Что понимается под формой государственного устройства и каковы ее виды?

Каждая форма государственного устройства проявляется как внут­реннее деление государств на определенные составные части — административно-территориальные единицы, автономные культурные, политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер соотношения государства в целом и отдельных его час­тей.

В современной юридической и политической литературе обычно вы­деляют две основные формы государственного устройства: унитарное го-268

сударство и федеративное государство (федерацию). В качестве особой формы государственного устройства в настоящее время рассматривается конфедерация. В конце XIX — начале XX в. в виде особых форм государ­ственного устройства выделялись так называемые инкорпорация и сюзе­ренитет.

Характеризуя последние одновременно как формы государственного устройства и «формы соединения государств», Ф. Кистяковский указы­вал, что в соединениях государств — обычных явлениях политической жизни, суть которых заключается в объединении их между собой «юри­дической связью, так что в некоторых областях правовой жизни» эти го­сударства выступают как одно целое, — «инкорпорация» и «сюзеренитет» занимают особое место.

Первая представляет собой «полное поглощение одного государства другим или полное слияние нескольких государств в одно целое, в кото­ром отдельные части совершенно утрачивают государственный харак­тер», а второе характеризуется как вассальное подчинение одного госу­дарства (вассала) «в известных отношениях» власти другого государства (сюзерена).

Соотнося сюзеренитет с государственно-правовой практикой, следует заметить, что это явление можно рассматривать, во-первых, скорее как межгосударственное (международное), чем внутригосударственное, во-вторых, как дань средневековой истории, но не современности. С точ­ки зрения происхождения и назначения сюзеренитет имеет двоякий ха­рактер: а) служит переходной политической формой при распадении раз­ноплеменного государства на его составные части, б) выступает в качест­ве одного из средств «подчинения слабых государств сильным».

В отличие от сюзеренитета, который является данью прошлому, ин­корпорацию можно рассматривать и как явление современной политиче­ской жизни. Показательным примером в этом отношении служит «воссо­единение» по форме, но поглощение по сути в 90-е годы XX в. Герман­ской Демократической Республики (ГДР) Федеративной Республикой Германией (ФРГ). Последнее стало возможным благодаря «перестройке» всей внутренней и внешней политики СССР во главе с М. С. Горбачевым, получившим титул «лучшего немца года» и ставшего почетным гражда­нином г. Берлина.

Из числа основных форм государственного устройства наиболее про­стой и в то же время наиболее распространенной является унитарное го­сударство.

Среди авторов, специализирующихся на исследовании форм государ­ственного устройства, нет принципиальных расхождений по поводу того, что представляет собой унитарное государство и каковы его основные признаки и черты. Все исследователи исходят из того, что унитарное го­сударство - это всегда единое государственное образование. При этом государство делится лишь на административно-территориальные части.

Для унитарного государства характерно наличие общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой правовой и судебной системы, единой конституции, общей финансовой и налого­вой системы, единой централизованной системы национальной безопас­ности, единого гражданства и др.

Унитарными государствами в настоящее время являются Англия, Голландия, Дания, Венгрия, Китай, Монголия, Япония и др.

Более сложная форма государственного устройства — федерация.Она является менее распространенной по отношению к унитарному государ­ству, но не по отношению к другим формам государственного устройст­ва. Девятая часть государств мира — 21 государство — являются федера­циями, в них проживает около трети населения Земли. Среди федератив­ных государств есть высокоразвитые гиганты (США) и малые индустри­альные страны (Бельгия, ставшая федерацией в соответствии с конститу­ционными поправками 1993 г.), крупные (Бразилия) и небольшие госу­дарства (Союзная Республика Югославия), находящиеся на среднем уровне развития, разного рода бывшие колонии (Индия с почти милли­ардным населением и малая Федеративная Исламская Республика Ко­морские Острова), страны со значительным удельным весом патриар­хальных порядков (Танзания, Папуа — Новая Гвинея). Они неодинаковы и с точки зрения государствоведческих, правовых характеристик, сово­купность которых образует определенную модель федерализма как осо­бой формы государственного устройства.

Каждая из моделей имеет как позитивные, так и негативные сторо­ны. И с этим нельзя не считаться.

Что является типичным для федерализма и отличает его от других форм государственного устройства — от конфедерации и унитаризма? Прежде всего то, что любая федеративная система выступает как единое союзное государство, состоящее из двух или более относительно само­стоятельных государств и государственных образований. Каждое из них, будучи субъектом федерации, имеет свое собственное администра­тивно-территориальное деление; имеет наряду с федеративными собст­венные высшие органы государственной власти и управления, судебные, правоохранительные, фискальные и иные органы; имеет свою конститу­цию и текущее законодательство; может иметь собственные воинские формирования и гражданство.

К числу основополагающих принципов образования и функциониро­вания федеративной системы, с позиций которых следует рассматривать и оценивать любую, в том числе и российскую, федерацию, относятся следующие:

добровольность объединения государств или государственных обра­зований в федерацию;

равноправие субъектов федерации независимо от величины их терри­тории, численности населения, экономического потенциала и пр.;

плюрализм и демократизм во взаимоотношениях субъектов федера­ции между собой и с гражданами; возможность активного и беспрепятст­венного участия граждан в федеральных и региональных политических процессах;

строгое и неуклонное соблюдение федерацией и ее субъектами, феде­ративными и иными органами и организациями обычных и конституци­онных законов как в отношениях друг с другом, так и с гражданами и формируемыми ими партийными, профсоюзными и другими общественно-политическими органами и организациями.

Наши рекомендации