Общественно-экономическая формация. Формационный подход к истории человечества
Маркс, как и его предшественники, осмысливая исторический процесс, решил разбить его на определенные периоды, но в основу деления он положил материальный фактор — способ производства материальной жизни. Он ввел новую категорию в социальную философию для обозначения различных этапов в развитии человечества. Речь идет о категории общественно-экономической формации. Это понятие Маркс не сразу нашел. Так, в «Немецкой идеологии», написанной в 1845—1846 гг., употребляется термин «форма собственности», а появление различных форм собственности связывается с разделением труда.
Первой формой собственности является племенная собственность, которая соответствует неразвитой стадии производства, когда люди жили охотой и рыболовством, скотоводством или земледелием.
Вторая форма — античная общинная и государственная собственность. Наряду с общинной собственностью развивается частная собственность, появляется рабство, уже встречается противоположность между городом и деревней, внутри самих городов тоже имеется противоположность между рабами и гражданами. Эта форма собственности присуща рабовладельческому обществу.
Третьей формой собственности является феодальная собственность. Для античности исходным пунктом служит город, для Средневековья — деревня. Почему так произошло? Отвечая на этот вопрос, Маркс и Эн-
Данилевский К Я. Указ. соч. С. 91. 2 Там же. С. 98. 106
гельс пишут, что «эта перемена исходного пункта была обусловлена редкостью и рассеянностью по обширной площади первоначального населения, которое приток завоевателей не увеличивал сколько-нибудь значительно. Поэтому, в противоположность Греции и Риму, феодальное развитие начинается на гораздо более широкой территории, подготовленной римскими завоеваниями и связанным с ними вначале распространением земледелия»1.
Понятие формации («образование») Маркс взял из геологии. Впервые оно появилось в его работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта». В классическом виде эта категория была представлена в Предисловии Маркса «К критике политической экономии», написанной в 1859 г. В этой работе Маркс писал: «Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества... В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить как прогрессивные эпохи экономической общественной формации»2.
Категория общественно-экономической формации — это категория философии истории, а специфика философских категорий состоит в том, что, будучи абстракциями самого высокого уровня, они отражают наиболее общие, сущностные черты объективной действительности. Формация имеет дело с общей логикой развития человеческого общества, абстрагируясь от частных явлений и случайностей. Ее философское понимание нельзя путать с интерпретацией в исторической науке. Такая путаница часто приводит к недоразумениям, когда историки берут понятие формации в чистом виде и накладывают его на реальный исторический процесс, и когда не находят полного тождества формации и действительности, то первая объявляется фикцией. Конечно, реальный процесс неизмеримо богаче и содержательнее, чем любая философская категория. Феодализм, по выражению Энгельса, никогда не соответствовал своему понятию. То же самое можно сказать о капитализме, о рабстве и т. д.
Конечно, отсюда не следует, что категория формации — идеальная конструкция и не отражает реальной действительности. Она адекватно отражает эту действительность, но адекватность следует понимать как отражение сущности, а не явления. Исторический процесс — совокупность самых разных фактов, явлений и событий. Одни из них являются более важными для субъектов истории, другие менее важными, одни непосредственно связаны с логикой истории, другие нет. Формация имеет дело с логикой истории, показывает ее единство и многообразие.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 22. Там же. С. 7.
Общественно-экономическая формация включает в себя все явления, которые имеются в обществе (материальные, духовные, политические, социальные, еемейно-бытовые и т. д.). Стержнем формации является способ производства материальной жизни в единстве производительных сил и производственных отношений. А основой производственных отношений является форма собственности на средства производства. Общественно-экономическая формация — это исторически конкретное общество на данном этапе его развития. Каждая формация — это особый социальный организм, развивающийся на базе своих имманентных законов. Вместе с тем общественно-экономическая формация — это определенная ступень в развитии исторического процесса по восходящей линии.
Маркс разбил всю историю человечества на пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная; буржуазная и коммунистическая. Правда, у Маркса есть еще и другое деление мировой истории: первичная формация (первобытное общество), вторичная формация (рабство, феодализм, капитализм) и третичная формация (коммунизм). Причем, согласно Марксу, каждая последующая формация является более прогрессивной по сравнению с предыдущей. Маркс подчеркивал, что развитие общества носит естественно-исторический характер и что оно не может перескочить через естественные фазы своего движения по восходящей линии.
Культура: понятие, виды
Понятие «культура» (от латинского слова cultura — возделывание, обрабатывание) употребляется в самых разных смыслах1. Скажем в обыденной речи выражение «культурный человек» может обозначать и «образованный человек» и «воспитанный человек». Когда мы говорим о культуре труда, то подразумеваем организованный, деловой и целенаправленный характер труда.
Различные интерпретации связаны не только с тем, что термин «культура» прочно вошел, так сказать, в будничную жизнь людей, но и с тем, что культура является объектом многих наук: истории, этнографии, социологии, археологии и т. д. Понятно, что каждая наука вкладывает в понятие культуры свой собственный смысл. Социальная философия, например, ищет некие общие черты, присущие всем культурам независимо от их пространственного и временного расположения. Она изучает закономерности развития культуры, взаимодействие и взаимовлияние различных культур.
Из этимологии понятия культуры вытекает, что оно применимо лишь к результатам человеческой деятельности. Все, что создано человеческим трудом, выступает как элемент культуры. Дикая природа не есть культура, но природа, преобразованная человеком, уже выступает как элемент культуры. Культура проявляется в самых разнообразных формах,
О политической культуре см. разд. IV, п. 11. 108
как в сфере материального, так и в сфере духовного производства. Поэтому культуру можно определить как совокупность материальных и духовных достижений человечества.
В самом общем виде культуру можно разделить на два вида: на материальную и духовную культуру. К материальной культуре относятся архитектурные сооружения, дома, памятники, машины, станки и др. По материальной культуре можно определить уровень развития общества. Скажем, египетские пирамиды, построенные в 3—2 тыс. до н. э., показывают, что древние египтяне имели высокий уровень культуры. К духовной культуре относятся живопись, наука, философия, искусство, литература, кино и т. д. Духовная культура тоже показывает уровень достижений общества на том или ином этапе его развития. Античная философия, например, представляет собой вершину античной мысли и свидетельствует о том, что Древняя Греция добилась громадных успехов в создании духовных ценностей, которыми до сих пор пользуются люди. Разумеется, к духовной культуре относятся и традиции, обычаи, моральные нормы и принципы, регулирующие отношения людей в процессе их совместной жизнедеятельности.
Духовная культура каждого народа имеет свои неповторимые черты и особенности, которые складываются веками и передаются из поколения в поколение. При этом важно иметь в виду, что культура независимо от того, кто ее представляет — большой или малый народ, — уникальна, неповторима и интересна. Поэтому нет ни низших, ни высших культур. Есть культура больших народов и культура малых народов. Одни народы больший вклад вносят в мировую культуру, другие меньший, но каждый народ в меру своих возможностей умножает и обогащает мировую культуру.
Сравнивая понятия культуры и цивилизации, надо отметить, что оба понятия близки по содержанию, но тем не менее они полностью не совпадают. Во-первых, культура возникает раньше цивилизации. Первобытные общества были культурными обществами. Первобытные люди, например, имели прекрасное искусство. Но у них не было никакой цивилизации. Во-вторых, в отличие от цивилизации культура указывает на присутствие человека в историческом процессе, на то, что общественное богатство создается людьми, а сама история есть результат их деятельности.