Русская культура во второй половине XIX в.
Исторические условия развития русской культуры
Во второй половине XIX в. сложились благоприятные условия для развития русской культуры:
- экономический подъем после отмены крепостного права;
- рост национального самосознания;
- формирование буржуазии и буржуазной интеллигенции;
- расширение культурных связей с Западом.
После отмены крепостного права началась ломка сословных перегородок. Благодаря этому широкие слои населения получили возможность приобщиться к культурным ценностям, выходцы из низших сословий получили более свободный доступ к образованию, культура стала более демократичной.
В то же время необходимо отметить, что процесс приобщения различных слоев населения к достижениям культуры и к образованию шел еще медленно. Подавляющее большинство населения империи было неграмотным.
Наука и техника.
Достижения русской науки и техники этого периода имеют, бесспорно, мировое значение.
Менделеев открыл периодический закон химических элементов.
Столетов создал отечественную школу физиков.
Сеченов создал физиологическую щколу, из которой вышел, в частности, Павлов.
Мечников заложил основы учения об иммунитете, открыл явление фагоцитоза – защитных свойств организма.
Тимирязев основал русскую научную школу физиологии растений.
Яблочков изобрел электрическую дуговую лампочку.
Лодыгинсоздал лампу накаливания.
Поповизобрел и сконструировал радиопередатчик.
Циолковский стал основоположником современной аэродинамики.
Историки Ключевский и Соловьев были выдающимися историками государственной школы.
Срезневскийявляется основателем петербургской школы славистов.
Фортунатовзаложил московскую лингвистическую школу.
С именем Даля связано развитие русской фольклористики.
Большое значение имели научные экспедиции Семенова-Тян-Шанского, Пржевальского, Валиханова в Среднюю и Центральную Азию, Сибирь; экспедиции Миклухо-Маклая в Юго-Восточную Азию, Австралию, Океанию.
В это время в России действовало около 20 научных обществ, обычно при университетах, в частности, Русское химическое общество, Русское математическое общество, Русское историческое общество, Русское географическое общество.
Литература.
Во второй половине XIX в. критический реализм, оформившийся еще в 1850-е гг., становится ведущим литературным направлением. Выдащимися мастерами реализма были:
Достоевский – “Униженные и оскорбленные”, “Преступление и наказание”, “Идиот”, “Бесы”, “Подросток”, “Братья Карамазовы”, “Дневник писателя”;
Л.Н. Толстой – “Война и мир”, “Анна Каренина”, “Воскресение”, повести, пьесы, публицистика;
Тургенев – “Отцы и дети”, “Дворянское гнездо”, “Дым”, “Вешние воды” и др.
Гончаров – “Обломов”, “Обрыв”, “Обыкновенная история”.
Салтыков-Щедрин – “Господа Головлевы”, “История одного города”, сказки, публицистика.
Некрасов – “Кому на Руси жить хорошо”, другие поэмы, стихи.
Среди молодежи большой популярностью пользовались романы и повести Чернышевского, Слепцова, Решетникова.
В этих произведениях дана широкая панорама русского общества XIX в., главным образом пореформенной России, показан трудный, мучительный процесс постепенного умирания дворянской России, становление новых буржуазных отношений, эмансипации женщины, появления новых общественных сил, бросавших вызов самодержавию.
В 1880-е гг. начинается творческий путь Чехова– классика русской новеллы, обличителя мещанского, обывательского существования, мелочей жизни, засасывающих человека и губящих его талант.
В конце XIX в. появляются новые талантливые писатели-реалисты: Мамин-Сибиряк, Гаршин, Короленко. Выходят первые произведения Горького.
Кроме критического реализма существовали и другие течения. Поэты Фет, Тютчев, А.Толстой, Полонский продолжали традиции романтизма.
Большая группа литераторов, среди которых были Крестовский, Клюшников, Маркевич, развивала консервативно-охранительное направление в литературе.
К середине 1890-х гг. оформился и русский символизм: Мережковский, Гиппиус, Бальмонт, Брюсов.
Музыка. Композиторы “Могучей кучки”.
В 1850-1860-е гг. окончательно складывается русская национальная школа в музыке. Она продолжала развивать традиции, заложенные Глинкой.
Наиболее полно основные принципы русской музыкальной школы – реализм, демократизм, гражданственность - воплотились в творчестве композиторов “Могучей кучки”. Это содружество музыкантов сложилось в 1862г.
В него вошли: Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков. Организатором и руководителем содружества был Балакирев. Самая яркая фигура – Мусоргский, “Шекспир в музыке”, по выражению современников. Главным героем его произведений – “Борис Годунов”, “Хованщина” – был народ. Другие крупные произведения композиторов “Могучей кучки”: опера Бородина “Князь Игорь”, его же “Богатырская симфония”; оперы Римского-Корсакова “Садко”, “Снегурочка”.
Особое место в русской музыкальной культуре принадлежит Чайковскому. Он был автором 10 опер, среди которых наибольшую известность приобрели “Евгений Онегин” и “Пиковая дама”. В конце 1870-х – начале 1890-х гг. поставлены балеты Чайковского “Лебединое озеро”, “Спящая красавица”, “Щелкунчик”. Огромной популярностью пользовались симфонии и романсы Чайковского.
Камерно-инструментальный жанр был также представлен романсами Даргомыжского, Рубинштейна, Кюи, Римского-Корсакова, Мусоргского.
В этот период развивается музыкальное образование. В 1862 г. открывается консерватория в Петербурге, в 1866 г.- в Москве.
К концу века начинает складываться русская исполнительская школа – Шаляпин, Собинов, Нежданова.
Театр. Драматургия А.Н. Островского. Малый театр.
В 1850-1880-е гг. главное место в репертуаре театров занимали пьесы, отражавшие современную жизнь с ее социальными противоречиями и конфликтами. Этот этап истории русского театра связан с именем Островского. Он был драматургом, организатором театрального дела, теоретиком театра, воспитателем актеров. Его заслугой стало создание обширного национального репертуара, ставшего русской театральной классикой: “Гроза”, “Лес”, “Бесприданница”, “Не в свои сани не садись” и др.
Творческая судьба Островского связана с Малым театром в Москве. На его сцене проявилось дарование таких выдающихся актеров как Садовский, Ермолова, Ленский, Васильев, Федотова. Помимо пьес Островского на сцене Малого тетара в 1880 - 1890-е гг. шли классические драмы Толстого “Власть тьмы”, “Плоды просвещения”.
Центром театральной жизни Петербурга был Александринский театр. На его сцене блистали Стрепетова, Савина, Варламов, Давыдов.
На рубеже XIX-XX вв. начинается новый этап в истории русского театра. В 1898 г. Станиславский и Немирович-Данченко основывают Московский художественный театр.
Живопись. Скульптура.
В 1850-1860-е гг. в живописи завершается процесс формирования русской национальной школы. Реализмстановится основным направлением.
В ноябре 1870 г. по инициативе Крамского, Ге, Мясоедова, Перова основывается “Товарищество передвижных художественных выставок”. Оно регулярно устраивало в различных городах России художественные выставки. Среди художников-передвижников выделялись:
- мастера бытового жанра – Перов, Маковский, Ярошенко, Мясоедов;
- пейзажисты – Саврасов, Шишкин, Левитан, Куинджи, пейзажист-маринист Айвазовский;
- первый баталист России Верещагин;
- первый портретист России Перов;
- художники широчайшего диапазона – Крамской, Ге, Васнецов, Поленов.
Наивысшего расцвета передвижничество достигло в творчестве Репина и Сурикова, Васнецова:
Репин – “Бурлаки на Волге”, “Крестный ход в Курской губернии” (социальная тема), “Запорожцы”, “Иван Грозный и сын его Иван”, “Царевна Софья в Новодевичьем монастыре” (историческая тема), “Арест пропагандиста”, “Не ждали” (революционная тема).
Суриков – выдающийся мастер исторического жанра – “Боярыня Морозова”, “Утро стрелецкой казни”, “Покорение Сибири Ермаком”, “Переход Суворова через Альпы”.
Картины Васнецова написаны на эпические, сказочные и исторические сюжеты – “Богатыри”, “Аленушка”, “После побоища Игоря Святославича с половцами”.
Крупнейшим скульптором второй половины XIX в. был Антокольский. Он создал серию исторических произведений: “Нестор-летописец”, “Ярослав Мудрый”, “Иван Грозный”, “Ермак”, Петр I”.
Выдающиеся достижения русских ученых и техников, замечательные произведения литературы, музыки, живописи второй половины XIX в. завоевали русской культуре мировую славу.