Бережность к друзьям
Бережное отношение к друзьям не может утвердиться там, где царствует самость. Но друзья, сходящиеся во имя Общего Блага, знают, что бережное отношение друг к другу есть та ступень единения, за которой находятся лучшие возможности.
Каждый имеет темную сторону, каждый имеет несовершенные качества. Этот факт уже утвержден в сознании, но увы, обычно лишь в тех случаях, когда именно этот недостаток имеется и в нас самих. Если же этого недостатка в нас нет и, особенно, если он уже изжит нами и празднуется победа, то, как правило, мы не терпим его в других. Между тем, казалось бы, должно быть как раз наоборот. Испытав борьбу, мы могли бы запомнить, что эта борьба была нелегкой и потребовала немалого напряжения. Кроме того, забывается ценнейшее указание, что "самое трудное для одного будет самым легким для другого" и наоборот. Можно ли допустить такую узость, которая заставляет смотреть на тяжелые и сложные переживания друга как на нечто ничтожное только лишь потому, что я, дескать, этого никогда бы так не переживал. Не лучше ли обратиться на себя и посмотреть, нет ли во мне того, что друг мой давно изжил. Обычно беспристрастный глаз легко обнаружит этот живой укор. Переживания друга, как бы ничтожны они ни были на наш взгляд, пусть встретят с нашей стороны заботливость и бережность. Всякое жаление недопустимо, но бережность нужна. Нельзя не считаться с реальным процессом трансмутации. Если в лучших качествах мы соединились близко, то неизбежная близость к процессу трансмутации худших обязывает к пониманию. Сколько раз именно друзья утяжеляли и без того нелегкий процесс нежеланием считаться с реальным положением друга.
Не может быть другом тот, кто готов разделить лишь радость.
Учение говорит: "Не нарушайте энтузиазма, откуда бы он ни шел". То же можно сказать и про восторг и радость. Но и тут от друзей требуется бережность. Кто-то сумел прикоснуться к тому, что друг еще не успел испытать, не успел почувствовать. Кого-то поразило то, что в сознании друга еще не имеет созвучия. Но с кем же поделиться восторгом, кому передать радость достигнутую?
Можно себе представить разрушение, когда в ответ на сияние глаз следует плоская шутка. Нет желания понять то, что глаза сияют неспроста, нет желания, преодолев вежливость равнодушия, проявить бережность, которая не замедлит создать созвучие, и сознание друга будет обогащено разделенным энтузиазмом.
И еще бережность нарушается там, где существует навязывание. Чаще, чем это принято думать, друзья готовы навязывать друг другу то, что по их мнению является или важным, или необходимым, или просто то, что их занимает в данный момент.
Обычно таким объектом бывает действительно нужное для навязывающего, но отнюдь не необходимое другу, быть может, и без того обремененному. В самих предложениях должна, казалось бы, быть бережность, но чаще они делаются так, что за отказом уже предусматривается обида, получается тягость, которая так вредить единению. Можно много говорить о том, что нарушает бережность, но если сердце уже готово, то достаточно только напомнить ему об этом тончайшем цементе единения.