Понятие и виды внутренних и внешних функций государства
1. Внутренние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящих перед ним внутренних задач. Задачи эти сколь многочисленны, столь и разнообразны и затрагивают практически все сферы жизни общества и самого государства: экономическую, социальную, политическую, духовную, финансовую и др. Кроме того, государство зачастую решает задачи, выходящие далеко за пределы одной отдельно взятой сферы, охватывающие две и более сферы.
Тесная взаимосвязь функций государства и сфер жизни общества служит иногда причиной их отождествления. Однако такое отождествление имеет, как правило, не полный, а частичный характер. Дело в том, что при классификации внутренних функций и выделении их из общей системы основных направлений деятельности государства наряду с такими функциями, как экономическая, социальная, политическая и другие, полностью совпадающими со сферами жизни общества, рассматриваются также и такие, которые не совпадают с ними.
В различных источниках называются, например, такие внутренние функции, как установление и охрана правопорядка в обществе; охрана прав собственности, прав и свобод граждан; функция оказания социальных услуг; функция обеспечения народовластия; культурно-воспитательная; природоохранительная (экологическая); функция финансового контроля и др. При этом перечень направлений деятельности государства в большей степени соответствует сложившемуся в научной литературе представлению о его внутренних функциях, нежели полному или частичному отождествлению функций государства с основными сферами жизни общества.
2. Внешние функции государства представляют собой основные направления его деятельности, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним задач. Последние практически не могут быть одинаковыми для всех государственных образований и государств. Они зависят от характера политического режима в стране и типа государства, от этапа развития, на котором оно находится, от складывающейся в мире международной обстановки, от характера взаимоотношений сосуществующих государств.
Цели и задачи, а вместе с ними и некоторые функции государства в решающей степени обусловлены его социально-классовой сущностью, социально-классовой предопределенностью и направленностью, а также его идеологической направленностью. Нет и не может быть у государства таких целей и задач, а вместе с ними и соответствующих функций, которые бы не зависели от его сущности, содержания, идеологических воззрений правящих кругов, его социально-классового назначения.
Идеологические и политические установки особенно ярко отражались, например, в целях, задачах и внешних функциях советского государства. Выделялись, в частности, такие функции, как оказание взаимопомощи и тесное сотрудничество с государствами мировой системы социализма; борьба за мир и мирное сосуществование со странами капитализма; поддержка национально-освободительных движений и сотрудничество с развивающимися странами и др. Политические и идеологические постулаты, составлявшие основу данных функций, не только содержались в официальных партийных документах, но и закреплялись на законодательном уровне.
В современной России, по мере перехода ее к рыночным отношениям и становления новой политической идеологии, происходит эволюция во взглядах и на внешние функции государства. Это проявляется, во-первых, в том, что с разрушением мировой системы социализма отпала необходимость и в «братской помощи» социалистическим странам. Теперь функции взаимопомощи и сотрудничества постепенно заменяются функциями равноправного партнерства.
Во-вторых, изменилась политическая и идеологическая ориентация России по отношению к бывшим колониям западных и других «цивилизованных» государств, а также по отношению к национально-освободительному движению. В связи с этим, естественно, исчезла и соответствующая функция.
В-третьих, с середины 80-х годов XX в. резко изменилось отношение правящих кругов официальной России к западным странам. Многолетнее идеологическое противостояние уступило место политике соглашательства по ряду принципиальных вопросов, движения в фарватере прозападных интересов, унизительного самобичевания и политического заискивания. Из одной крайности политика и идеология России, а вместе 302
с ней и других бывших соцстран, отразившиеся на их внешних функциях, перешли в другую крайность.
Основное кредо внешнеполитической и иной деятельности Российского государства, а следовательно, и его функций должно состоять в непременном приоритете российских национальных интересов и ценностей, в уважении интересов и ценностей других стран, в установлении и поддержании со всеми без исключения странами отношений равноправного партнерства и сотрудничества. На основе данных принципов и положений могут осуществляться такие внешние функции государства, как функция интеграции России в мировую экономику; функция обороны; функция поддержания мирового порядка; функция внешнеэкономического сотрудничества и широкого привлечения иностранных инвестиций; функция совместного разрешения с другими государствами глобальных энергетических, экологических, демографических и иных проблем современности.
Эти и иные внешние функции Российского государства становятся в настоящее время общепризнанными и общепринятыми в научной литературе. Важно, чтобы в реальной действительности они осуществлялись на взаимовыгодной для всех государств - субъектов международно-правовых отношений основе.
Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации
Законодательная власть представляет собой способность и возможность государства в лице его наделенных специальными полномочиями органов издавать обладающие высшей юридической силой нормативно-правовые акты - законы.
Согласно Конституции РФ и принципу разделения властей законодательная власть России на федеральном уровне осуществляется Федеральным Собранием — парламентом России, а на уровне субъектов Федерации - местными парламентами с разным названием (собрание депутатов, областной совет, народный хурал и др.), но обобщенно именуемыми в научных исследованиях законодательными собраниями. На муниципальном уровне, в различных муниципальных образованиях органы государственной власти, обладающие правом издания на своих территориях законов, не существуют.
По своему конституционно-правовому статусу Федеральное Собраниеявляется не только законодательным, но и представительным органом. По природе и характеру своей деятельности оно призвано представлять и выражать интересы всех социальных слоев, всего российского общества.
Федеральное Собрание является постоянно действующим государственным органом, состоящим из двух палат— Совета Федерации и Государственной Думы. ВСовет Федерации согласно Конституции РФ входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от законо-
дательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
По аналогии с зарубежной практикой организации работы двухпалатных парламентов Государственную Думу зачастую называют нижней палатой, а Совет Федерации — верхней. Названия эти, равно как и некоторые другие, типа сенатор — член Совета Федерации, весьма условны и произвольны, так как их конституционного закрепления нет.
В соответствии с теорией конституционного развития современной России презюмируется, что в Государственной Думе через депутатов представлены все граждане РФ, независимо от их места жительства. В то же время в Совете Федерации представляются и решаются прежде всего интересы различных субъектов Федерации.
Вопросы, относящиеся к исключительному ведению Совета Федерации и Государственной Думы, обе палаты решают самостоятельно, независимо друг от друга и не подменяя друг друга. Их заседания по общему конституционно закрепленному правилу проходят раздельно. Однако по ряду вопросов предусматриваются и совместные заседания палат.
Палаты могут собираться совместно, в частности, для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. Конституция РФ предусматривает также совместное осуществление полномочий Совета Федерации и Государственной Думы при проведении парламентских слушаний по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни и осуществлении контроля за исполнением государственного бюджета.
В связи с этим ст. 101 Конституции РФ устанавливает, что «для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату», состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.
Все заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. Исключение составляют лишь некоторые из них, которые согласно регламентам палат проводятся в закрытом режиме.
Занимая весьма важное место в системе государственных органов постсоветской России, Федеральное Собрание выполняет в законодательном процессе ключевую роль. К его исключительным полномочиям относится принятие таких важнейших юридических актов, как федеральные конституционные законы, законы о поправках к действующей Конституции и обычные федеральные законы.
Наряду с законодательной деятельностью, правотворческими функциями Федеральное Собрание выполняет одновременно целый ряд и других. В их числе: а) представительская функция парламента, находящая свое выражение не только в представительстве интересов различных слоев и социальных политических сил, но и в объединении их в масштабе всего общества, в формировании на их основе такой социальной общности, которая представляла бы собой единый российский народ; б) контрольная
функция парламента, осуществляемая им в отношении органов исполнительной власти в связи с исполнением государственного бюджета и решением других вопросов государственной жизни; в) функции, связанные с непосредственным участием парламента в руководстве делами государства (обсуждение и утверждение бюджета, решение вопросов, связанных с изменением статуса субъектов Федерации, объявлением войны и мира, и др.); г) функции, касающиеся формирования ряда федеральных государственных органов, назначения и смещения со своих постов ряда высокопоставленных должностных лиц (премьер-министра, Генерального прокурора и др.), и др.