Действующая Конституция Российской Федерации и ее связь с прежними российскими конституциями

Будучи Основным Законом современного Российского государства, Конституция РФ закрепляет важнейшие начала общественной и государ­ственной жизни России; основные права и свободы человека и граждани­на; форму правления и форму государственного устройства, структуру го­сударственного механизма; избирательную систему; порядок формирова­ния представительных и иных государственных органов, а также принци­пы их образования и деятельности.

Действующая Конституция России была принята 12 декабря 1993 г. путем проведения всенародного голосования — референдума. Непосред­ственным юридическим основанием для его проведения послужил Указ Президента РФ № от 15 октября 1993 г. «О проведении всенародного го­лосования по проекту Конституции Российской Федерации», согласно которому всенародное голосование по проекту назначалось на 12 декаб­ря 1993 г. На этот же день были назначены также выборы депутатов в фе­деральный парламент.

Наряду с данным Указом непосредственное юридическое обеспече­ние всенародного голосования осуществлялось с помощью Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ от 12 декабря 1993 г., в котором предусматривалось, что в случае принятия Конститу­ции она вступает в силу немедленно, с момента опубликования результа­тов всенародного голосования, а также с помощью Указа Президента РФ «О проекте Конституции Российской Федерации, представляемом на все­народное голосование».

В соответствии с Указом проект Конституции, выносимый на рефе­рендум, представлялся Президентом РФ 9 ноября 1993 г. для официаль­ного опубликования в газетах «Российские вести» и «Российская газета», а также для издания массовым тиражом в виде брошюры издательством «Юридическая литература». Одновременно проект официально направ­лялся в Центральную избирательную комиссию РФ.

Положение о том, что именно Президент представляет проект Кон­ституции, имело принципиальное значение, поскольку в условиях проти­востояния в этот период исполнительной власти в лице Президента и за­конодательной в лице парламента страны, принявшего крайние формы в октябре 1993 г. (расстрел «Белого дома»), противоборствующей сторо­ной был разработан свой проект Конституции, значительно отличавший­ся от президентского проекта.

Представленный проект Конституции был опубликован за месяц до проведения референдума, 10 ноября 1993 г., для ознакомления с ним на­селения и «для всенародного обсуждения».

Однако, свидетельствуют эксперты, ни того, ни другого, по существу, не получилось в силу создавшейся и зачастую искусственно поддержи­вавшейся в стране в данный период властями предержащими весьма эмо­циональной, напряженной политической обстановки — обстановки стра­ха, неопределенности и обреченности, породившей безразличие у значи­тельной части населения к представленному проекту Конституции. Со­гласно социологическим опросам «на референдум шли люди, в подав­ляющем большинстве не только не читавшие, но и не державшие в руках текст новой Конституции». Таких было более 50% населения.

Кроме того, как отмечают специалисты в области конституционного права, «разъяснение положений новой Конституции, обсуждение ее ши­рокой общественностью не было достаточно профессиональным и прохо­дило в сжатые до предела сроки, что в конечном счете вряд ли прибавило сторонников принятия Конституции на Всероссийском референдуме»1.

Официально обнародованные Центральной избирательной комисси­ей результаты всенародного голосования по проекту Конституции со­стояли в следующем. Всего в референдуме приняло участие 58 187 755 зарегистрированных избирателей, или 54,8% от их общего числа. Из чис­ла участвовавших в голосовании за принятие Конституции проголосова-

Комментарий к Конституции Российской Федерации. М, 1994. 364

ли 32 937 630 человека, или 58,4%. Против принятия Конституции — 23 431 333 человека, или 41,6% избирателей от числа принявших участие в референдуме1.

Основываясь на результатах проведенного референдума, Централь­ная избирательная комиссия в своем постановлении от 20 декабря 1993 г. «О результатах всенародного голосования по проекту Конституции Рос­сийской Федерации» констатировала, что всенародное голосование по проекту Конституции следует считать состоявшимся и что Конституцию РФ следует считать признанной данным всенародным голосованием.

Конституция РФ 1993 г. является пятой по счету Конституцией РФ, принятой после Октябрьской революции 1917 г.

До этого времени в России вообще не было конституции в общепри­нятом смысле этого слова. В начале XX в. были приняты лишь некоторые акты конституционного значения. Среди них: царский Манифест от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка», Манифест об учреждении Государственной Думы, Закон об учреждении Государственной Думы и другие акты.

Первая Конституция России была принята Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Огромная ее историческая значимость заключа­лась не только в том, что она впервые официально закрепила «принад­лежность власти трудящимся в форме Советов», но и в том, что она по­служила своего рода образцом при разработке и принятии конституций Белоруссии, Латвии, Украины и других республик. Конституция РСФСР содержала в себе также серьезные предпосылки для последующего объе­динения республик в федеративное государство — Союз ССР.

Второй Конституцией России явилась Конституция РСФСР 1925 г. Она была разработана на основе федеральной Конституции СССР 1924 г. и принята Всероссийским съездом Советов 11 мая 1925 г. Это была кон­ституция одного из субъектов советской Федерации, закреплявшая факт вхождения России в СССР на федеративных началах и передачи ему час­ти своих полномочий.

Третьей по счету Конституцией России была Конституция РСФСР 1937 г., разработанная и принятая на основе союзной — Конституции СССР 1936 г. По своей форме обе конституции были весьма демократич­ными. Это проявлялось, в частности, в том, что они впервые в россий­ской истории не только провозглашали, но и конституционно закрепля­ли равноправие всех граждан России «независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни». Больше того, они конституционно закрепляли, что «какое бы то ни было прямое или косвенное ограниче­ние прав или, наоборот, установление прямых или косвенных преиму­ществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлеж-

Российская газета. 1993. 25 дек.

ности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключи­тельности или ненависти и пренебрежения карается законом» (ст. 123).

Однако по своей сути, реальному содержанию и практическому ис­пользованию данные конституции служили юридическим прикрытием совершавшихся в стране в данный период политических репрессий, по­давления любых оппозиционных проявлений и инакомыслия.

Наконец, последней Конституцией Советской России стала Консти­туция РСФСР 1978 г., подготовленная и изданная на основе Конститу­ции СССР 1977 г. В отличие от прежних конституций это был весьма по­литизированный и идеологизированный документ. Наряду с традицион­ными для послевоенных конституций положениями, касающимися госу­дарственного и общественного строя, прав и свобод граждан, правосу­дия, арбитража и пр., Конституция России 1978 г. определяла и офици­ально закрепляла также характер существовавшего в стране в тот период государства и общества, а также перспективы развития страны. Государ­ство при этом определялось как общенародное, а общество - как разви­тое социалистическое.

Государство характеризовалось с помощью таких его «высших» целей и задач, как «создание материально-технической базы коммунизма», по­строение бесклассового общества, совершенствование общественных от­ношений, «повышение материального и культурного уровня жизни трудя­щихся» и т. д.

Развитое социалистическое общество рассматривалось как «общество подлинной демократии, политическая система которого обеспечивает эффективное управление всеми общественными делами, все более актив­ное участие трудящихся в государственной жизни», как общество, «зако­ном жизни которого является забота всех о благе каждого и забота каж­дого о благе всех» и т. п.

Разумеется, в содержании каждого из этих, равно как и некоторых других, положений Конституции 1978 г., было гораздо больше чисто по­литического и идеологического, нежели политико-правового смысла. Од­нако тем не менее это не помешало тому, что в середине 80-х годов они фактически послужили той отправной конституционной базой, на кото­рой зарождались и развивались такие демократические феномены, как перестройка, гласность, научно-техническое ускорение, идеи единого ев­ропейского дома, а также многие другие экономические и социально-по­литические идеи и преобразования.

Исходя из логики конституционного развития в нашей стране и дру­гих странах, а также исторической преемственности современной Рос­сии, можно с полной уверенностью сказать, что Конституция РСФСР 1978 г., так же как и все другие советские конституции со всеми их несо­мненными дяя своего времени плюсами и минусами, подготовила почву для разработки и принятия ныне действующей, постсоветской Конститу­ции 1993 г. 366


Наши рекомендации