В чем заключаются особенности публичного и частного права?

Одним из наиболее устоявшихся и широко признанных в западной юриспруденции подходов к делению системы права на составные части является подразделение на публичное и частное право. Это деление полу­чило признание еще в Древнем Риме и распространяется на все системы права, обслуживающие институт частной собственности и все возникаю­щие и развивающиеся на его основе общественные отношения.

Критерием классификации правовых норм на нормы публичного и част­ного права являются выполняемая ими в обществе роль и их целевое назна­чение. Нормы, обслуживающие в первую очередь общезначимые (публич­ные) интересы — интересы общества и государства, относятся к отраслям публичного права. Все же остальные нормы, т. е. те, которые имеют сво­им непосредственным назначением защиту частных интересов граждан, образуют отрасли частного права. В этом состоит основная особенность публичного и частного права.

Публичное право, писал в связи с этим известный римский юрист Ульпиан, «есть то, которое относится к положению государства (ad statum rei publicae), частное — которое относится к пользе отдельных лиц (ad singulorum utilitatem)».

В публично-правовых отношениях ввиду того, что одной из сторон всегда выступает государство как суверен в лице своих соответствующих органов, нет и практически не может быть равноправия сторон.

В сфере публичного права всегда доминирует государство. Что же ка­сается граждан или создаваемых ими организаций, то они, будучи участ­никами публично-правовых отношений, обязаны следовать устанавливае­мым им в законах и подзаконных актах предписаниям.

В частноправовых отношениях в отличие от публично-правовых вме­шательство государства является ограниченным. Это сфера господства доброй воли и частной инициативы лиц — участников правоотношений. Частное право направлено прежде всего на защиту интересов граждан, частных лиц в их взаимоотношениях с государством, выступающим в ка­честве юридического лица, и с другими частными лицами.

Сфера частноправовых отношений опосредуется нормами таких от­раслей права, как гражданское право, семейное право, трудовое право, зе­мельное право, коммерческое право и др.

Публично-правовые отношения возникают в результате реализации норм конституционного права, административного права, уголовного права, финансового права, уголовно-процессуального права, граждан­ско-процессуального права и некоторых других отраслей права.

Разумеется, абсолютной грани между публично-правовой и частно­правовой сферами и отношениями никогда не существовало и не может быть. Ибо частноправовые элементы нередко имеются в публично-право­вых отношениях, и наоборот. Например, в частноправовых отношениях, возникающих в результате реализации норм семейного, частного по сво­ей природе и характеру права, появляются элементы публичного права во всех тех случаях, когда речь идет о расторжении брака, взыскании али­ментов и т. п., осуществляемых в строго определенном, предусмотренном нормами публичного права, судебном порядке.

Классификация норм, институтов и отраслей права в зависимости от их преобладающей принадлежности к сфере публичного или частного права существовала и существует во всех тех странах, где наряду с госу­дарственной («общенациональной», «общенародной» и пр.) собственно­стью существует и частная собственность.

Деление системы права на публичное и частное признавалось в Рос­сии вплоть до революции 1917 г. Оно поддерживалось и развивалось в ра­ботах таких государствоведов и правоведов, как П. И. Новгородцев, Н. М. Коркунов, Л. И. Петражицкий, Г. Ф. Шершеневич и др.

С проведением национализации в стране, приведшей к ликвидации института частной собственности и исчезновению покоящихся на нем общественных отношений, деление системы права на публичное и част­ное постепенно стало утрачивать свой первоначальный смысл.

Позиция официальных властей по этому поводу была достаточно чет­ко и жестко сформулирована В. И. Лениным еще в 1922 г. в письме нар­кому юстиции РСФСР Д. И. Курскому в связи с подготовкой первого со­ветского Гражданского кодекса. Глава советского правительства писал: «Мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное». В связи с этим рекомендовалось «рас­ширить применение государственного вмешательства в «частноправовые» отношения; расширить право государства отменять «частные» договоры; применять к «гражданским правоотношениям» наше революционное правосознание.

Деление системы права России, равно как и других стран, упразднив­ших институт частной собственности, на публичное и частное право бы­ло полностью заменено делением ее на отрасли и институты.

В настоящее же время в системе права России при сохранении ее де­ления на отрасли и институты все шире используется классификация права на публичное и частное. 378


Наши рекомендации