Действующая Конституция Российской Федерации и ее связь с прежними российскими конституциями
Будучи Основным Законом современного Российского государства, Конституция РФ закрепляет важнейшие начала общественной и государственной жизни России; основные права и свободы человека и гражданина; форму правления и форму государственного устройства, структуру государственного механизма; избирательную систему; порядок формирования представительных и иных государственных органов, а также принципы их образования и деятельности.
Действующая Конституция России была принята 12 декабря 1993 г. путем проведения всенародного голосования — референдума. Непосредственным юридическим основанием для его проведения послужил Указ Президента РФ № от 15 октября 1993 г. «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации», согласно которому всенародное голосование по проекту назначалось на 12 декабря 1993 г. На этот же день были назначены также выборы депутатов в федеральный парламент.
Наряду с данным Указом непосредственное юридическое обеспечение всенародного голосования осуществлялось с помощью Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ от 12 декабря 1993 г., в котором предусматривалось, что в случае принятия Конституции она вступает в силу немедленно, с момента опубликования результатов всенародного голосования, а также с помощью Указа Президента РФ «О проекте Конституции Российской Федерации, представляемом на всенародное голосование».
В соответствии с Указом проект Конституции, выносимый на референдум, представлялся Президентом РФ 9 ноября 1993 г. для официального опубликования в газетах «Российские вести» и «Российская газета», а также для издания массовым тиражом в виде брошюры издательством «Юридическая литература». Одновременно проект официально направлялся в Центральную избирательную комиссию РФ.
Положение о том, что именно Президент представляет проект Конституции, имело принципиальное значение, поскольку в условиях противостояния в этот период исполнительной власти в лице Президента и законодательной в лице парламента страны, принявшего крайние формы в октябре 1993 г. (расстрел «Белого дома»), противоборствующей стороной был разработан свой проект Конституции, значительно отличавшийся от президентского проекта.
Представленный проект Конституции был опубликован за месяц до проведения референдума, 10 ноября 1993 г., для ознакомления с ним населения и «для всенародного обсуждения».
Однако, свидетельствуют эксперты, ни того, ни другого, по существу, не получилось в силу создавшейся и зачастую искусственно поддерживавшейся в стране в данный период властями предержащими весьма эмоциональной, напряженной политической обстановки — обстановки страха, неопределенности и обреченности, породившей безразличие у значительной части населения к представленному проекту Конституции. Согласно социологическим опросам «на референдум шли люди, в подавляющем большинстве не только не читавшие, но и не державшие в руках текст новой Конституции». Таких было более 50% населения.
Кроме того, как отмечают специалисты в области конституционного права, «разъяснение положений новой Конституции, обсуждение ее широкой общественностью не было достаточно профессиональным и проходило в сжатые до предела сроки, что в конечном счете вряд ли прибавило сторонников принятия Конституции на Всероссийском референдуме»1.
Официально обнародованные Центральной избирательной комиссией результаты всенародного голосования по проекту Конституции состояли в следующем. Всего в референдуме приняло участие 58 187 755 зарегистрированных избирателей, или 54,8% от их общего числа. Из числа участвовавших в голосовании за принятие Конституции проголосова-
Комментарий к Конституции Российской Федерации. М, 1994. 364
ли 32 937 630 человека, или 58,4%. Против принятия Конституции — 23 431 333 человека, или 41,6% избирателей от числа принявших участие в референдуме1.
Основываясь на результатах проведенного референдума, Центральная избирательная комиссия в своем постановлении от 20 декабря 1993 г. «О результатах всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» констатировала, что всенародное голосование по проекту Конституции следует считать состоявшимся и что Конституцию РФ следует считать признанной данным всенародным голосованием.
Конституция РФ 1993 г. является пятой по счету Конституцией РФ, принятой после Октябрьской революции 1917 г.
До этого времени в России вообще не было конституции в общепринятом смысле этого слова. В начале XX в. были приняты лишь некоторые акты конституционного значения. Среди них: царский Манифест от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка», Манифест об учреждении Государственной Думы, Закон об учреждении Государственной Думы и другие акты.
Первая Конституция России была принята Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Огромная ее историческая значимость заключалась не только в том, что она впервые официально закрепила «принадлежность власти трудящимся в форме Советов», но и в том, что она послужила своего рода образцом при разработке и принятии конституций Белоруссии, Латвии, Украины и других республик. Конституция РСФСР содержала в себе также серьезные предпосылки для последующего объединения республик в федеративное государство — Союз ССР.
Второй Конституцией России явилась Конституция РСФСР 1925 г. Она была разработана на основе федеральной Конституции СССР 1924 г. и принята Всероссийским съездом Советов 11 мая 1925 г. Это была конституция одного из субъектов советской Федерации, закреплявшая факт вхождения России в СССР на федеративных началах и передачи ему части своих полномочий.
Третьей по счету Конституцией России была Конституция РСФСР 1937 г., разработанная и принятая на основе союзной — Конституции СССР 1936 г. По своей форме обе конституции были весьма демократичными. Это проявлялось, в частности, в том, что они впервые в российской истории не только провозглашали, но и конституционно закрепляли равноправие всех граждан России «независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни». Больше того, они конституционно закрепляли, что «какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлеж-
Российская газета. 1993. 25 дек.
ности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности или ненависти и пренебрежения карается законом» (ст. 123).
Однако по своей сути, реальному содержанию и практическому использованию данные конституции служили юридическим прикрытием совершавшихся в стране в данный период политических репрессий, подавления любых оппозиционных проявлений и инакомыслия.
Наконец, последней Конституцией Советской России стала Конституция РСФСР 1978 г., подготовленная и изданная на основе Конституции СССР 1977 г. В отличие от прежних конституций это был весьма политизированный и идеологизированный документ. Наряду с традиционными для послевоенных конституций положениями, касающимися государственного и общественного строя, прав и свобод граждан, правосудия, арбитража и пр., Конституция России 1978 г. определяла и официально закрепляла также характер существовавшего в стране в тот период государства и общества, а также перспективы развития страны. Государство при этом определялось как общенародное, а общество - как развитое социалистическое.
Государство характеризовалось с помощью таких его «высших» целей и задач, как «создание материально-технической базы коммунизма», построение бесклассового общества, совершенствование общественных отношений, «повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся» и т. д.
Развитое социалистическое общество рассматривалось как «общество подлинной демократии, политическая система которого обеспечивает эффективное управление всеми общественными делами, все более активное участие трудящихся в государственной жизни», как общество, «законом жизни которого является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех» и т. п.
Разумеется, в содержании каждого из этих, равно как и некоторых других, положений Конституции 1978 г., было гораздо больше чисто политического и идеологического, нежели политико-правового смысла. Однако тем не менее это не помешало тому, что в середине 80-х годов они фактически послужили той отправной конституционной базой, на которой зарождались и развивались такие демократические феномены, как перестройка, гласность, научно-техническое ускорение, идеи единого европейского дома, а также многие другие экономические и социально-политические идеи и преобразования.
Исходя из логики конституционного развития в нашей стране и других странах, а также исторической преемственности современной России, можно с полной уверенностью сказать, что Конституция РСФСР 1978 г., так же как и все другие советские конституции со всеми их несомненными дяя своего времени плюсами и минусами, подготовила почву для разработки и принятия ныне действующей, постсоветской Конституции 1993 г. 366