Что собой представляет система судебных органов России?
Судебная власть является третьей ветвью государственной власти в современной России. Согласно Конституции РФ она осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (п. 2 ст. 118). Механизмом ее реализации является система судебных органов различной компетенции, сложившаяся и функционирующая в стране на основе конституционного и текущего (обычного) законодательства.
Правовую основу судебной власти и механизма ее реализации составляют Конституция РФ (гл. 7 «Судебная власть», ст. 118—128 и др. статьи), федеральные конституционные законы: о Конституционном Суде РФ (1994 г.), о судебной системе Российской Федерации (1996 г.), об арбитражном суде Российской Федерации (1995 г.); федеральные законы: о статусе судей в РФ (1992 г. с последующими изменениями), о мировых судьях РФ (1999 г.), о народных заседателях (2000 г.) и другие правовые акты.
Основной задачей судебной власти и механизма ее реализации является обеспечение правосудия. «Правосудие в Российской Федерации, — гласит ст. 118 Конституции РФ, — осуществляется только судом» (п. 1 ст. 118).
В настоящее время на территории Российской Федерации существует и функционирует широкая система судебных органов. Это: а) Конститу-
ционный Суд РФ, конституционные и уставные суды субъектов Федерации; б) суды общей юрисдикции, включая мировые суды и военные суды и в) арбитражные суды. Каждый из этих видов судов занимает свое определенное место в судебной системе постсоветской России и играет в ней обусловленную его юрисдикцией строго определенную роль. Вместе они образуют единую систему судебных органов, функционирующих на территории Российской Федерации.
Единство судебной системы России обусловлено такими факторами, как наличие общих целей и задач, которые решают различные судебные органы страны, — осуществление правосудия; общие принципы организации и деятельности различных судебных органов; единые конституционные основы их образования и функционирования; единый конституционно-правовой статус судей на всей территории Российской Федерации и др.
Все суды Российской Федерации, независимо от их юрисдикции, осуществляют правосудие в стране, руководствуясь одними и теми же конституционно-правовыми принципами судопроизводства,а судьи — члены этих судов — имеют одинаковый конституционно-правовой статус.
Основными конституционно-правовыми принципами правосудия являются такие, как: а) принцип законности в осуществлении правосудия, означающий строгое следование судами Конституции РФ и законам; б) осуществление правосудия только теми судами, которые установлены Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. «Создание чрезвычайных судов, — согласно Конституции РФ, — не допускается» (п. 3 ст. 118); в) осуществление правосудия на основе равенства всех участников судебного процесса перед законом и судом; г) свободный доступ граждан к суду и обеспечение их права на судебную защиту. Действует конституционно закрепленное правило, согласно которому «никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом» (п. 1 ст. 47); д) открытое разбирательство дел во всех российских судах. Слушание любых дел в закрытых заседаниях, также заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
Кроме названных принципов правосудие осуществляется также на основе целого ряда других дополняющих их принципов. В том числе: принципы состязательности сторон — участников судебного процесса; обеспечения компетентности и беспристрастности в ходе судебного разбирательства; принципа невиновности лица в совершении преступления, пока в соответствии с Конституцией РФ «его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившими в законную силу законом» (п. 1 ст. 49); принципа пользования родным языком в процессе судопроизводства; принципа участия граждан в отправлении правосудия и др. 314
Наличие общих для всех судов Российской Федерации принципов их организации и деятельности является важным фактором существования и функционирования единой судебной системы России.
Другим не менее важным фактором, свидетельствующим о существовании и функционировании единой судебной системы как механизма реализации судебной власти в России, является наличие одинакового у всех российских судей конституционно-правового статуса.
Главными его составляющими выступают конституционные полномочия о независимости судей и подчинении их только Конституции РФ и федеральным законам; несменяемости судей; о прекращении или приостановлении их полномочий «не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом» (ст. 121); о неприкосновенности судей и привлечении их к уголовной ответственности только в порядке, предусмотренном в отношении их федеральным законом; и др.
Наряду с отмеченными факторами существуют и иные факторы, свидетельствующие о единстве судебной власти России и механизма ее осуществления.