Каковы принципы правотворчества?

Правотворческая деятельность современных государств, согласно конституционной теории, и отчасти законодательной практики, должна осуществляться на базе ряда таких основополагающих принципов, кото­рые определяют существо, характерные черты и общее направление этой деятельности.

Среди них выделяются такие принципы, как демократизм, предпола­гающий активное участие представителей различных слоев общества и всех ветвей власти в правотворческой деятельности; законность и кон­ституционность, означающие строгое и неуклонное следование консти­туции и законам в процессе правотворческой деятельности; гуманизм, вы­ражающийся в направленности издаваемых нормативных актов на защи­ту прав и свобод граждан, на максимальное удовлетворение их матери­альных и духовных потребностей; профессионализм, проявляющийся

См.: Гарнер Д. Великобритания. Центральное и местное управление. М., 1984. С. 96; The History of Local Government in England. L., 1982. P. 38.

в обязательном участии квалифицированных, высокопрофессиональных специалистов на всех стадиях правотворческого процесса.

Особо при этом выделяется принцип постоянного технического совер­шенствования принимаемых актов, который имеет большое значение для повышения качества и эффективности правотворческого процесса.

Суть данного принципа заключается в том, чтобы в процессе подго­товки и принятия нормативно-правовых актов в максимальной степени использовать предложенные юридической наукой и апробированные пра­вотворческой практикой наиболее эффективные методы и приемы разра­ботки проектов, оптимального изложения их содержания и технического оформления, отвечающего общепринятым в мире стандартам.

Для повышения качества и эффективности нормативно-правовых ак­тов законодательная техника имеет порой не меньшее, чем само содер­жание, значение. Ведь от того, насколько четко и логично изложено со­держание того или иного нормативного акта, есть ли в нем или отсутст­вуют явные и скрытые противоречия, наконец, насколько точно и опре­деленно используется общепринятая юридическая терминология, — от всего этого в огромной степени зависят не только уровень восприятия текста и содержания нормативно-правового акта, но и эффективность его применения.

Что означает законодательная процедура и какова ее роль?

Под законодательной процедурой понимается установленный порядок прохождения проектов законов вплоть до их принятия и вступления в силу.

В каждой стране законодательная процедура имеет свои особенно­сти. Но везде она закрепляется и регулируется в конституциях, текущих законах, а также в специальных положениях и регламентах, устанавли­вающих порядок правотворческой деятельности государственных орга­нов.

Законодательная процедура состоит из целой серии юридически за­крепленных правил, определяющих порядок подготовки и принятия за­конов.

В тех странах, где наряду с правотворческой деятельностью государ­ственных органов конституционно, предусматривается принятие законов путем референдумов (всенародного голосования), для проведения по­следних устанавливается особая процедура. Смысл ее заключается в том, чтобы придать процессу непосредственного волеизъявления народа упо­рядоченный и целенаправленный характер.

Процедура проведения референдума предусматривает порядок возбу­ждения вопроса о проведении референдума, определения предмета рефе­рендума, его проведения, подведения его итогов и др. В законах о рефе­рендуме некоторых стран особо установлено, что эти законы и закреп­ленная в них процедура проведения всенародных опросов прямо соотно­сятся с механизмом проведения обычных выборов.

Четко выработанная и законодательно закрепленная процедура про­ведения референдумов создает предпосылки для наиболее полного выяв­ления мнения избирателей по рассматриваемому проекту закона или ино­му вопросу, способствуя при этом соблюдению законности и конституци­онности.

Аналогичную роль играет процедура принятия нормативно-правовых актов обычным правотворческим путем — государственными органами. В первую очередь это касается процедуры принятия законов.

Наши рекомендации