Гарантии права на труд и компенсации, предусмотренные трудовым правом
1. Трудовой кодекс РФ в разделе VII предусматривает ряд гарантий и компенсаций, которые должен предоставить работодатель своему работ-
нику, если он оказался в каких-либо особых обстоятельствах. Эти обстоятельства могут возникнуть в связи с выполнением работником своего гражданского долга, с переездом в другую местность, с направлением в командировку, при совмещении работы и учебы и др.
Компенсации осуществляются с целью не допустить снижения заработной платы при изменении обычных условий труда работника.
Компенсации определяются в законе как «денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых и иных, предусмотренных федеральным законом обязанностей» (ст. 264 ТК РФ). Гарантии определяются как «средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав» (ст. 164 ТК РФ).
В трудовой практике наиболее часто встречается возмещение расходов в связи со служебными командировками, переводом на работу в другую местность и др. Понятие служебной командировки закреплено в ст. 166 Трудового кодекса РФ, где служебная командировка понимается как «поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы».
Служебные поездки работников, постоянная работа которых носит разъездной характер, не считаются командировкой.
В соответствии со ст. 168 Трудового кодекса РФ работодатель обязан возместить работнику расходы по проезду и найму жилья, суточные и иные расходы, произведенные с разрешения работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации.
При переводе на работу в другую местность работодатель в соответствии со ст. 169 Трудового кодекса РФ обязан возместить работнику расходы по переезду всех членов его семьи и провозу имущества, расходы по обустройству на новом месте жительства. «Конкретные размеры расходов определяются соглашением сторон трудового договора, но не могут быть ниже размеров, установленных Правительством РФ для организаций, финансируемых из федерального бюджета».
Особые гарантии и компенсации Трудовой кодекс РФ предусматривает для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 313—327 ТК РФ). Также для указанных лиц законами субъектов Федерации, исходя из их финансовых возможностей, могут устанавливаться дополнительные гарантии и компенсации.
Помимо названных выше групп работников право на гарантии и компенсации имеют лица, исполняющие государственные или общественные обязанности «в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время» (ст. 170 ТК РФ). В этих случаях за работником сохраняется место работы (должность) и средний заработок.
Средний заработок сохраняется также в случаях осуществления избирательного права; участия депутата в сессиях органов представительной власти или при выполнении им других депутатских обязанностей; явки по вызову в органы дознания; участия в судебных заседаниях в качестве народного заседателя, общественного обвинителя или общественного защитника; участия в качестве члена добровольной пожарной дружины; явки по вызову в комиссию по назначению пенсий и др.
Для исчисления среднего заработка конкретного работника используется средний дневной заработок. Порядок исчисления определяется на уровне Минтруда России. Оплата труда приглашенных по договоренности сторон экспертов и посредников производится по соглашению с ними органами исполнительной власти и местного самоуправления.
Гарантийные выплаты сохраняются за работниками, призванными на сборы. Оплачивается время сборов и время следования до воинской части и обратно. В этот период сохраняется средний заработок, а также добавляются суточные в размерах, устанавливаемых законодательством.
Трудовым кодексом РФ предусмотрен целый ряд гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования; обучающихся в вечерних общеобразовательных учреждениях, совмещающих работу с обучением.
В соответствии со ст. 173—177 Трудового кодекса РФ этим категориям работников предоставляются такие льготы, как дополнительный отпуск от 30 до 50 календарных дней, в зависимости от конкретных обстоятельств. Один раз в году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения соответствующего учебного заведения и обратно. Перед началом выполнения дипломного проекта устанавливается по желанию работника сокращенная на 7 часов рабочая неделя. За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50% среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.
Наряду с названными видами гарантий и компенсаций Трудовой кодекс РФ устанавливает также и другие их виды.
2. Соблюдение норм трудового права и гарантий, установленных в сфере трудовых отношений, осуществляются специальным государственным надзором и контролем.
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде представляет собой деятельность специально уполномоченных органов, направленную на защиту трудовых прав работников и пресечение нарушений этого законодательства. Существуют четыре вида государственного надзора и контроля: предупредительный, предварительный, текущий и последующий.
Предупредительный надзор и контроль имеет целью не допустить принятия локальных норм, противоречащих трудовому законодательству, а также нарушений требований охраны труда при строительстве и вводе 180
в эксплуатацию производственных сооружений (новых и реконструированных). Предварительный надзор и контроль способствуют предотвращению нарушений трудового законодательства и имеют место преимущественно при определении условий труда, осуществляемых работодателем совместно, по согласованию или с учетом мнения профессиональных союзов.
Текущий надзор. и контроль направлен на выявление допущенных нарушений и принятия мер по их ликвидации. Последующий надзор и контроль осуществляется при разрешении трудовых споров и выявлении допущенных нарушений.
Согласно ст. 353 Трудового кодекса РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляют органы федеральной инспекции труда. Федеральная инспекция труда — единая централизованная система государственных органов. Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством РФ (ст. 354 ТК РФ).
Принципы деятельности, основные задачи и полномочия органов федеральной инспекции труда определены ст. 355 и 356 Трудового кодекса РФ.
Органы федеральной инспекции труда обязаны обеспечивать соблюдение и защиту трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; соблюдение трудового законодательства; обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения трудового законодательства. Органы федеральной инспекции труда доводят до сведения соответствующих органов государственной власти факты нарушений трудового законодательства и злоупотреблений.
В обязанности государственных инспекторов труда в соответствии со ст. 358 Трудового кодекса РФ входит прежде всего соблюдение норм Конституции РФ при осуществлении надзорно-контрольной деятельности, а также законодательства о труде. Государственные инспекторы труда обязаны хранить государственную, служебную, коммерческую и иную тайну, ставшую им известной в ходе осуществления полномочий или после оставления своей должности.
Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав являются полномочными представителями государства, а потому находятся под его защитой, независимы от других должностных лиц и государственных органов (ст. 359 ТК РФ).
Трудовой кодекс регламентирует государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности; государственный энергетический надзор; санитарно-эпидемиологический надзор; надзор за ядерной и радиационной безопасностью (ст. 366—369 ТК РФ).
Органы федеральной инспекции труда осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами надзора и контроля, прокуратурой, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, профсоюзами и другими организациями.