Цивилизационный подход к типологии государства
Этот подход основан на выделении типов государства соответствующих определенному типу цивилизации (критерий классификации).
Представители: Тойнби, Вебер, Зингер.
Цивилизация – относительно замкнутое состояние общества, которое отличается особенностями быта, религии, нравственности, психологии, национальными, культурными и иными особенностями.
Типы цивилизаций и типы государств:
1. По географическому признаку выделяют восточные и западные, северные и южные цивилизации и государства.
2. По историческому признаку выделяют древние, средневековые и современные цивилизации и государства.
3. По размерам территории выделяют великие, средние и малые цивилизации и государства.
4. По направлению развития выделяют крестьянские, промышленные и научно-технические цивилизации и государства.
5. По уровню развития различают доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные цивилизации и государства.
Достоинства цивилизационного подхода:
1. Он учитывает не только экономические, но и национальные, религиозные, бытовые, нравственные и иные факторы развития общества.
2. Он основан на опыте всех существовавших и существующих государств.
Недостатки цивилизационного подхода:
1. Недостаточно конкретизирован, о чем свидетельствует неопределенность понятия цивилизации и множество критериев их классификации.
2. Этот подход не отвечает на основной вопрос в теории государства – о сущности государства.
Тема 4
Форма государства
1. Понятие формы государства.
2. Форма правления: понятие и виды.
3. Форма государственного устройства: понятие и виды.
4. Политический режим: понятие и виды.
1. Понятие формы государства
Форма государства – организация государственной власти, выраженная в единстве трех элементов: формы правления, формы государственного устройства, формы политического режима.
Факторы, влияющие на форму государства:
1. Исторический тип государства. Например, феодальные государства, как правило, монархические, а буржуазные – республиканские.
2. Расстановка политических сил в стране. Так, в результате буржуазной революции в Англии был достигнут компромисс буржуазии и класса феодалов, и в итоге установлена ограниченная монархия.
3. Размеры территории государства. Небольшие по размерам государства, как правило, унитарные.
4. Национальный состав. Многонациональные государства, как правило, федеративные.
5. Географические, климатические, экономические, религиозные и иные факторы.
2. Форма правления: понятие и виды
Форма правления – элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, источники ее формирования, а также характер отношений государственных органов между собой и населением.
Виды форм правления: монархия и республика.
Монархия – форма правления, при которой главой государства является монарх, власть которого передается по наследству.
Признаки монархии:
1. Глава государства – монарх. Царь, император, князь, король и др.
2. Монарх приобретает и передает власть по наследству. Существуют системы престолонаследия: кастильская, салическая, австрийская. Кастильская (Великобритания) – преимущественно по мужской линии. Салическая (Япония) – исключительно по мужской линии. Австрийская – по старшинству.
3. Власть монарха, как правило, обожествляется, поэтому принадлежит ему пожизненно.
4. Монарх не несет юридической ответственности за свои действия.
Виды монархий: абсолютная и ограниченная (конституционная, парламентская, дуалистическая, сословно-представительная).
В абсолютной монархии вся полнота государственной власти сосредоточена в руках монарха – Саудовская Аравия, Оман, Катар.
В ограниченной монархии власть монарха ограничена конституцией или представительным органом (парламентов) – Испания, Япония, Великобритания.
Республика – форма правления, при которой верховная власть принадлежит избираемому на определенный срок президенту или коллегиальному органу.
Признаки республики:
1. Главой государства является избираемый президент или коллегиальный орган.
2. Полномочия высших органов государства ограничены определенным законом сроком.
3. Глава государства избирается прямыми или косвенными выборами.
4. Глава государства несет юридическую ответственность за свои действия.
Виды республик: президентская, парламентская, смешанная.
В президентской республике президент избирается населением, единолично формирует правительство, и правительство подконтрольно только президенту – США, Бразилия, Мексика.
В парламентской республике президент избирается парламентским путем, правительство формируется из представителей партии парламентского большинства, и правительство несет ответственность перед парламентом – ФРГ, Австрия.
В смешанной республике правительство формируется с участием президента и парламента и несет двойную ответственность – Франция.
Россия – президентская республика.
3. Форма государственного устройства: понятие и виды
Форма государственного устройства – элемент формы государства, характеризующий территориально-организационную структуру реализации государственной власти.
Виды форм государственного устройства: унитарное, федерация, конфедерация.
Унитарное государство – единое государство, территориальные единицы которого не обладают независимостью от центральных органов власти.
Признаки унитарного государства:
1. Административно-территориальные единицы (области, округа, районы, коммуны, департаменты, графства и др.) не обладают независимостью от центральных органов власти.
2. Единая конституция и единое законодательство.
3. Единая система органов государственной власти.
4. Единая налоговая система, обеспечивающая единый государственный бюджет.
5. Единое гражданство (территориальные единицы не могут иметь своего гражданства в отличие от субъектов федерации в федеративном государстве.).
Виды унитарных государств:
1. По степени централизации государственной власти различают централизованные (в которых отсутствует местное самоуправление, например, Вьетнам, КНДР) и децентрализованные (в которых в административно-территориальных единицах населением формируются органы местного самоуправления, например, Франция) унитарные государства.
2. В зависимости правового статуса административно-территориальных образований государства различают симметричные (территориальные образования одноименны и имеют одинаковый правовой статус, например, Белоруссия) и ассиметричные (территориальные образования имеют разные названия и разный правовой статус, например, во Франции есть коммуны и департаменты) унитарные государства.
Федерация – сложное союзное государство, крупные территориальные образования которого (субъекты федерации) обладают высокой степенью самостоятельности и независимости от центральных органов власти.
Признаки федерации:
1. Территория государства включает территории субъектов федерации (штаты, земли, области, края и др.).
2. Субъекты федерации имеют свои конституции и свое законодательство.
3. Помимо федеральных органов существует система государственных органов в каждом субъекте федерации.
4. Двухлинейная система налогообложения: федерации и субъектов федерации.
5. Субъекты федерации могут иметь свое гражданство.
6. Как правило, двухпалатный парламент, в котором верхняя палата состоит из представителей субъектов федерации.
Виды федеративных государств:
1. По способу образования субъектов федерации различают национальные федерации:
· Национальные федерации. Все субъекты федерации образованы по национальному признаку. Например, Бельгия.
· Территориальные федерации. Все субъекты образованы по территориальному признаку. Например, США, Канада, ФРГ.
· Национально-территориальные федерации, в которых одна часть субъектов федерации образована по национальному признаку, другая часть – по территориальному.
2. В зависимости от правового статуса субъектов федерации:
· Симметричные. Все субъекты федерации одноименны и имеют одинаковый правовой статус. Например, Канада.
· Ассиметричные. Субъекты имеют разные названия и разный правовой статус. Например, РФ.
Конфедерация – временное объединение независимых государств для достижения определенной цели (военной или экономической).
У конфедерации есть общие или совместные органы власти и управления. По достижению своих целей конфедерация либо распадается (Антанта), либо преобразуется в федеративное государство (Конфедерация 13 штатов преобразовалась в федерацию США).
4. Политический режим
Политический режим – элемент формы государства, характеризующий методы и средства осуществления государственной власти.
Виды политических режимов: демократические и антидемократические.
Демократические режимы подразделяются на либерально-демократический и консервативно-демократический.
Виды антидемократических режимов: тоталитарный, фашистский, авторитарный.
Признаки демократических режимов:
1. В формировании и осуществлении государственной власти участвуют широкие слои населения (выборы, референдум, политические партии, общественные объединения).
2. В экономике признается многообразие и равенство форм собственности.
3. Осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей.
4. Гарантированность основных прав и свобод человека и гражданина.
5. Во внешней политике направленность на мирное сотрудничество.
6. В управлении преобладают методы убеждения, поощрения, рекомендования. Принуждение применяется в исключительных случаях.
Признаки антидемократических режимов:
1. Население не участвует в формировании и осуществлении государственной власти (отсутствует референдум, демократические выборы, запрещены общественные объединения, господство одной политической партии).
2. В экономике признается господство одной формы собственности – государственной.
3. Необеспеченность политических прав граждан.
4. Во внешней политике проявляется враждебность и агрессия.
5. В управлении преобладают методы принуждения и репрессий.
Майоратный – приоритет родства (Киевская Русь)
Сеньоратный – самый старший (Саудовская Аравия)
Примогенитура – (шведская – родство и старшинство)
Тема 5
Механизм государства
1. Понятие, признаки и элементы механизма государства.
2. Понятие и признаки государственного органа.
3. Классификация государственных органов.
4. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
5. Структура государственного аппарата РФ.
1. Понятие, признаки и элементы механизма государства
Механизм государства – система государственных органов, учреждений и предприятий, осуществляющих функции государства.
Признаки механизма государства:
1. Упорядоченная согласованная система государственных органов, учреждений, предприятий, которые находятся в иерархической соподчиненности.
2. Обеспечивает реализацию функций государства.
3. Наделен необходимыми материальными и финансовыми средствами.
4. Направлен на защиту и обеспечение прав и свобод личности.
Элементы механизма государства:
1. Государственные органы (система государственных органов – государственный аппарат): аппарат управления – глава государства, законодательные, исполнительные судебные органы, органы специальной компетенции; аппарат принуждения – армия, милиция, полиция, органы безопасности и др.
2. Государственные учреждения – образовательные, учреждения здравоохранения, учреждения культуры, научно-исследовательские учреждения.
3. Государственные предприятия – федеральные унитарные предприятия и региональные унитарные (субъектов федерации).
2. Понятие и признаки государственного органа
Государственный орган – структурно-обособленное звено государственного аппарата, наделенное властными полномочиями для решения поставленных перед ним задач и реализации функций.
Признаки государственного органа:
1. Государственный орган осуществляет от имени государства его задачи и функции.
2. Государственный орган создается в установленном законом порядке.
3. Наличие государственно-властных полномочий. Объем прав и обязанностей (полномочий) государственного органа составляет его компетенцию.
4. Наличие необходимых материальных средств.
5. Является составной частью государственного аппарата.
6. Осуществляет свою деятельность на определенной территории.
7. Осуществляет деятельность в установленном законом порядке.
3. Классификация государственных органов
По источнику формирования различают первичные органы (формируются населением) и производные органы (формируются первичными)
По территории деятельности различают федеральные и региональные органы. В муниципальных образованиях формируются органы местного самоуправления, которые государственными не являются.
По роли в системе разделения властей различаются представительные (законодательные), исполнительные и судебные органы. Представительные органы местного самоуправления законодательными не являются.
По способу формирования различаются выборные (президент, Государственная Дума) и назначаемые органы (правительство, суды).
По широте компетенции различают органы общей компетенции (Государственная Дума) и органы специальной компетенции (Конституционный суд РФ, министерство).
По структуре или способу организации различают простые органы (не имеют внутренних подразделений: нотариат) и сложные органы (имеют внутреннюю структуру: министерство, Верховный Суд РФ).
По способу принятия решений различают коллегиальные органы (принимают решения голосованием: Государственная Дума) и единоначальные органы (решения которых исходят от одного должностного лица: министерство).
4. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
1. Уважение прав и свобод личности. Деятельность государственных органов должная быть направлена на утверждение и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
2. Законность. Вся деятельность должна осуществляться в строжайшем соответствии с законом.
3. Гласность. Открытость деятельности государственных органов, информированность населения о принимаемых ими решениях.
4. Демократизм. Широкое участие населения в формировании государственных органов.
5. Профессионализм. Деятельность государственного аппарата должная осуществляться служащими, имеющими соответствующее образование и опыт государственного управления.
6. Разделение властей. Система сдержек и противовесов деятельности государственного аппарата обеспечивает законность в формировании и деятельности государственного аппарата.
7. Федерализм. В федеративных государствах учет интересов регионов в государственном управлении.
8. Сочетание выборности и назначаемости. Государственный аппарат должен состоять как из выборных, так и из назначаемых органов.
9. Сочетание коллегиальности и единоначалия. Разумное соотношение демократических и бюрократических начал в деятельности государственного аппарата.
10. Иерархичность. Государственный аппарат состоит из высших органов и подчиненных им ниже стоящих органов.
11. Равный доступ к государственной службе. Допускаются все лица, соответствующие определенным требованиям.
5. Структура государственного аппарата РФ
Структура государственного аппарата включает федеральные и региональные органы.