Совет Федерации — верхняя палата российского парламента

Большими полномочиями в российском парламенте наряду с его нижней палатой — Государственной Думой пользуется и его верхняя па­лата — Совет Федерации.Правовой основой формирования и деятельно­сти Совета Федерации является Конституция РФ и Закон о порядке фор­мирования Совета Федерации от 5 августа 2000 г.

В соответствии с этими актами Совет Федерации, в состав которого входят по два представителя от каждого субъекта Федерации, формирует­ся одновременно на выборной основе и путем назначения. Председатель в Совете Федерации от законодательного собрания субъекта Федерации избирается этим представительным органом на срок его полномочий. Что же касается представителя в Совете Федерации от исполнительной власти субъекта, то он назначается указом или постановлением высшего должностного лица субъекта Федерации с последующим утверждением этого назначения законодательным собранием.

Для организации и проведения работы Совета Федерации членами этой палаты формируются ее внутренние органы: Совет палаты, комите­ты, подкомитеты и комиссии. Для ведения заседаний и поддержания внутреннего распорядка Совета Федерации из его состава избирается Председатель палаты и его заместители.

Основными полномочиями Совета Федерации являются законода­тельные полномочия. В осуществлении законодательных функций собст­венно и заключается назначение Совета Федерации как одной из палат главного законодательного органа страны — парламента. Однако обяза­тельному рассмотрению в Совете Федерации подлежат не все, а лишь не­которые законы, принятые Государственной Думой. А именно законы, касающиеся: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сбо­ров; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирова­ния, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; д) статуса и защиты государственной границы России и е) войны и мира (ст. 106). Данные и все иные законы в полном объеме рассматриваются лишь в нижней палате парламента — Государственной Думе, которая в этом смысле доминирует в законода­тельном процессе, осуществляемом в рамках российского парламента.

Законодательная деятельность Совета Федерации сочетается и до­полняется другими видами деятельности и его соответствующими полно­мочиями. Среди них полномочия, связанные с утверждением изменения границ между различными субъектами Российской Федерации; утвержде­нием указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного поло­жения; с решением вопроса о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами ее территории; с назначением выборов Прези­дента РФ и отрешением его от занимаемой должности; с назначением на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; с назначением на должность и осво-




бождения от должности Генерального прокурора России, заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

По каждому из этих вопросов, отнесенных Конституцией РФ к веде­нию Совета Федерации, как и в Государственной Думе, принимается со­ответствующее постановление. Для его принятия требуется большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

33. Правительство РФ— высший орган исполнительной власти: правовая основа, состав, структура

Исполнительная власть представляет собой способность и возмож­ность государства в лице его наделенных соответствующими полномо­чиями органов повседневно выполнять в масштабе всей страны оператив­ные управленческие функции.

В соответствии с Конституцией РФ «исполнительную власть Россий­ской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации» (п. 1 ст. ПО). Правовую основу его организации и деятельности составля­ет Конституция РФ, и прежде всего ее гл. 6 под названием «Правительст­во Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1998 г. «О Правительстве Российской Федерации» и некото­рые другие законы и указы Президента РФ. Порядок работы Правитель­ства РФ регулируется его Регламентом, принятым в 1998 г. и скорректи­рованным в 2000 г. Деятельность органов исполнительной власти на уровне субъектов Федерации опосредуется их конституциями, уставами, законами и иными правовыми актами.

Структура федеральных органов исполнительной власти и состав Правительства РФопределяется Президентом РФ по предложению Пред­седателя Правительства. Председатель Правительства РФ после его на­значения на этот пост Президентом РФ по согласованию с Государствен­ной Думой представляет не позднее недельного срока Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Он также предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности замес­тителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Правительство РФ состоит из его Председателя, заместителей Пред­седателя и федеральных министров. Иногда выделяются должности пер­вого заместителя или первых заместителей Председателя Правительства РФ.

Из состава членов Правительства РФ формируются постоянные и временные комиссии по ряду вопросов, создаются советы. На постоян­ной основе в рамках Правительства функционирует его президиум. Кон­кретный состав определяется специальным постановлением Правительст­ва РФ. По общему правилу в него входят Председатель Правительства, его заместители, некоторые ведущие министры и руководитель аппарата. По отдельным вопросам президиум уполномочен принимать решения от имени Правительства РФ. 310

Правительство РФ возглавляет единую систему органов исполнитель­ной власти на всей территории Российской Федерации. Она складывает­ся из федеральных органов исполнительной власти и органов исполни­тельной власти субъектов Федерации. Последние входят в единую систе­му власти и централизованного управления лишь в части осуществления ими полномочий по предметам совместного ведения Федерации и субъ­ектов Федерации. Что же касается осуществления полномочий по пред­метам исключительного ведения субъектов Федерации, то в данной сфе­ре органы исполнительной власти субъектов Федерации, находясь в по­стоянной организационно-правовой связи с соответствующими федераль­ными органами, тем не менее обладают значительной самостоятельно­стью в решении широкого круга местных управленческих вопросов.

Наши рекомендации