Каковы принципы правотворчества?
Правотворческая деятельность современных государств, согласно конституционной теории, и отчасти законодательной практики, должна осуществляться на базе ряда таких основополагающих принципов, которые определяют существо, характерные черты и общее направление этой деятельности.
Среди них выделяются такие принципы, как демократизм, предполагающий активное участие представителей различных слоев общества и всех ветвей власти в правотворческой деятельности; законность и конституционность, означающие строгое и неуклонное следование конституции и законам в процессе правотворческой деятельности; гуманизм, выражающийся в направленности издаваемых нормативных актов на защиту прав и свобод граждан, на максимальное удовлетворение их материальных и духовных потребностей; профессионализм, проявляющийся
См.: Гарнер Д. Великобритания. Центральное и местное управление. М., 1984. С. 96; The History of Local Government in England. L., 1982. P. 38.
в обязательном участии квалифицированных, высокопрофессиональных специалистов на всех стадиях правотворческого процесса.
Особо при этом выделяется принцип постоянного технического совершенствования принимаемых актов, который имеет большое значение для повышения качества и эффективности правотворческого процесса.
Суть данного принципа заключается в том, чтобы в процессе подготовки и принятия нормативно-правовых актов в максимальной степени использовать предложенные юридической наукой и апробированные правотворческой практикой наиболее эффективные методы и приемы разработки проектов, оптимального изложения их содержания и технического оформления, отвечающего общепринятым в мире стандартам.
Для повышения качества и эффективности нормативно-правовых актов законодательная техника имеет порой не меньшее, чем само содержание, значение. Ведь от того, насколько четко и логично изложено содержание того или иного нормативного акта, есть ли в нем или отсутствуют явные и скрытые противоречия, наконец, насколько точно и определенно используется общепринятая юридическая терминология, — от всего этого в огромной степени зависят не только уровень восприятия текста и содержания нормативно-правового акта, но и эффективность его применения.
Что означает законодательная процедура и какова ее роль?
Под законодательной процедурой понимается установленный порядок прохождения проектов законов вплоть до их принятия и вступления в силу.
В каждой стране законодательная процедура имеет свои особенности. Но везде она закрепляется и регулируется в конституциях, текущих законах, а также в специальных положениях и регламентах, устанавливающих порядок правотворческой деятельности государственных органов.
Законодательная процедура состоит из целой серии юридически закрепленных правил, определяющих порядок подготовки и принятия законов.
В тех странах, где наряду с правотворческой деятельностью государственных органов конституционно, предусматривается принятие законов путем референдумов (всенародного голосования), для проведения последних устанавливается особая процедура. Смысл ее заключается в том, чтобы придать процессу непосредственного волеизъявления народа упорядоченный и целенаправленный характер.
Процедура проведения референдума предусматривает порядок возбуждения вопроса о проведении референдума, определения предмета референдума, его проведения, подведения его итогов и др. В законах о референдуме некоторых стран особо установлено, что эти законы и закрепленная в них процедура проведения всенародных опросов прямо соотносятся с механизмом проведения обычных выборов.
Четко выработанная и законодательно закрепленная процедура проведения референдумов создает предпосылки для наиболее полного выявления мнения избирателей по рассматриваемому проекту закона или иному вопросу, способствуя при этом соблюдению законности и конституционности.
Аналогичную роль играет процедура принятия нормативно-правовых актов обычным правотворческим путем — государственными органами. В первую очередь это касается процедуры принятия законов.