральными свойствами связано с "периодом духов"). Древнейшие языческие атрибуты оберега сохранены и в христианской культуре - иконы, помимо культового предназначения, имели и оберегающую функцию (иконы признавали чудотворными - до сегодняшнего дня почитаются и наделяются чудотворной силой иконы Божьей Матери Иверской, Казанской, Владимирской, Смоленской и др.).
- Волхвы - в древнерусской традиции "языческие жрецы, звездочеты, чародеи и предсказатели", практически они имели те же функции для родового общества, что и шаманы у многих народов. Они выступали в качестве прорицателей судьбы, как отдельного индивида, так и общности в целом, являясь определенными "регуляторами" общественных, групповых отношений. Причем, их деятельность разворачивалась в условиях экономического, социального, личностного кризиса, когда необходимо было разрешить ту или иную проблему, т.е. совмещались их сакральные и общественные функции. Их действия подкреплялись определенными ритуалами, которые были связаны с идеологией поддержки.
- Боги как высший свод правил и нормативных требований к процессам жизнедеятельности выступали активными помощниками в наиболее ответственных жизненных ситуациях. Жизнь общества основывалась на традициях, которые сохранялись на сознательном и бессознательном уровнях. Система религиозно-мифологических представлений закрепилась в народном сознании, а перераспределение избыточного продукта и взаимопомощь внутри общины выступали в качестве дара высших существ и рассматривались как высшие сакральные ценности. Именно это идентифицировали два бога: Дажьбог - "бог-даятель" - наделял богатством, наследием и Стрибог - распределял богатство. Эти два бога выступали как парное единство. Еще и Белобог - бог богатства и милосердия. Впоследствии эти боги персонифицировались с "лучшими людьми", т.е. обретали свое земное существование.
- Одной из форм почитания богов - братчины, празднуемые сельскими общинами. Они посвящались святому-патрону, позднее это был традиционный корпоративный праздник. Он проводился либо всем селением, либо несколькими селениями складчину, где каждый субъект предоставлял какую-либо долю продуктов на общественные нужды. Подобные празднования назывались ссыпками, мирщиной, ссыпщиной. Таким образом, почитание богов тесно взаимосвязано с оформлением института праздников. Кроме того, праздники выполняли функцию "мирного перераспределения имущества" и натуральных продуктов, выступали механизмом экономического равновесия, совместного потребления в ситуациях социального и экономического неравенства. Исследования праздников А.Ермоловым в Х1Х в. показывают, что помимо 80 официально установленных, в отдельных местностях отмечали свои (общее число достигало до 150) праздники. Если учесть, что многие праздники могли длиться от трех до восьми дней, то это становилось существенным подспорьем в распределении и перераспределении материальных благ.
- Родовые обряды почитания предков (как сакральные установки) - раскрываются в системе жизни рода, когда умершие предки обожествляются и к ним обращаются через культовые обряды. По представлениям древних, человек переселялся в мир иной, оставляя за собой свои привычки, склонности, привязанности, потребности. В честь умерших устраивали тризны, погребальные состязания, трапезы, причем это наблюдалось у многих народов. Считалось, что покойник невидимо присутствует и принимает участие во всеобщем действии. И в день похорон, и в дни поминовений родственники жертвовали какую-либо милостыню, "справу". Культ поминания предков затем закрепился в христианской практике (поминание родителей на "Семицкий четверг"). Считалось, что умершие предки содействовали плодородию и урожаю. Такая форма помощи - дара - требовала отдара, угощения "дзядов". Характерной особенностью подобных форм поддержки и группового единения являлось то, что непременными участниками этих трапез были магические посредники из потустороннего мира: нищие, странники, колядники, которым раздавалась "справа" в виде блинов. Можно сказать, что в этот период существовали общественные формы помощи, связанные с культом смерти. К ним относились общинная тризна, общинная милостыня, "справа", подаяние натуральными продуктами, и как особая культовая форма (против которой позднее противилась церковь) - общественное перезахоронение.
- Следование общинным традициям, подчинение общественным нормам жизнедеятельности последующих поколений предшествующим, культ героя - еще один аспект процесса помощи. Эти традиции выступали в качестве механизмов сохранения мирских отношений, единого общинного пространства. Показательны в данном отношении княжеские пиры, которые собирали дружинников. Принимать участие в княжеских пирах может не только дружинник, занимающий почетное место, но и все пришедшие на пир. Легенды и сказания славян о княжеских пирах рассказывают об участие в пирах калика-перехожего, нищего странника. Сохранение единого общинного пространства между князем и дружинниками вызывало определенные формы помощи и взаимопомощи, связанные с выкупом пленных.
Одним из уровней, который заложил и оформил систему реципрокных ("взаимонужных") отношений, создал ценностные стереотипы поведения и восприятия феноменов помощи, явился уровень сакральных отношений. Эта древнейшая форма межгруппового взаимодействия образовала тот уровень поддержки и защиты, который будет воспроизводиться в языческую эпоху в формах общинно-родовой и хозяйственной помощи и взаимопомощи, а в последующих исторических эпохах - как система призрения и социальной работы. (Система ПРИЗРЕНИЯ - благосклонное понимание, отношение, покровительство, присмотр, забота, попечение - это понятие появляется в ХУП в.; ПРИЗРЕТИ, ПРИЗРЮ - посмотреть, взглянуть, оказать внимание, милость, приласкать).
2. Общинно родовые формы помощи и защиты в рамках рода, семьи, поселения связаны с языческими традициями. Основой жизнедеятельности выступала община (вервь), которая позволила после принятия христианства на Руси появиться церковной общине - приходу.
Общинно-родовая форма поддерживала наименее защищенных членов общности, какими являлись старики, женщины, дети.
"Институт старцев" появился не сразу. Община постепенно предопределила отношение к людям, не являющимися активными участниками трудовой и коллективной жизни. Отношение к старикам такое же, как и к детям. Первоначально половозрастное деление не связывалось с социовозрастным. К ним относились как к "чистым" (не живущим половой жизнью). Так, инфатицид (узаконенное убийство ребенка) - довольно характерное явление на ранних этапах развития общественных отношений (известен как в западной, так и отечественной истории), существовал не только в отношении детей, но и стариков. "Отправление на тот свет" дряхлых и больных стариков имело различные формы: зимой их вывозили на санях и, привязав, спускали в глубокий овраг; отвозили в мороз в поле или в степь, где и бросали; опускали в пустую яму; сажали на печь в пустой хате; топили; оставляли в дремучем лесу.
Однако когда происходит социовозрастное деление в общинной жизни и к представлению "старый - молодой" добавляется "старший, мудрый, младший", "главный - неглавный", формируются ритуалы поминовения предков, то ритуал отправления "на тот свет" сменяется культом "мудрой старости", уровень инфатицида "старцев" снижается.
Формы поддержки стариков были различны:
- по решению общества отводилась часть земли под заготовку сена;
- стариков определяли на постой к разным семьям, эти семьи менялись через какое-то время;
Формы поддержки сирот:
- дарообомен, т.е. переход вещей из собственности одного в собственность другого;
- "приймачество", т.е. принимали в семью сироту, как правило, люди пожилые, когда им становилось трудно самим управляться с хозяйством или когда не имели наследников. Принятый в семью должен был вести хозяйство, почитать своих новых родителей, а также обязан был их похоронить;
- мирская помощь, по своему характеру совпадала с помощью "немощным старикам", когда ребенок переходил из дома в дом на кормление. Сироте могли назначить "общественных" родителей, которые его брали на свой прокорм.
Как старики и дети социально ущербными субъектами в родовой общине считались и вдовы.
Формы поддержки вдов:
- предоставление земли,
- хождение за "навальным", т.е. помощь продуктами, обычно осенью, после уборки урожая: при этом соблюдался своеобразный ритуал - в дом, которому оказывалась помощь иносказательно приглашали "гостей", а когда "гости" приходили и приносили определенное количество запасов, предлагали им выпить и закусить.
Т.о., на стадии родовой общины зарождаются механизмы поддержки тех субъектов общности, которые в силу разных обстоятельств не могут быть равноправными участниками ее жизнедеятельности.
3. Однако, вместе с практикой индивидуальной помощи, возникают формы взаимоподдержки, которые связаны с коллективными формами защиты, когда поддержка оказывается семье, соседской общине, целому роду. В основе хозяйственных форм помощи и взаимопомощи лежит "всякая взаимовыручка, в более узком, экономическом смысле - форма обмена, зародившаяся в первобытной общине с появлением в ней распределения по труду и личной собственности". Именно эти отношения можно назвать "реципрокация", когда материальные блага и услуги находятся в постоянной циркуляции между субъектами на основе взаимных обязательств:
1) совместная трудовая деятельность в договоренные сроки и по завершению работы совместная трапеза, игры, танцы, катания,
2) Среди различных видов "помочей" как специфической формы групповой поддержки выделяются обязательные внесезонные и сезонные. Внесезонные - виды поддержки, которые обусловлены экстремальными ситуациями (пожар, наводнение, массовый падеж скота).
3)Особой формой поддержки считались "наряды миром", когда в семье "работные люди больны" и необходима помощь в деле управления хозяйством (растапливание печи, кормление домашнего скота, уход за детьми). К этой группе поддержки можно отнести и обязательные "помочи" при постройке дома, мельницы (когда за угощение осуществляли весь необходимый комплекс работ). К этим же видам "помочей" можно отнести сиротские и вдовьи "помочи", когда данная группа снабжалась за счет общества хлебом, дровами, лучинами.
4) Довольно своеобразна форма складчины. Складчина - не только совместное кормление, но и совместная заготовка корма для скота, совместная работа женщин по обработке льна.
5)Совместное использование рабочего скота - "супряга" на юге России - когда обработка земли осуществлялась "наемными волами". Этот вид помощи предусматривал взаимообмен услугами, при котором предоставляющий помощь в конечном итоге сам выступал в качестве "нанимателя на работу".
Таким образом, в древнейший период славянской истории складываются основные формы помощи и взаимопомощи. Формируется практика поддержки на основе сакральных смыслов, аграрно-магических культов, общинных норм поведения и ценностей, происходит оформление групповых форм помощи по отношению к таким основным субъектам, как старики, вдовы, дети.
Модели взаимопомощи носят не только внутриродовой характер, происходит расширение помогающего пространства, что позволяет вырабатывать принципы "соседской" взаимовыручки, архаические формы которых дошли до Х1Х в. в виде совместных празднований, уборки урожая, постройки домов и т.д.
П. Х - ХШ ВЕК, КНЯЖЕСКАЯ И ЦЕРКОВНО-МОНАСТЫРСКАЯ ПОДДЕРЖКА НУЖДАЮЩИХСЯ.
ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОМОЩИ
В Х - ХШ в.в. происходит изменение самого понятия помощи и поддержки нуждающихся. Это связано с изменением социально-экономической и социокультурной ситуацией. К началу 1Х в. у восточных славян завершилось разложение первобытнообщинного строя, разрушились родоплеменные связи. На смену родоплеменным отношениям пришли территориальные, политические и военные, возникли племенные союзы. Создаются условия для появления государства, объединяющие все племена и союзы племен. В качестве правящей социальной группы, "органов власти" во главе союзов ставились князь и княжая дружина. Данный период характеризуется возвышением княжеской власти, влиянием его дружины на общественную жизнь.
Развитие феодальных отношений, интересы единства страны потребовали реформирования языческих представлений Древней Руси, принятия общей религии. В 988 г. христианство в православном варианте признается официальной государственной религией. С принятием христианства появилась и особая организация - церковь.
Принятие христианства оказало решающее влияние на все сферы жизни общества, на изменение общественных отношений и это отразилось также на характере, формах помощи и поддержки человека. Именно с этого времени начинает формироваться христианская концепция помощи, в основе которой лежит философия деятельной любви к ближнему. "Возлюби ближнего твоего, как самого себя". Данная формула становиться нравственной основой, определяющей сущность поступка человека. С другой стороны, она выражает сущность единения людей, принадлежащим к определенной общности.
Основными объектами помощи становятся больные, нищие, вдовы, сироты. Появляются документы, регулирующие отношения в области поддержки и помощи различных категорий населения России. К числу древнейших источников права относятся церковные уставы князей Владимира и Ярослава, содержащие нормы брачно-семейных отношений. Возникают и новые субъекты помощи: князь, церковь, приходы, монастыри. Обозначились основные направления помощи и поддержки: княжеская, церковно-монастырская, приходская благотворительность, милостыня.