Глава 1. Основы делового этикета и протокола
Тема 1. Этикет как феномен культуры, его истоки, функции и принципы
1.1. Истоки этикета
1.2. Функции этикета
1.3. Принципы этикета
Тема 2. Стили управления и основные стандарты этикета служебного взаимодействия
2.1. Стили управления
2.2. Общие этикетные нормы поведения руководителя и подчинённого в ситуациях служебного взаимодействия
Представление
Приветствие
Обращение
Распоряжение
Наказание
Поощрение
Общение с подчинёнными
Совещание
Увольнение
Степень лояльности сотрудника
Дарение подарков
Тема 3. Этикетные требования к внешнему облику делового человека
3.1. Структурные элементы имиджа
3.2. Нормы этикета в одежде и внешнем облике мужчины
3.3. Нормы этикета в одежде и внешнем облике женщины
Тема 4. Речевой этикет в деловом общении
4.1. Культура речи и языковая норма
4.2. Правила общения через переводчика
4.3. Административный речевой этикет и культура письменной речи
4.4. Этикетные требования к деловой переписке
4.5. Этикетные требования к визитным карточкам
4.6. Этикет телефонного общения
Тема 5. Протокол официальных процессий и церемоний
5.1. Протокольные требования к участникам официальных процессий и церемоний
5.2. Рассадка по автомобилям в соответствии с протоколом
5.3. Встреча делового партнёра во время визита вежливости
5.4. Протокольные правила рассадки за столом переговоров
Основные выводы
Глоссарий к главе 1
Вопросы к зачёту по дисциплине «Этика и культура управления»
Вопросы к зачёту по дисциплине «Деловой этикет»
Ключ (ответы на Контрольные задания для самопроверки)
Введение
Учебно-методическое пособие по дисциплинам «Этика и культура управления» и «Деловой этикет» предназначено для студентов экстерната, обучающихся на дистанционной основе, и призвано сформировать у них представления о феномене морали, принципах профессиональной этики и правилах этикета в современном управлении. Рассмотрение проблем, связанных с состоянием нравов в обществе, в профессиональных макро- и микросообществах на государственной службе и в деловой сфере затрагивает различные направления гуманитарного знания в области этики, культурологии, социологии, права и менеджмента. Цели и задачи дисциплин «Этика и культура управления» и «Деловой этикет» заключаются в том, чтобы способствовать углубленному пониманию значимости профессионально-этического и социально-психологического климата в трудовом коллективе, выработать способы диагностики профессионально-этических отклонений и меры по культивированию высоких стандартов профессиональной деятельности. Темы учебных программ по вышеуказанным дисциплинам полностью совпадают с рубриками оглавления.
Содержание дисциплины «Этика и культура управления», которой посвящена первая часть учебно-методического пособия, образует широкий комплекс разделов и тем. Первая глава «Этика как наука» состоит из рубрик, освещающих предмет и методы этики, особенности человеческой природы и этическое измерение существования человека, сущность моральной регуляции, проблемы происхождения морали, функции нравственности, систему моральной регуляции, её понятийно-символические формы, основные этические категории и учения.
Вторая глава «Профессиональная этика государственного служащего» разделяется на такие компоненты как введение в профессиональную этику государственной службы, чиновничество как носитель профессиональной субкультуры; менталитет, корпоративная культура и служебная этика чиновничества в ретроспективе российской истории, профессионально-этические представления субкультуры государственных служащих современной России, имидж отечественной госслужбы в общественном восприятии, диагностика профессионально-этических проблем государственной службы, способы и формы этической регламентации деятельности госслужащих, зарубежный опыт моральной регуляции государственной службы.
Третья глава «Деловая этика» представлена рубриками: введение в деловую этику, бизнес-сообщество как профессиональная субкультура; менталитет, корпоративная культура и трудовая этика делового сообщества в ретроспективе российской истории, профессионально-этические представления субкультуры современного делового сообщества, имидж отечественного делового сообщества, диагностика профессионально-нравственных проблем ведения бизнеса, способы и формы этической регламентации предпринимательской деятельности, опыт развития бизнес-этики за рубежом.
Содержание дисциплины «Деловой этикет», которой посвящена вторая часть пособия, включает в себя ряд таких теоретических и практических аспектов, таких как истоки, функции и принципы этикета, стили управления и основные стандарты этикета служебного взаимодействия, этикетные требования к внешнему облику делового человека, речевой этикет, протокол официальных процессий и церемоний.
Приобретение и последующая реализация этих знаний в процессе профессиональной деятельности менеджера должны повысить эффективность управления персоналом, раскрыть его внутренние резервы, улучшить координацию усилий коллектива, укрепить морально-психологическую атмосферу в управляемой организации. Нравственная культура государственных и муниципальных служащих и бизнесменов, их знание делового этикета, привычка следовать этикетным правилам является в современных условиях одним из критериев их профессионализма, важным фактором авторитета служащих и деловых людей, а также государственной, муниципальной службы и делового сообщества в целом.