Характерные черты и особенности Конституции РФ 1993 г.
С точки зрения юридической природы, социального содержания и назначения ныне действующая российская Конституция выделяется своими следующими специфическими чертами и особенностями.
Во-первых,это Конституция переходного периода, сочетающая в себе признаки Основного Закона, свойственного государству с высокоцентрализованной системой управления экономической и различными сферами жизни общества, с признаками основного конституционного акта, свойственного государству с рыночной экономикой.
Переходный характер Конституции 1993 г. прослеживается практически во всех ее главах и разделах, но наиболее ярко он проявляется в исходных ее положениях, касающихся различных форм собственности, природных ресурсов, земли и др. Так, если прежние российские конституции, отражая плановый и вместе с тем высокоцентрализованный характер управления экономикой со стороны государства, закрепляли приоритетное значение государственной формы собственности, то Конституция 1993 г., отражая переходный характер экономики от государственно-планируемой и управляемой к рыночной экономике, закрепляет одинаковый правовой статус различных форм собственности. Согласно Конституции «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (п. 2 ст. 8). Действующая Конституция, закрепляя «единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств» и поддерживая конкуренцию со свободной экономической деятельностью, устанавливает также положение, в соответствии с которым «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности» (п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 9).
Во-вторых,действующая Конституция, так же как и Основной Закон любого иного государства, обладает высшей юридической силой по сравнению с другими законами и иными нормативно-правовыми актами. Это означает, что законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, должны издаваться в строгом соответствии с Конституцией РФ, не должны противоречить ей.
Это означает также, что Конституция как юридический акт имеет несомненный приоритет перед всеми иными нормативно-правовыми актами. Согласно ст. 4 она вместе с федеральными законами обладает верховенством на всей территории Российской Федерации. Определяя и закрепляя все основополагающие принципы построения и функционирования правовой системы Российской Федерации и механизма правового регулирования в стране, Конституция является фундаментом всего российского законодательства.
В-третьих,современная Конституция РФ является юридическим актом прямого действия. Данная ее особенность специально выделяется
и закрепляется в ст. 15, где прямое действие Конституции по своей значимости ставится в один ряд с ее высшей юридической силой. При этом подчеркивается, что как акт прямого действия, имеющий высшую юридическую силу, Конституция выражается в различных формах и, в частности, в том, что она напрямую, без каких-либо иных «посредствующих» звеньев определяет и закрепляет основы государственной и общественной жизни России, основные права и свободы граждан, формы и виды собственности, основы гражданского, административного, семейного, уголовного, трудового и других отраслей российского законодательства и др.
В-четвертых,Конституция РФ, как свидетельствует уже ее название и содержание, является актом федерального уровня и значения. Наряду с ней и в строгом соответствии с ней на уровне субъектов Федерации принимаются свои собственные основные законы: в республиках — конституции, а в остальных субъектах Федерации — уставы.
Кроме того, Конституция РФ предусматривает издание по ряду указанных в самом ее тексте вопросов федеральных конституционных законов. Круг этих вопросов довольно ограничен, а их перечень является исчерпывающим, закрытым. В переводе на язык практики это означает, что по всем другим вопросам, кроме названных, в Конституции Российской Федерации принятие федеральных конституционных законов исключается.
Среди вопросов, по которым предусматривается издание федеральных конституционных законов, выделяются вопросы, касающиеся субъектов Федерации (изменение их конституционного статуса, установление порядка принятия новых субъектов и образования в составе РФ новых); государственного флага, герба и гимна Российской Федерации — их описания и порядка официального использования (п. 1 ст. 70); порядка назначения и проведения референдума (п. «в» ст. 84); режима военного положения (п. 3 ст. 87); обстоятельств и порядка введения «на территории Российской Федерации или отдельных ее местностях» чрезвычайного положения (ст. 88); порядка деятельности Правительства Российской Федерации (п. 2 ст. 114); полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов (п. 3 ст. 128); и др.
В-пятых,действующая Конституция РФ, будучи основополагающим юридическим актом, в отличие от других законов и подзаконных актов, имеет многоцелевой характер. В наиболее концентрированном виде важнейшие цели, преследуемые Конституцией, представлены и зафиксированы в ее преамбуле. Это сохранение исторически сложившегося государственного единства России; «возрождение суверенной государственности России и утверждение незыблемости ее демократических основ»; утверждение прав и свобод человека, а также гражданского мира и согласия; обеспечение благополучия и процветания России. 368
Данные цели пронизывают собой все содержание Конституции РФ и лежат в основе всех глав и разделов, а также всех конституционных норм. В соответствии с этими целями определяются основные направления деятельности Российского государства, формулируются его главные задачи, направленные на их реализацию.
В-шестых,Конституция РФ, будучи многогранным и многоаспектным документом, имеет многофункциональный характер. Это обусловлено прежде всего тем, что она по своей природе и назначению является не только чисто юридическим, но и политическим, идеологическим, социальным и экономическим актом. В силу этого в повседневной государственной и общественной жизнедеятельности она выполняет не только сугубо юридические функции, заключающиеся в том, что Конституция выступает в качестве основы правовой системы, правопорядка в стране и системы законодательства, и что она как правовой акт прямого действия непосредственно регулирует общественные отношения, но вместе с тем она выполняет и иные функции. В зависимости от сферы применения и характера решаемых задач Конституция РФ выполняет наряду с юридическими функциями соответственно экономические, политические, социальные и идеологические.
Кроме того, как отмечается в юридической литературе, Конституция РФ выполняет также «организаторскую функцию». Суть последней заключается в том, что Конституция «не только оформляет достигнутое и ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона»1.
Наряду с названными чертами и особенностями Конституция РФ выделяется также рядом других отличительных признаков. Среди них можно назвать такие, как ее «пропрезидентский» характер, имея в виду тот факт, что действующая Конституция, в отличие от конституций других государств, наделяет главу государства — Президента чрезмерными полномочиями; ее отчасти формальный характер, подразумевая под этим частичный разрыв между конституционной теорией и повседневной жизнью, практикой, в частности между конституционными декларациями о современном Российском государстве как правовом и социальном государстве, с одной стороны, и реальным положением дел в государственном строительстве — с другой; и др.