Xviii век в российской истории

В конце XVII века Россия заметно отставала от стран Западной и Центральной Европы по уровню социально-экономического развития. Тому было несколько причин. Одна из них состояла в неблагоприятных для развития земледелия природно-климатических особенностях исторического центра России. Экономику страны подрывали продолжительные войны с Речью Посполитой, Швецией, Османской империей, которые велись в XVI-XVII вв. Большой ущерб наносился набегами крымских и ногайских татар. Россия была отрезана от мировых торговых путей. Она имела лишь один порт для торговли с Европой – Архангельск.

Для преодоления экономической изоляции Россия нуждалась в выходах к Балтийскому и Черному морям. Одновременно ее правительство должно было решить другие задачи: создать регулярную армию и морской флот, открыть новые мануфактуры, усовершенствовать систему управления государством, поднять культурный и образовательный уровень населения. Решение этих задач выпало на долю Петра I Алексеевича или Петра Великого (1672-1725, царь с 1682, правил с 1689гг.) и во многом было связано с личностью императора-преобразователя. Несомненно, Петр I - один из величайших реформаторов не только в русской, во и в мировой истории, личность, отличавшаяся многоплановостью дарований (талантливый полководец, проницательный дипломат, одаренный публицист, незаурядный законодатель, великолепный строитель и т.д.). Но, прежде всего он - государь, самовластно пытающийся перестроить свою страну. Какие же цели преследовал правитель-реформатор? Какой он хотел видеть свою страну?

Вряд ли у Петра была целостная концепция реформ. Однако генеральная линия преобразовательской деятельности Петра I видна вполне отчетливо - принесение пользы Отечеству. Петр, прежде всего, стремился сделать Россию европейской державой. Очевидно, эта мысль начала складываться у Петра еще во времена юношеских забав в Немецкой слободе и окончательно оформилась во время поездки по Западной Европе в составе "Beликого посольства" (1696-1697 гг.). Тогда же им было найдено средство такого превращения - очень быстрое внедрение в России всего передового, найденного на Западе (техника, технология, достижения науки и культуры и т.п.)

Новый толчок к осуществлению реформ был связан с Азовскими походами (1695-1696 гг.). Однако, по мнению многих исследователей, именно события Северной войны (1700-1721 гг.) подвигли Петра I к преобразованиям.

Первым серьезным шагом царя стал поход на турецкую крепость Азов в 1695 г., но ее осада закончилась неудачно. Летом 1696 г. состоялся новый поход на Азов. Сухопутную армию поддерживал флот, построенный под Воронежем. На строительство флота в Воронеже было мобилизовано несколько десятков тысяч человек. Уже весной 1696 г. были готовы около 30 морских судов и более 1000 речных барж для перевозки войска, именно с их помощью Россия в июле 1696 г, овладела турецкой крепостью Азов, получив выход в Азовское море.

Пребывание Петра I на воронежской земле - одна из интереснейших страниц нашей истории. Приезжая в Воронеж в 1696, 1699, 1701, 1703, 1705, 1709 и 1722 гг., он не только конструировал корабли и сам работал на верфи, но вел дипломатические переговоры с иностранными послами, допрашивал участников Булавинского восстания; успел распорядиться о начале археологических раскопок в Костенках, об открытии в Воронеже первого учебного заведения - школы для младших офицеров флота, а также о выселении всех вольных жителей с Битюга и уничтожении казачьего городка Богучара.

В 1698 г. Петр I решает вступить в борьбу со Швецией за выход на Балтику. В 1699 г. между Россией, Данией и Саксонией был заключен Северный союз, направленный против Швеции. В 1700 г. Россия и Османская империя подписали перемирие, и Петр I вступил в войну со Швецией. Началась Северная война (1700-1721 гг.) В ходе этой войны, потерпев ряд поражений, Швеция в 1721 г. заключила Ништадский мирный договор. К России отошли Лифляндия, Эстляндия, Ингерманляндия (современные Латвия, Эстония, юго-западные окрестности Петербурга), часть Карелии. Россия прочно утвердилась на Балтийском побережье, укрепились ее разносторонние связи с Европой, что благоприятно отразилось на развитии страны.

Cтремление России к выходу в Азовское и Балтийское морям означало необходимость победоносных военных действий и, как следствие, создание могучей армии и флота. Именно военная реформа, по мнению большинства исследователей, была первоочередным преобразовательным делом Петра I и определяла порядок, и темпы всех преобразований петровского времени.

Ликвидация стрелец-кого войска (после мя-тежа зимой 1698 г.)
«Указ о едино-наследии» (1714 г.)
«Табель о рангах» (24 января 1722 г.)
Xviii век в российской истории - student2.ru Xviii век в российской истории - student2.ru
Замена поместного верстания денежным жалованием (1711 г.)
Обязательная военная подготовка дворянства и порядок прохождения военной или гражданской службы
Xviii век в российской истории - student2.ru Xviii век в российской истории - student2.ru

 
 
Указ от февраля 1714 г. о непроизводстве в офицеры дворян, не служивших рядовыми

Создание новых воинских частей (в конце царствования Петра I в регулярных полках числилось до 212 тыс. человек; в нерегулярном войске, состоявшем преимущественно из казаков, - до 110 тыс. человек), перевооружение армии, введение в действие Воинского (1716 г.) и Морского (1720 г.} уставов, - все это делало Россию одним из важнейших государств в Европе.

В годы Северной войны основные усилия были сосредоточены на создании Балтийского флота. В 1708 г. был спущен первый 28-пушечный фрегат на Балтике, а через 20 лет российский флот на Балтике был самым мощным: 32 линейных корабля, 85 галер и других судов.

В результате военной реформы уже при жизни царя российская армия стала одной из сильнейших в Европе, а отечественный флот господствовал на Балтике.

Необходимо отметить, что общество в допетровский период накопило значительный социально-экономический потенциал, в немалой степени использованный в преобразовательной деятельности Петра. Гений Петра способствовал ускорению и совершенствованию многого из намеченного его предшественниками, особенно Федором Алексеевичем - развитию просвещения, светского книгопечатания и т.д.

В первой четверти XVIII в. в России в результате петровских преобразований произошел резкий скачок в промышленности и торговле. В основу этих преобразований были положены идеи меркантилизма и протекционизма.

Как известно, меркантилизм - это экономическая политика, характеризующаяся активным вмешательством государства в хозяйственную жизнь. При этом государство поощряет развитие промышленности, особенно мануфактурной; поддерживает экспансию торгового капитала (в частности, создание монопольных торговых компаний), развитие мореплавания и флота; резко повышает степень налогового обложения. Кроме того, государство поощряет выпуск "полезных и нужных" для него товаров, одновременно запрещая или ограничивая производство товаров "ненужных".

Одной из составных частей меркантилизма является протекционизм, т.е. поддержка национальной экономики, осуществляемая главным образом с помощью торгово-политических барьеров (таможенных тарифов и т.п.), защищающих внутренний рынок от избытка иностранных товаров, а отечественного производителя от "лишних" конкурентов. Для протекционизма характерна также финансовая поддержка национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. Петр I, в отличие от предшественников, поддерживал, прежде всего, развитие национальной промышленности.

За первую четверть XVIII в. было создано около 100 (по другим данным - 200) мануфактур вместо 15-20 допетровских. Главное внимание уделялось металлургии, центр которой переместился на Урал. В результате русская металлургия оказалась способной удовлетворить внутренние потребности в металле и даже продавать его за границу (первая партия в количестве 42,4 тыс. пудов была продана в 1722 г. и далее вывоз из года в год увеличивался). В Москве и других районах центра России появились суконные, парусно-полотняные, кожевенные мануфактуры. Впервые были созданы бумажные, цементные, стекольные заводы и даже шпалерная фабрика. Однако рост промышленного производства сопровождался усилением феодальной эксплуатации, расширением применения принудительного труда на мануфактурах. Правительство предприняло ряд мер в целях обеспечения предприятий рабочей силой. Так, к предприятиям приписывались государственные крестьяне. В 1721 г. был издан указ, предоставляющий владельцам мануфактур право покупать к предприятиям крестьян (такие крестьяне стали называться посессионными). Кроме того, указом 1722 г, мануфактуристы получают право не возвращать помещикам беглых, овладевших мастерством. Таким образом, мануфактуры, которые на Западе были капиталистическими предприятиями, в России развивались на феодальной, крепостнической основе (хотя квалифицированные работники были большей частью "вольнонаемными"). Большинство мануфактур в это время были казенными; практиковалась (до 1717 г.) и передача казенных предприятий частным владельцам на льготных условиях.

Вершиной протекционистской политики правительства Петра I в области промышленности и торговли являлся таможенный тариф 1724 г. Теперь размеры пошлин, взимаемых с заграничных товаров, зависели от способности отечественных предприятий удовлетворить потребности внутреннего рынка: чем больше тех или иных товаров выпускали русские мануфактуристы, тем более высокая пошлина взималась при ввозе таких же товаров из-за границы...

Развитию внешней и особенно внутренней торговли способствовали и некоторые другие обстоятельства: общественное разделение труда, рост промышленности, создание регулярной армии и флота, налоговая политика правительства, строительство городов, появление новых путей и портов (например, пуск в 1709 г. Вышневолоцкого канала; использование приобретенных в ходе Северной войны Риги, Ревеля, Выборга и других портов). Из России вывозились не только сырье - лен, пенька, кожа, мачтовый лес, но и первые изделия молодой промышленности - железо и полотно. Баланс внешней торговли был активным для России - вывоз по стоимости в два раза превышал ввоз, и это можно считать одним из главных достижений меркантилистской политики Петра I, ибо приток благородных металлов в страну у меркантилистов считается одним из важнейших показателей обогащения государства.

Мануфактурное производство все же еще было не в состоянии полностью обеспечить население промышленными изделиями. Основную массу промышленных товаров в первой четверти XVIII века по-прежнему поставляли мелкие производители-ремесленники. Правительство Петра I предпринимает попытку организованного использования труда этих людей - по указу 1722 г. городские ремесленники были объединены в цехи. Созданные по инициативе государства, в новую эпоху (одновременно с существованием крупной промышленности), русские цеховые уставы были лишены ряда средневековых ограничений, тормозивших развитие ремесла: например, не регламентировались размеры производства мастера, допускалась конкуренция с внецеховым производством и т.д.

Однако подавляющее большинство населения в петровскую эпоху было занято в сельском хозяйстве. Здесь можно отметить некоторые сдвиги, обусловленные увеличением спроса развивающейся промышленности на сельскохозяйственное сырье (меры по развитию овцеводства, расширение посевов льна - в соответствии с нуждами суконных и текстильных мануфактур). Однако в основном сельское хозяйство продолжало развиваться экстенсивным путем (за счет расширения посевных площадей, в том числе земледельческой колонизации Поволжья, Урала, Сибири). В конце XVII - первой четверти XVIII вв. в сельском хозяйстве происходило дальнейшее развитие крепостнических отношений, что выражалось в расширении дворянского землевладения и укреплении феодальной собственности на землю, а также в росте феодальной эксплуатации. Продолжался начавшийся еще в XVII столетии процесс стирания граней между двумя формами феодального землевладения - вотчиной и поместьем. Указ о единонаследии 1714 г. окончательно закрепил слияние этих форм землевладения в одну: поместные и вотчинные земли были объявлены "недвижимой" собственностью, которую нельзя было продавать, закладывать иди делить на части. Вся недвижимая собственность могла быть передана только одному из наследников, а движимое имущество получали остальные дети и вдова, что мотивировалось необходимостью предотвращения раздробления помещичьих хозяйств. Однако главная цель указа 1714 г. состояла в том, чтобы принудить молодых дворян "хлеба своего искать службой, ученьем, торгами и прочим".

Консолидации дворянства способствовала и "Табель о рангах" 1722 г., определившая новый порядок прохождения службы. Служебная лестница состояла теперь из 14 ступеней или рангов - от фельдмаршала, генерал-адмирала или канцлера до прапорщика или коллежского регистратора. Отныне значение для карьеры дворянина имели его личные способности, а не происхождение. Вместе с получением 8-го ранга по гражданской службе или обер-офицерского по военной становились дворянами и приобретали все привилегии дворянства выходцы из других сословий (А.Д. Меншиков, вице-губернатор Москвы В.С. Ершов, президент Ратуши А. Курбатов).

Главной социально-экономической мерой правительства Петра I в отношении крестьян было проведение переписи 1718-1724 гг. (по сути, податной реформы). Эта реформа имела троякое значение: финансовое, социальное и полицейское. Финансовое значение состояло в переходе от подворного обложения к подушному. Перепись учла 5,6 млн. податных душ; была установлена единая подать (с помещичьих крестьян - 74 коп., с государственных - 1 руб. 14 коп., с посадского населения - 1 руб. 20 коп.). Это способствовало значительному увеличению доходов государства - к 1725 г. доходы выросли по сравнению с 1701 г. в 4 раза. Социальное значение податной реформы состоит в распространении крепостной зависимости на ранее свободное население ("гулящих людей", государственных крестьян и др.). Полицейский аспект ревизии состоял во введении в стране паспортной системы, облегчавшей борьбу с бегством крестьян. Каждый крестьянин, уходя на заработки за 30 верст от постоянного места жительства, должен был иметь паспорт с указанием срока возвращения домой. (Борьбе с бегством способствовал и указ 1721 г., увеличивавший сумму штрафа за приют беглого - 10100 рублей с помещика). Паспортная система затрудняла миграцию населения и на долгие годы затормозила формирование рынка рабочей силы.

Финансовые нововведения в петровскую эпоху не сводились лишь к реформе 1718-24 гг. Северная война, активная внешняя и внутренняя политика заставляли правительство постоянно расширять косвенные (рыбный, медовый, банный, на бороды, на гробы и др.) и увеличивать прямые налоги (рекрутский, драгунский, корабельный, "экстраординарные" сборы).

Все возрастающий гнет государства, новые налоги, насилие, жесткий контроль вызывали недовольство крестьян. Число беглых крестьян к концу правления Петра I достигло 200 тысяч. В 1705-1706 гг. произошло восстание стрельцов в Астрахани, поводом для которого послужило насильственное брадобритие и обязательное ношение иноземной одежды. Наиболее мощным народным движением петровского времени считается восстание казаков под руководством К.Булавина в 1707-1708 гг., охватившее Дон, Слободскую Украину и Поволжье.

В то же время серьезной оппозиции петровским реформам в высших слоях российского общества не было. История насчитывает всего 3-4 заговора против царя среди поборников старины. Это говорит о понимании многими членами общества необходимости реформ.

Важнейшим направлением преобразований Петра I была административная реформа, носившая всеобъемлющий характер. Главной задачей этой реформы было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютистского государства и фактическое уничтожение сословного представительства в государственном управлении. В основе реформы органов как центрального, так и местного управления находился принцип коллегиального решения вопросов. В 1711 г. взамен Боярской Думы был учрежден Правительствующий Сенат - высшее правительственное учреждение с судебными, административными, а иногда и законодательными функциями. Боярская Дума была аристократической по своему составу и действовала под непосредственным руководством государя. Поэтому стало необходимым заменить Боярскую Думу высшим правительственным учреждением иного состава, уполномоченным руководить страной в отсутствии монарха. Все обязаны были повиноваться указам Сената, как указам самого государя, под страхом смертной казни за ослушание. Сенат состоял из 9 человек, назначенных лично Петром. За деятельностью Сената был установлен контроль в лице генерал-прокурора (с 1722 г.). Ему подчинялись прокуроры, назначаемые во все государственные учреждения. Для тайного надзора за управлением и, особенно за сбором и расходованием казенных сумм были введены должности фискалов. Ими руководил выбираемый и состоящий при Сенате обер-фискал.

Взамен сложного и неповоротливого аппарата приказов (44 к концу XVП в.) в 1718-1720 гг. были учреждены коллегии по образцу существовавших в Швеции и других западноевропейских странах. Всего было создано 11 коллегий со строгим разграничением функций: Коллегия иностранных (чужестранных) дел, Военная, Адмиралтейская, Вотчинная, Юстиц-коллегия, Камер-коллегия, Ревизион-коллегия, Коммерц-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Берг и Мануфактур-коллегии. На правах коллегии действовал и основанный в 1720 г. Главный магистрат, руководивший работой городовых магистратов. Эти новые учреждения (сначала называвшиеся ратушами) выполняли административно-полицейские и судебные функции, способствовали развитию городских ремесел и торговли. Фактическая власть в Главном и городовых магистратах находилась в руках богатых купцов. Члены городовых магистратов избирались пожизненно и могли быть пожалованы во дворянство. (Городская реформа, таким образом, укрепила права купечества и тем способствовала развитию торговли и промышленности).

25 января 1721 г. Петр I утвердил "Духовный регламент". На его основе была проведена коренная церковная реформа, ликвидировавшая автономию церкви и полностью подчинившая ее государству. Патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью образована Духовная коллегия или Святейший Синод во главе с президентом, назначаемым царем. В его ведении находились церковные дела: толкование церковных догм, борьба с ересями, смещение должностных лиц, цензура церковных книг и т.д. С 1722 г. надзор за Синодом осуществлял обер-прокурор, назначавшийся из светских лиц и фактически возглавлявший Синод. Это завершило церковную реформу и превратило Синод в составную часть государственного аппарата.

Наряду с укреплением центрального аппарата началась реформа местных учреждений. Вместо воеводской администрации с 1708 г. вводится губернская система управления. Первоначально страна была разделена на 8 губерний, во главе которых стояли губернаторы. С 1713 г. при губернаторах были учреждены выбиравшиеся дворянством советы ландратов, без которых губернатор не мог ничего решать. После отмены этих советов в 1719 г. участие дворянства в местном управлении было перенесено из губернии в уезд. Уездное дворянство ежегодно собиралось для выбора из своей среды земского комиссара, ведавшего сбором податей и полицейскими делами. С 1719 г. основной административной единицей стала провинция (их было около 50) во главе с воеводой. Губернии сохранились, но во власти губернаторов осталось управление губернским городом и командование войсками, расквартированными на территории губернии. По остальным вопросам провинциальные власти сносились непосредственно с коллегиями и Сенатом.

Итогом административной реформы стало оформление в России абсолютной монархии. Петр I, принявший в 1721 г., после подписания Ништадтского мира, титул императора, получил возможность неограниченно управлять страной при помощи полностью зависимых от него чиновников.

Наши рекомендации