Всероссийская олимпиада школьников 2010 – 2011

Всероссийская олимпиада школьников 2010 – 2011

Школьный этап олимпиады

История 5 класс

Время выполнения – 40 минут

1.Следы древнейших людей были обнаружены археологами в:

А) Западной Европе Б) Юго-восточной Азии

В) Восточной Африке Г) Южной Австралии

2. Заполните пропуски:

Древнейшие люди жили на Земле …………… лет назад. Древнейшие люди добывали себе пищу ………………………………………………………. Древнейшими орудиями труда были …………………………………………………………………………………………………………………..

3.Укажите главное отличие древнейших людей от животных:

А) внешний облик Б) поведение

В) умение изготавливать орудия труда Г) способ общения

4. «Человек разумный» отличался от древнейшего человека:

А) объёмом мозга Б) владением мастерством художника

В) владением речью Г) умением изготавливать орудия труда

Д) способностью общаться с помощью разных звуков

5. Закончи схему:

Первобытное общество

………………………….. –старейшина

Племя - …………………………………..

6.Выжить суровыми и морозными зимами первобытному человеку помогло:

А) умение пользоваться огнём Б) умение запасать продукты питания

В) использование пещер для жилья Г) умение строить землянки из глины

7. Религиозные верования у первобытных людей возникли в связи с тем, что они:

А) не могли объяснить естественные причины природных явлений

Б) боялись встретить в пещерах оборотней

В) думали, что вера в сверхъестественные силы будет способствовать удачной охоте

Г) среди вариантов а), б), в) нет правильного ответа

8.Выбери признаки, характеризующие родовую общину:

А) коллектив древнейших людей

Б) объединение нескольких родов

В) коллектив родственников

Г) общее хозяйство

Д) непостоянный коллектив людей

Е) руководили общиной старейшины

Ж) действие обычая «один за всех и все за одного»

9. Чем объясняется рост населения области?

По расчётам учёных, 7 тысяч лет назад небольшую область Южной Америки населяло около 100 человек. Известно, что в то время население области добывало себе пищу охотой, рыбной ловлей и собирательством.

2,5 тысячи лет спустя, когда люди научились выращивать полезные растения и земледелие было пока ещё подсобным занятием, в этой области жило уже около 180 человек.

Ещё 500 лет спустя, когда выращивание кукурузы в той же области стало главным занятием, в ней уже обитало 2000 человек. Таким образом, за три тысячи лет население области выросло в 20 раз!

Подумайте, чем можно объяснить рост населения области?

10. Установите последовательность развития трудовой деятельности:

А) ремесло Б) собирательство В) скотоводство

11. Впервые имущественное неравенство появляется в:

А) человеческом стаде Б) родовой общине

В) соседской общине Г) государстве

12. В соседской общине каждая семья имела в личном пользовании:

А) скот Б) пастбища

В) лес Г) участок земли

Д) изделия ремесла Е) орудия труда

Ж) пруд З) дом

13. Важнейшие изобретения первобытных людей:

А) лук и стрелы Б) стекло

В) пурпурная краска Г) глиняная посуда

Д) лодка и плот Е) ткацкий станок

Ж) письменность З) фарфор

14. Решите кроссворд «Жизнь первобытных людей»

             
               
             
             
             
             
               
               
               
               
             
               


1) материал, из которого первобытные люди делали орудия труда

2) богатые соплеменники

3) просьба, с которой первобытный человек обращался к богам

5) первая сила природы, которой овладели первобытные люди

6) глава племени, избиравшийся для ведения военных действий

15. Начерти линию времени и нанеси на ней следующие даты:

742 г. до н.э., 701г. н.э., 658 г. до н.э., 523 г. н.э., 286 г. до н.э., 115 г. н.э.

16. В 2009 году археологи нашли остатки древнего поселения, которое было сожжено 4723 года назад. Пожар произошел в:

А) 3536г. до н.э. Б) 2813 году до н.э. В) 2714 году до н.э.

Г) 2714 году н.э. Д) 2843 году н.э. Е) 6732 году до н.э.

Всероссийская олимпиада школьников 2010 – 2011

Школьный этап олимпиады

История 6 класс

Время выполнения работы 60 минут

Часть I.

Выберите правильный ответ и обведите его в кружок.

1. Наука о народах, исследующая их происхождение, расселение, быт и культуру - это

а) история б) археология в) этнография г) генеалогия

2. Перечень поколений, происходящих от одного предка

а) список б) архив в) перепись г) родословная

3. Торжественная хвалебная песня, которая исполняется в особо важных случаях

а) марш б) баллада в) гимн г) ария

4. На гербе России изображен

а) единорог б) двуглавый орел в) лев в царской короне г) медведь с секирой

5. Основной материал у древнейших людей для изготовления орудий труда

а) кость б) дерево в) камень г) железо

6. На смену родовой общине приходит

а) племя б) человеческое стадо в) соседская община г) государство

7. Равнинную часть между Тигром и Евфратом называли

а) Финикией б) Палестиной в) Сирией г) Месопотамией

8. Эта область находилась в среднем и верхнем течении реки Тигр

А) Финикия б) Палестина в) Ассирия г) Египет

9. На месте этого города раньше располагался шумерский город Кадангирр, что переводится как «врата бога» - по-аккадски это звучит «баб-илу»

а) Вавилон б) Эшнунна в) Аккад г) Лагаш

10. Великую китайскую стену – оборонительное сооружение в Древнем Китае возвел

а) Ван Манн б) Ван Чжоу в) Шан Ян г) ЦиньШихуан

11. Он стал последним персидским царем, с его смертью завершилась династия Ахеменидов

а) КирII б) ДарийIII в) КамбизII г) Бардия

12. Имя Эхнатон означает

а) «Амон доволен» б) «полезный Солнцу» в) «Горизонт Солнца» г) «Рожденный Солнцем»

13. В переводе с древнееврейского название этого города означает «обитель мира»

а) Иерихон б) Хеврон в) Иерусалим г) Вифлеем

14. Индийские священные тексты

а) веды б) санскриты в) трактаты г) эпосы

15.По мнению древних греков, леса, реки и горы населяли:

а) титаны и циклопы в) сатиры и нимфы

б) демоны и духи г) водяные и лешие

16.Героями "Илиады" являются (выберите несколько верных ответов):

а) Приам

б) Полифем е) Одиссей

в) Кассандра ж)Агамемнон

г ) Пенелопа з) Алкиной

д) Патрокл и) Адони

Часть II.

Задание1.Вставить пропущенное слово. Напиши его.

1. Старинные документы хранятся в __________________ .

2. Последовательность исторических событий во времени называется ________________ .

3. В исторической науке изучением гербов занимается ______________________ .

4. Какие два алфавита дали начало всем алфавитам в мире, в том числе и нашему? _______________________________________________________

5. В каком древнем государстве была создана система шадуфов? ___________________

6.Какое древнее государство в Малой Азии называлось женским именем?_____________

7. Вряд ли разумно надеть сразу два головных убора. Однако один египтянин именно так и пожелал поступить. Кто этот египтянин?_____________________________________

Задание2. Приведите в соответствие, заполните расположенную ниже таблицу

1) ремесло а) объединение родов

2) миф б) действия и слова, якобы обладающие чудодейственными

свойствами

3) род в) изготовление вручную различных изделий

4) магия г) сказания о богах, героях, о происхождении явлений природы

5) племя д) группа людей, ведущих свое происхождение от одного предка

         

Задание3. Соотнесите имя правителя с историческим фактом (в ответе напротив имени человека поставьте нужную цифру):

Александр Македонский 1. Разгром карфагенян у г. Зама.

Сципион 2. Создание древнейших законов.

Константин 3. Строительство самой длинной стены.

4. Создание новой религии – буддизма

Соломон 5. Строительство храма бога Яхве в Иерусалиме.

Хаммурапи 6. Захват единоличной власти в Риме.

Царевич Гаутама 7. Военный поход в Индию.

Цинь Ши Хуанди 8. Разрешение христианам открыто молиться.

Юлий Цезарь

Задание 4. По приведённым терминам и словосочетаниям отгадайте, о какой древней цивилизации идёт речь (напиши рядом с заданием)

1) Минотавр, пифос, города-дворцы, игры с быками, лабрис; ( )

2) солнечный календарь; папирус; канопа; амулет в форме глаза; большие гробницы; сын бога; поля Иалу; ( )

3) «царь царей», сатрап, 10 тыс. «бессмертных», огромные территориальные завоевания, «башни молчания»;( )

Задание 5. Определите, о какой стране и о каком городе идёт речь. Напиши после текста.

1. "Радость многих побед сменилась тревогой за судьбу своей страны. Ещё недавно храбрые воины с пышными бородами наводили ужас на страны Двуречья. Но вот теперь их столица, прекраснейший город, разрушена врагами. Пожар уничтожил дворцы, воздвигнутые на искусственных холмах. Внутренние стены разрушены, исковерканы замечательные плиты с рельефами охоты на львов. Не пощадил огонь и библиотеку - здание сгорело, но книги уцелели. Только кое-где чудом уцелевшие огромные каменные быки с человеческими головами, казалось, спокойно взирали на происходящее".

( )

2. Определите, о какой реке идёт речь.

Эту реку считали божеством, которому молились, приносили жертвы, слагали и пели в честь него хвалебные песни. Ил, приносимый водами реки, позволял жителям страны снимать несколько урожаев в год. Без речной воды и ила жизнь здесь была бы невозможна

( )

Задание 6. Исправьте ошибки в тексте (объясните, в чём заключаются ошибки):

Уже в древности в Индии были сделаны важные для истории человечества открытия и изобретения: шёлковые ткани, фарфор, компас. Из хлопка индийцы научились делать бумагу. Индийцы верили в переселение душ и наличие у каждого человека кармы – своего рода судьбы, рока. Самый знаменитый мудрец – Конфуций – основал новую религию, которую называют «буддизм». Свои мысли о достижении нирваны он записал на глиняных табличках.

Всероссийская олимпиада школьников 2010 – 2011

Школьный этап олимпиады

История 7 класс

Наши рекомендации