Политические права и свободы граждан
Вотечественном и зарубежном правоведении существует несколько вариантов классификации основных прав и свобод граждан. Одной из наиболее распространенных из них является классификация их в зависимости от сфер жизнедеятельности граждан, от областей, в которых складываются их права и свободы.
Согласно данной классификации различаются следующие три группы прав и свобод: а) основные права граждан в области экономической и социально-культурной сферы жизни общества; б) основные права
См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1993. С. 503.
и свободы граждан в области государственной и общественно-политической жизни ив) личные права и свободы граждан.
Вторую группу прав и свобод граждан в научной литературе нередко именуют политическими правами и свободами граждан.
Согласно действующей Конституции Российской Федерации к их числу следует отнести такие права и свободы граждан, которые не только официально провозглашаются, но и конституционно закрепляются.
Это прежде всего права на участие граждан в осуществлении государственной власти. Данное право непосредственно вытекает из ст. 3 Конституции России, в соответствии с которой «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Народ, согласно Конституции, осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (п. 2 ст. 3).
С правом на участие граждан в осуществлении государственной власти неразрывно связано также право на участие в управлении делами государства. Это право может быть реализовано гражданами России в соответствии со ст. 32 Конституции как через своих представителей (депутатов, выборных должностных лиц), так и непосредственно.
Конституция при этом особо закрепляет принцип равного доступа всех граждан к государственной службе. Данное конституционное положение полностью соответствует требованиям Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1966 г., согласно которому каждый гражданин должен без какой бы то ни было дискриминации и необоснованных ограничений «допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе».
Принцип равного доступа граждан к государственной службе означает наличие у них равных прав на занятие любой должности в соответствии со своими способностями и соответствующей профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации.
Ограничения в доступе к государственной службе, согласно российскому законодательству, в частности Положению о федеральной государственной службе от 22 декабря 1993 г., могут допускаться лишь в следующих случаях: а) признание лица в судебном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным; б) лишение гражданина судом права занимать государственные должности в течение определенного времени;
в) наличие заболевания, установленного в заключении медицинского уч
реждения, препятствующего выполнению должностных обязанностей;
г) наличие близкого родства или свойства (родители, супруги, дети и др.)
с государственными служащими, если их служба связана с непосредст
венной подчиненностью или непосредственной подконтрольностью од
ного другому, и др.
К политическим правам и свободам граждан России, помимо названных, следует отнести также: право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах (п. 2 ст. 32 Конституции РФ); право на обращение как в государственные органы, так и в органы местного самоуправления граждан лично или коллективно (ст. 33); право граждан на создание объединений, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (п. 1 ст. 30); право граждан «собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование» (ст. 31); право каждого гражданина «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом», обладать «гарантированной свободой мысли и слова» (пп. 1, 4 ст. 29) и др.
Политические права и свободы являются весьма важными составными частями политико-правового статуса граждан и играют труднопере-оценимую роль в жизни общества и государства.