Что такое производство? Чем отличается производство в широком смысле от производства в узком смысле?
Производство есть процесс преобразования природы обществом, в результате которого преобразуются и природа, и общество.
Похожая идея выражена в пословицах: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты», а также «С кем поведешься, от того и наберешься». Производство есть акт общения людей с природой, предполагающий их общность (общение) друг с другом. Развитие этой мысли приводит к открытию единства и различия отношений производства и общения, или производительных сил и производственных отношений (т. е. к понятию способа производства материальной жизни), а также организации общества и присвоения им внутри и посредством этой организации вещества природы (т. е. к понятию формы собственности как исторически развивающейся, а не «вечной» категории).
Ключ к пониманию производства — продукт. В европейских языках это обычно однокоренные слова (product; production). Отчасти мистификация производственных отношений между людьми в нашей стране независимо от способа производства объясняется тем, что в русском языке, в отличие от основных европейских, слова «производство» и «продукт» имеют разные корни.
Производство — процесс, и продукт характеризует его как завершенный, конечный, определенный. Однако любой результат основан на условиях, или предпосылках. Продукт как следствие имеет свою причину. Эта причина — производительный труд, т. е. не труд вообще, а труд, который с необходимостью превращается в продукт. Производительность труда, следовательно, определяется, с одной стороны, его результатом, продуктом, а с другой стороны, его объективными условиями — средствами производства и рабочей силой опять-таки не вообще, а такими, какие необходимы для создания продукта.
В экономической литературе рабочую силу обычно называют субъективным условием производства. Это не совсем верно, поскольку человеку свойственно быть субъектом производства не от природы, не «от рождения», а только при использовании своей способности к труду (рабочей силы) по назначению, т. е. не для абстрактного преобразования вещества природы, а для производства конкретных вещей, необходимых для развития общества (общественная полезность вещей проявляется в процессе их потребления, а не в факте их обмена).
Производительность труда со стороны продукта не может не зависеть от конкретного способа производства как системы отношений между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, проходящей в своем развитии стадии становления, развития и отмирания (перехода к новому способу производства). Так,
при господстве капиталистического способа производства недостаточно, чтобы была произведена полезная для других (общества) вещь. Общественное признание труда частного товаропроизводителя предполагает возвращение обществом в лице других частных производителей данному производителю его затрат в иной форме, т. е. эквивалентного обмена, обмена по стоимости, величина которой, по существу, определяется общественно-необходимыми затратами труда. Если индивидуальные затраты товаропроизводителя выше общественно-необходимых, то ему грозит разорение, поэтому обычно он переходит в другую отрасль, как только заметит, что данное производство ему невыгодно (иначе говоря, он к нему не способен).
Труд может произвести благо для общества, стоимость определенной величины, но все равно не стать производительным, так как при капитализме основным законом является закон производства прибавочной стоимости, другими словами, не производство стоимости, а ее увеличение. Но и сам факт увеличения стоимости, или производства прибавочной стоимости, — не гарантия признания труда производительным, поскольку есть норма прибавочной стоимости, и присвоение прибавочной стоимости ниже нормы не дает возможности нормального накопления капитала, т. е. участия в конкуренции (на мануфактурной стадии — внутриотраслевой, на стадии свободной конкуренции — межотраслевой и внутриотраслевой).
Наконец, при господстве финансового капитала и финансовой олигархии недостаточна и нормальная, или средняя, прибыль (в нее превращается прибавочная стоимость. Гарантию признания производительным дает только участие в финансовой группе и возможность постоянно присваивать сверхприбыль не только в результате производства избыточной (больше нормы) прибавочной стоимости, но и манипулировать монопольными ценами.
Таким образом, есть разное представление о производстве. Различие связано с развитием, или прохождением необходимых этапов, степенью зрелости экономики. Во-первых, это связано с господством того или иного способа производства. Наука всегда говорит о господствующем способе производства, тем самым заявляя, что в действительности производство осуществляется всеми известными способами, в том числе и теми, которые утратили способность обеспечивать экономию рабочего времени, или рост производительности труда. Во-вторых, это соотносится с конкретно-историческими формами, присущими каждому способу производства в зависимости от стадии его развития. Естественно, перепрыгнуть стадию объективно невозможно, поэтому, например, страны «третьего мира» капиталистической ориентации при всем их желании и внешнем подражании империалистическим государствам ни с экономическими советниками, ни без них не в силах освоить современные «экономические» формы.
Если посмотреть на производство в «статике» и «динамике», то в узком смысле оно выглядит как процесс собственно производства, а в широком — дополняется процессом обращения, т. е. распределением, обменом и потреблением материальных благ.