Конституционно-правовой статус субъектов Российской

Федерации

В основе конституционно-правового статуса субъектов Федерации ле­жит ряд положений Конституции РФ, касающихся федеративного уст­ройства России и характера ее взаимоотношений с субъектами Федера­ции, а также основные законы последних — конституции субъектов Феде­рации и их уставы.

Данный факт закрепляется в Конституции РФ, где акцентируется внимание на статусе каждого отдельного вида субъектов Федерации (рес­публик и других субъектов) и где в отдельности указывается на то, что от­ношения автономных округов, входящих в состав края или области, мо­гут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области.

Конституционно-правовой статус субъекта Федерации может быть из­менен не иначе как только по взаимному согласию Федерации и ее субъ­екта в соответствии с федеральным конституционным законом. То же са­мое касается и границ между субъектами Федерации, которые могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Конституционно-правовой статус субъектов Федерации характеризу­ется, с одной стороны, общими чертами, присущими всем без исключе­ния субъектам Федерации, а с другой — их отдельными специфическими особенностями.

Среди общих черт субъектов Федерации следует назвать такие, в ча­стности, как наличие у каждого из них своих высших органов государст­венной власти, своего административно-территориального деления, своей собственности, своего законодательства. В соответствии с Конституцией РФ каждая «республика (государство) имеет свою конституцию и законо­дательство», а каждый край, область, город федерального значения, авто­номная область и автономный округ «имеет свой устав и законодательст­во» (ст. 52).

При этом действует конституционно установленное правило, соглас­но которому законы и иные нормативно-правовые акты не могут проти­воречить федеральным законам, принятым по предметам исключитель­ного ведения Российской Федерации или же по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В случае возникновения коллизии ме­жду федеральным законом и любым иным актом действует федеральный закон.

Однако данное правило не относится к нормативно-правовым актам субъектов Российской Федерации, изданным по вопросам, относящимся к их исключительному ведению.

В соответствии с Конституцией РФ к предметам исключительного ве­дения субъектов Федерации относится все то, что находится вне преде­лов исключительного ведения Российской Федерации и совместного ве­дения Федерации и ее субъектов. В сфере своего исключительного веде­ния субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной вла­сти, «осуществляют собственное правовое регулирование, включая приня­тие законов и иных нормативных правовых актов» (п. 4 ст. 76). При этом в случае возникновения противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта Федерации, изданным по пред­мету, относящемуся к его исключительному ведению, действует нормативно-правовой акт субъекта Федерации.

К общим чертам субъектов Федерации и их конституционно-правово­го статуса следует отнести, помимо названных, также такие, которые свя­заны с формированием и осуществлением бюджетов субъектов Федера­ции; реализацией ими права законодательной инициативы в федераль­ном парламенте; участием их в международных и внешнеэкономических связях, наличием у них своей символики в виде герба, флага, а у некото­рых субъектов Федерации и своего гимна; и др.

Наряду с общими чертами субъектов Федерации и их конституцион­но-правового статуса некоторые из них имеют и свои специфические осо­бенности. Это касается в первую очередь республик — субъектов Федера­ции.

По сравнению с другими субъектами республики выделяются тем, что они характеризуются как государства, а не как государственные обра­зования; имеют свои конституции, а не уставы, как другие субъекты; мо­гут устанавливать государственный язык наряду с государственным язы-280

ком Российской Федерации — русским языком; имеют право устанавли­вать, кроме федерального, также республиканское гражданство.

Существуют и другие специфические особенности республик — субъ­ектов Федерации. Однако в конституционно-правовом статусе респуб­лик — субъектов Федерации они занимают гораздо меньше места, чем их общие со всеми другими субъектами Федерации черты.

Наши рекомендации