Структура Конституции РФ и порядок ее изменения
Многоцелевой и многофункциональный характер Конституции России в значительной мере предопределяет ее структурную композицию. В структурном отношении действующая Конституция РФ довольно тра-
Авакьян С. Л. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997. С. 13.
13 Обществознание 369
диционна. Имеется в виду наличие в ее структуре Преамбулы, разделов, глав, статей, их составных частей или пунктов.
Кроме Преамбулы Конституция России состоит из двух разделов, 9 глав и 137 статей, большинство из которых подразделяется на отдельные составные части, или пункты.
Первый раздел Конституции не имеет названия. Второй раздел обозначается как «Заключительные и переходные положения». В нем указывается время вступления в силу новой Конституции РФ — «со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования»; говорится об одновременном прекращении действия прежней Конституции - Конституции России, «принятой 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями»; устанавливается приоритет вновь принятой Конституции по отношению к «законам и другим правовым актам, действовавшим на территории Российской Федерации» до ее принятия; определяется порядок деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов на переходный период «со дня вступления в силу настоящей Конституции».
Наименования глав действующей Конституции РФ полностью соответствуют их содержанию и, как правило, говорят сами за себя. Это «Основы конституционного строя» (гл. 1), «Права и свободы человека и гражданина» (гл. 2), «Федеративное устройство» (гл. 3), «Президент РФ» (гл. 4), «Федеральное Собрание» (гл. 5), «Правительство РФ» (гл. 6), «Судебная власть» (гл. 7), «Местное самоуправление» (гл. 8) и «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» (гл. 9).
Конституция РФ отличается весьма сложным порядком принятия конституционных поправок, а также пересмотра текста самой Конституции. Этот порядок устанавливается и закрепляется в гл. 9 (ст. 134—137) действующей Конституции и преследует двойную цель. Она заключается, с одной стороны, в обеспечении стабильности существующего в стране государственного и общественного строя, а с другой — в поддержании его динамичного развития под воздействием постоянно изменяющейся экономической, социальной, политической и иной среды.
Правом на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ согласно ст. 134 пользуются Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, а также «группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы».
Все положения, содержащиеся в гл. 9 относительно порядка изменения Конституции, теоретически и практически можно подразделить на три значительно отличающиеся друг от друга группы, или части.
Первая частькасается пересмотра положений гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» и гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».
Согласно ст. 135 положения этих глав не могут быть пересмотрены традиционным и наиболее распространенным в настоящее время в мире парламентским путем. Данная статья устанавливает, что положения этих глав «не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием».
В случае возникновения необходимости пересмотра положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ «в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание» (п. 2 ст. 135). Роль российского парламента - Федерального Собрания при этом сводится лишь к поддержке или, наоборот, неподдержке пересмотра положений рассматриваемых глав и соответственно созыва или, наоборот, несозыва Конституционного Собрания. Для созыва последнего требуется поддержка предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ не менее тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
В силу того что гл. 1, 2 и 9 считаются основополагающими для действующей Конституции в том виде, в каком они существуют, то согласно п. 2 ст. 135 Конституционное Собрание «либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации». Последний принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа ее членов или выносится на всенародное голосование — референдум.
При проведении референдума в нем должно принять участие не менее половины зарегистрированных избирателей. Новая Конституция РФ будет считаться принятой, если в ее поддержку выскажется более половины избирателей, принявших участие в голосовании.
Говоря об использовании референдума как способа принятия Конституции или любого иного закона, следует заметить, что этот способ в данном и подобных ему случаях при всей его внешней демократичности является весьма некорректным. Дело в том, что по своей природе и характеру референдум, будучи одной из форм непосредственной демократии, предназначен для решения только таких вопросов, которые, во-первых, до конца понятны всем участвующим во всенародном голосовании, а не только относительно узкому кругу специалистов, а во-вторых, на которые можно дать однозначный и к тому же исчерпывающий ответ в форме «да» или «нет».
В этом смысле, например, принятие с помощью референдума действующей Конституции РФ, состоящей из 137 статей, каждая из которых может вызвать ряд вопросов и соответственно породить столько же неоднозначных на них ответов, вряд ли можно признать корректным, а тем более демократичным.
Вторая частьположений гл. 9 Конституции РФ относительно порядка принятия конституционных поправок и пересмотра самой Конституции касается всех остальных глав (гл. 3—8) и содержащихся в них статей, кроме гл. 3 ст. 65 под названием «Федеративное устройство».
13* 371
Согласно ст. 136 все поправки к гл. 3—8 Конституции РФ «принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона». Однако они вступают в силу лишь после их одобрения «органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации».
Порядок принятия федерального конституционного закона и соответственно поправок к гл. 3—8 определяется самой Конституцией. Для их принятия требуется поддержка (одобрение) большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Все поправки к гл. 3—8 Конституции РФ должны оформляться и приниматься в виде особых федеральных законов. Такое требование содержится в постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу, касающемуся толкования ст. 136 Конституции РФ1.
Процедура одобрения поправок к гл. 3—8, принятых палатами Федерального Собрания и оформленных в виде особого федерального закона, на уровне субъектов Федерации устанавливается их конституциями (уставами) и регламентами их законодательных (представительных) органов.
Наконец, третья частьположений гл. 9 Конституции РФ относительно порядка принятия конституционных поправок и пересмотра Конституции касается изменения ст. 65 Конституции России.
Согласно п. 1 ст. 137 Конституции РФ изменения в ст. 65, «определяющую состав Российской Федерации», вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Федерации, а также об изменении конституционно-правового статуса субъекта Федерации.
Пункт 2 ст. 137 предусматривает также, что в случае изменения наименования субъекта Федерации новое его наименование «подлежит включению в ст. 65 Конституции Российской Федерации». Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании п. 2 ст. 137 такое «включение» осуществляется с помощью Указа Президента РФ на основании соответствующего решения субъекта Федерации.