Принципы, стадии и акты правоприменения

1. Правоприменительная деятельность государственных органов и должностных лиц всегда осуществляется в соответствии с определенны­ми, общепризнанными во всех странах принципами. Среди них важней­шее значение имеют принципы законности, социальной справедливости, целесообразности и обоснованности принимаемых в порядке правопри­менения тех или иных решений.

Что означает в практическом плане каждый из этих принципов и как они согласуются между собой?

Принцип законности означает строгое и неуклонное следование госу­дарственных органов и должностных лиц закону в процессе правоприме­нительной деятельности.

Требование соблюдения закона в правоприменительной деятельно­сти — это следование букве и духу закона, который применяется; дейст­вие правоприменительных органов и должностных лиц в рамках предос­тавленных им полномочий; строгое и неуклонное соблюдение установ­ленной процедуры; принятие в результате правоприменительной деятель­ности юридических актов установленной формы (указ, приказ, решение, постановление и т. п.).

Принцип социальной справедливости означает деятельность правопри­менительного органа и должностного лица в интересах не каких-либо граждан или групп, а в интересах всего общества. Разумеется, нельзя не считаться с тем, что «нормы права, являющиеся в результате классовой борьбы», как отмечал еще Г. Ф. Шершеневич (и другие юристы дореволю­ционной России), «отражают интересы господствующих классов сильнее, чем интересы других классов» и что применение норм права «агентами власти, судебной и административной», с точки зрения социальной спра­ведливости «еще более наклоняет действие законов в этом направлении», выделяет их как акты, обслуживающие в первую очередь интересы гос­подствующих слоев1.

Однако это вовсе не означает, что правоприменительные органы и должностные лица, действуя в интересах господствующих кругов, не должны руководствоваться интересами всего общества, соблюдать прин­цип социальной справедливости. В правовом государстве это должно быть непременным условием их деятельности.

Принцип целесообразности в правоприменительной деятельности оз­начает учет конкретных условий применения того или иного нормативно-правового акта, принятие во внимание специфики сложив-

См.: Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. М., 1912. Вып. 3. С. 710.
12 Обществознание 353

шейся ситуации в момент вынесения решения, выбор наиболее оптималь­ного варианта реализации правовых требований в тех или иных конкрет­ных обстоятельствах.

Принцип обоснованности правоприменительной деятельности означа­ет полное выявление, тщательное изучение и использование всех относя­щихся к делу материалов, принятие решения только на основе достовер­ных, хорошо проверенных, не подлежащих сомнению фактов. Данный принцип лежит в основе других принципов. Нарушение принципа обос­нованности при принятии правоприменительного акта служит веским ос­нованием для его отмены.

Наряду с названными принципами существуют и иные принципы правоприменительной деятельности.

2. Исходя из того, что правоприменительная деятельность осуществ­ляется в определенной последовательности, в государственно-правовой теории и практике выделяется ряд относительно самостоятельных ступе­ней, или стадий, данного процесса.Наиболее типичными признаются сле­дующие: а) установление и исследование фактических обстоятельств де­ла; б) выбор и анализ нормы права с точки зрения ее подлинности, за­конности, действия ее во времени, в пространстве и по кругу лиц; в) ана­лиз содержания нормы права и принятие решения (издание индивиду­ального акта); г) доведение содержания принятого решения до сведения заинтересованных государственных и общественных органов и должност­ных лиц.

Иногда выделяются и рассматриваются лишь три стадии правоприме­нительной деятельности. А именно: установление и анализ фактического материала, касающегося рассматриваемого дела; определение и исследо­вание нормативно-правовой основы данного дела; принятие решения и доведение до сведения заинтересованных лиц содержания принятого решения.

Разумеется, дело заключается не в количестве выделяемых ступеней, или стадий, правоприменительного процесса, а в их сути, в их содержа­нии. Вся правоприменительная деятельность как цельный, единый про­цесс разбивается на ряд стадий не ради некой самоцели, а ради более глу­бокого и разностороннего познания и совершенствования самого право­применительного процесса. Рассмотрению проблем, касающихся выделе­ния и изучения различных стадий правоприменительного процесса, по­священа специальная отечественная и зарубежная литература.

Основной смысл ее и все усилия авторов при этом направлены, как правило, на то, чтобы государственные органы и должностные лица смогли достичь в области правоприменения максимальной эффективно­сти при строгом и неуклонном соблюдении ими принципов справедливо­сти и законности. Для демократического общества и правового государ­ства весьма важно, чтобы при всех видах государственной деятельности, 354

включая правоприменительную, гражданин находился в зависимости от законов, а не от лиц, их создающих и применяющих.

3. Говоря об особенностях актов применения норм права илииндивиду­альных актах, как их нередко называют, нельзя не заметить, что незави­симо от того, являются ли они решениями судебных органов или актами административных органов и должностных лиц, в них всегда усматрива­ются авторитет и сила государства. Им неизменно придается государст­венно-властный характер. За нарушение предписаний, содержащихся в этих актах, следует государственное воздействие. Они охраняются и обеспечиваются государством в той же мере, как и нормы права, на ос­новании и во исполнение которых эти акты принимаются.

Основные требования, которые предъявляются к актам применения, заключаются в том, чтобы они: а) строго соответствовали норматив­но-правовым актам, на основе которых они принимаются; б) издавались в пределах компетенции правоприменительного органа или должностно­го лица; в) содержали глубокую и всестороннюю мотивировку; г) имели все необходимые реквизиты, придающие актам применения официаль­ный характер (наименование акта, время и место его принятия, наимено­вание органа, издавшего данный акт, наличие соответствующей печати, подписи и т. п.).

Акты применения, или индивидуальные акты, не являются источни­ками права. Они не содержат в себе каких-либо общих правил поведения, а лишь применяют соответствующие нормы права к конкретному слу­чаю, событию или лицу.

В отличие от нормативно-правовых актов, индивидуальные акты рас­считаны не на многократное, а на однократное применение. Приговор су­да, приказ о принятии на работу или об увольнении, указ о назначении на должность или награждении имеют не многократное, а однократное значение, рассчитаны в установленном законом порядке не на многора­зовое, а на одноразовое применение.

Индивидуальные акты, по сравнению с нормативно-правовыми акта­ми, обращены к строго установленному лицу или кругу лиц, издаются при­менительно к строго определенному случаю или случаям.

Наконец, в отличие от нормативно-правовых актов, индивидуальные акты непосредственно влекут за собой юридические последствия, высту­пают в качестве юридических фактов, служат основанием для возникно­вения, изменения или прекращения конкретного правоотношения.

Существует значительная категория правоотношений, которая требу­ет для своего возникновения, изменения или прекращения специального вмешательства уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц. К таковым относится, например, значительная часть административно-правовых, уголовно-правовых, уголовно-процессуаль­ных, гражданско-процессуальных и иных правоотношений.


Наши рекомендации