Что такое цивилизация? Возникновение, развитие и распад цивилизаций. Цивилизационный подход к истории человечества
Цивилизация — термин от латинского слова civilis — гражданский, государственный, общественный. Его ввел в научный оборот французский просветитель XVIII в. Мирабо в 1756 г. Под этим термином французские просветители подразумевали общество, основанное на началах разума и справедливости.
Проблемы цивилизации находились в центре внимания многих обществоведов. Наиболее рельефное отражение они нашли в работах английского историка XX в. А. Тойнби. Он выделил пять крупных живых цивилизаций и две реликтовые (остаточные). Живые: «1) православно-христианское, или византийское, общество, расположенное в Юго-Восточной Европе и России; 2) исламское общество, сосредоточенное в аридной зоне, проходящей по диагонали через Северную Африку и Средний Восток от Атлантического океана до Великой Китайской стены; 3) индуистское общество в тропической субконтинентальной Индии
4 Обществознание 97
к юго-востоку от аридной зоны»1; 4) дальневосточное общество в субтропическом и умеренном районах между аридной зоной и Тихим океаном; 5) западное христианское общество (страны Западной Европы, Америки, Австралии, где распространены католицизм и протестантизм. К реликтовым цивилизациям английский исследователь относит, во-первых, группу стран, включающую монофизитских христиан Армении, Месопотамии, Абиссинии и Египта; во-вторых, группу ламаистских буддистов махаямы в Тибете и Монголии, буддистов хинаяны на Цейлоне, в Бирме и Таиланде.
По утверждению Тойнби, каждая цивилизация в своем развитии проходит четыре стадии: 1) генезис; 2) рост; 3) надлом; 4) распад.
Генезис (происхождение) цивилизации. Анализируя различные концепции происхождения цивилизации, Тойнби отмечает, что цивилизации не могли возникнуть ни вследствие разделения труда, ибо оно имело место и в первобытных обществах; ни из-за расовых различий, так как цивилизации могут возникнуть и в результате взаимодействия различных рас; ни вследствие географических и климатических условий, так как можно найти на земле сходные естественные факторы, которые все же не привели к появлению цивилизации. Поэтому «причина генезиса цивилизаций кроется не в единственном факторе, а в комбинации нескольких; это не единая сущность, а отношение»2.
Цивилизация, продолжает английский историк, возникает из примитивных (первобытных) обществ в результате вызова, порождаемого исключительными обстоятельствами разного характера, и успешного ответа на этот вызов. Вызовы могут быть как природными, так и социальными. «Первые вызовы, которые можно зафиксировать в человеческой истории, были сделаны дельтами рек Нила, Иордана, Тигра и Евфрата, Инда с его некогда существовавшим параллельным руслом. Реки эти пересекают маловодные степи, такие как засушливая Афразийская степь. В нильской долине ответом стал генезис египетской цивилизации, в долине Тигра и Евфрата — шумерской, в долине Инда и его бывшего притока — так называемой индской культуры...»3 Процесс иссушения рек был вызовом природы, а ответом стало возникновение цивилизации. Когда бывшие пастбища нильской долины превратились в пустыни, то первопроходцы двинулись в эти безжизненные места и своим героическим трудом превратили их в благодатные земли. Природа была покорена, и возникла египетская цивилизация. Аналогичным образом, пишет Тойнби, возникли и другие цивилизации. Те племена, которые не смогли ответить на вызов и не сумели изменить свой образ жизни, погибли.
1Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. С. 33.
2 Там же. С. 107.
Там же. С. ИЗ.
Рост цивилизации. Не все цивилизации выдержали испытание временем. Многие из них не смогли развиваться и в конце концов погибли. Цивилизации «развиваются благодаря порыву, который влечет их от вызова через ответ к дальнейшему вызову; от дифференциации через интеграцию и снова к дифференциации»1. Рост проявляется как через кумулятивное овладение внешним миром (например, географическая экспансия), так и через внутреннюю кумулятивную самодетерминацию и самоорганизацию цивилизаций. Те цивилизации, которые быстро распространяют свое влияние на окружающую социальную и природную среду, устанавливают разумные законы и нормы функционирования общества, успешно развиваются. Те же, которые этого не смогли добиться, с течением времени погибают.
Тойнби критерий роста цивилизации ищет в прогрессивном процессе самоопределения общества, члены которого должны находиться в гармоническом состоянии и должны быть включены в процесс преобразований.
Главную роль в росте цивилизации Тойнби отводит творческому меньшинству. «Сам факт, что рост цивилизации — дело творческих личностей или творческих меньшинств, предполагает, что нетворческое большинство будет находиться позади, пока первооткрыватели не подтянут арьергарды до своего собственного уровня»2. Растущие цивилизации, находящиеся в динамическом состоянии, отличаются от статических примитивных обществ тем, что в первых благодаря творческому меньшинству наблюдается поступательное движение.
В росте цивилизации, по мнению Тойнби, большую роль играет не только творческое меньшинство, она отводится и великим личностям. Они подтягивают нетворческое большинство (толпу, по выражению Тойнби) до творческого меньшинства. Это «решается благодаря свободному мимесису — возвышенному свойству человеческой природы, которое скорее есть результат коллективного опыта, нежели вдохновения»3. Мимесис (подражание) присущ человеку от природы, но его надо активизировать так, чтобы нетворческое большинство всегда подражало творческому меньшинству.
Надлом цивилизации. Тойнби считает, что причины надлома цивилизаций не следует искать за их пределами. Они находятся внутри самих цивилизаций. Со временем внутри цивилизации появляются трещины. Творческие личности постоянно заняты тем, чтобы вести за собой нетворческую массу, постоянно призывают ее к подвигам и к непрерывному совершенствованию. «Однако нетворческая часть общества всегда и везде численно превосходит творческое меньшинство и в косной массе
1 Тойнби А. Указ. соч. С. 214.
2 Там же. С. 259.
3 Там же. С. 260.
4* 99
своей является тормозом, ибо не в состоянии преобразиться полностью и одновременно»1. Она перестает подражать творческому меньшинству, и последнее начинает терпеть неудачу в продвижении по пути прогресса, в результате чего цивилизация начинает терять самодостаточность.
Распад цивилизаций. Тойнби пишет, что в процессе надлома цивилизации творческое меньшинство превращается в господствующее меньшинство, которое, не желая уступить власть, начинает прибегать к силе, что вызывает еще большее отчуждение между правящим меньшинством (оно же творческое меньшинство) и неправящим большинством, т. е. нетворческим большинством. Противоречия между правящим меньшинством и неправящим большинством приводят к гибели цивилизации.
Тойнби утверждает, что цивилизации существовали замкнуто, изолированно, локально, хотя не исключает их сходства.
Прежде всего следует подчеркнуть, что цивилизация есть такая стадия в развитии человечества, когда собственно социальные связи начинают доминировать над природными и когда общество развивается и функционирует на своей собственной основе.
Генезис цивилизации по времени совпадает с формированием классового общества, с переходом от собирательского хозяйства к производящему. Цивилизация не могла возникнуть на базе родового строя, когда человек полностью был связан с родом или племенем и не выделял себя из него, когда родоплеменные отношения были для него священны и неприкосновенны и когда он не мог выйти за их пределы. Люди первобытного общества в основном занимались собирательским хозяйством, и их отношения основывались на кровнородственных связях, собственно же социальные связи носили очень ограниченный характер.
Переход от первобытного строя к классовому обществу означал не только рост производительных сил, но и разрыв кровнородственных связей. Появляется государство, взаимоотношения людей регулируются не столько традициями и обычаями, сколько юридическими нормами и законами. Общество становится более сложным и более целостным образованием. Духовная жизнь приобретает новое качество: появляется письменность — величайшее изобретение человечества.
Возникновение цивилизации — качественно новый этап в развитии человеческого общества. Отсюда начинается его подлинная история.
Фундамент цивилизации — общественное богатство. Оно состоит из материальных и духовных ценностей. Материальные ценности включают в себя все, что было создано человечеством на протяжении всей его истории: дома, предметы потребления, орудия производства, разные виды транспорта, техника и т. д. Они характеризуют материальную сторону цивилизации. Духовные ценности включают в себя философские, художественные, этические, эстетические и другие произведения, а также обычаи, традиции, короче, все, что удовлетворяет духовные потребности людей.
1 Тойнби А. Указ. соч. С. 302. 100
Это общественное богатство появляется вместе с прибавочным продуктом, дающим возможность определенной части общества заниматься интеллектуальным трудом, создавать духовные ценности.
Критерий цивилизации — человек. Первобытный человек — нецивилизованный человек. Он не размышлял ни над собственным бытием, ни над бытием окружающей природной и социальной действительности. Человек эпохи рабства — цивилизованный человек. Он задумывался, прежде всего, над собственным бытием, над смыслом собственной жизни и над бытием окружающего мира. Человеку хотелось знать мир, в котором он жил, природу, которая его окружала. Он стремился выяснить, откуда этот мир произошел, откуда взялся космос.
Движение к цивилизации нужно рассматривать как процесс становления и наращивания социальной основы, социального потенциала развития общества. Но это возможно лишь при условии преемственной связи различных поколений. Иначе говоря, одним из существенных признаков цивилизации является преемственность. Без преемственности, без передачи от поколения к поколению материальных и духовных ценностей нет стабильности в обществе, а без стабильности нет развития, но без развития нет цивилизации. Одна из причин гибели многих цивилизаций как раз состоит в отсутствии преемственности, в отсутствии передачи ценностей данной цивилизации следующей генерации (поколению) или же неспособность этой генерации сохранить прежние ценности и создать на их базе новые.