Российская империя к началу XX в.: политическая, экономическая и социальная характеристика.
Вступление российской экономики в XX столетие было отмечено началом серьезного кризиса 1900— 1903 гг. Экономический застой продолжался до 1909 г., когда он сменился новым подъемом. Россия в начале XX в. была страной со средним уровнем развития капитализма. Отмена крепостного права в 1861 г., реформы 60—70-х гг. не прошли бесследно: капиталистическая промышленность росла высокими темпами, возникли новые отрасли и новые промышленные районы. Важные изменения происходили на транспорте: железные дороги связали Центр с окраинами и стимулировали экономическое развитие страны (в конце XIX в. вступила в строй Транссибирская магистраль). В годы кризиса 1900—1903гг. ускорился процесс создания крупных промышленных монополий. По уровню концентрации российская экономика опережала экономику других стран. В области банковского дела и финансов также произошли значительные сдвиги. Возникли крупные банки, тесно связанные с промышленностью. Финансовая система после проведенной в 1897 г. министром финансов С. Ю. Витте реформы была одной из самых устойчивых в мире. Россия вошла в пятерку наиболее развитых промышленных стран. Она встала на путь экономической модернизации, т. е. изживания остатков крепостничества, развития промышленности, создания основ индустриального общества, в котором промышленность преобладает над сельским хозяйством, а городское население — над сельским. Модернизация в России имела свои особенности: — приходилось догонять вырвавшиеся вперед индустриальные державы; — огромное влияние на экономический рост оказывало государство. Государственные субсидии, заказы, высокие таможенные пошлины, содержание за счет казны заводов, фабрик, железных дорог были призваны поддержать и ускорить развитие современной на тот период промышленности; — в финансировании промышленного роста заметную — но не решающую роль играл иностранный капитал: немецкий, французский и др. Высокие количественные показатели сочетались с довольно низкими качественными. Низкой была производительность труда. Чрезвычайную остроту приобрел в начале XX в. аграрный вопрос. Крупное помещичье землевладение сочеталось с крестьянским малоземельем. Применение наемного труда, передовой агротехники, сельскохозяйственных машин в начале XX в. было явлением едва ли не исключительным. Заметнее становилось несоответствие между традиционным делением населения по сословиям (потомственное и личное дворянство, почетные граждане, купечество I, II, III гильдий, мещане, крестьяне, казаки и др.) и делением на классы (буржуазия, пролетариат и др.). Дворянство (1% населения) оставалось привилегированным, политически господствующим сословием, но его экономическое положение постепенно ухудшалось. Дворянство медленно, но неуклонно размывалось, его представителей можно было встретить среди предпринимателей, служащих, интеллигенции. Буржуазия, приобретавшая серьезное экономическое значение, не была единой: рядом со старой московской и провинциальной буржуазией росла новая петербургская буржуазия, тесно связанная с государством, банками и передовыми отраслями промышленности. Крестьянство (более 80% населения) страдало от малоземелья, пережитков крепостничества, оставалось приверженным общинным ценностям коллективизма и равенства. Крестьяне мечтали о разделе помещичьей земли между общинниками. Равенства в крестьянской среде при этом не было, расслоение деревни на бедноту, середняков и кулаков зашло довольно далеко. Положение рабочего класса (менее 10% населения) в начале XX в. было тяжелым. Длинный рабочий день, плохие бытовые условия, низкая зарплата, сочетавшаяся с изощренной системой штрафов, бесправие — таковы причины, вызывавшие недовольство рабочих. Особыми социальными группами являлись чиновничество, духовенство и интеллигенция. Социальные отношения отличались высокой конфликтностью. Совещательным органом был Госсовет. Задача Государственного совета — подавать императору мнения по вопросам законодательства. Если Госсовет не приходил к единому мнению, монарх имел право принимать решения, руководствуясь правом большинства. Непосредственная власть принадлежала министерствам: министерству внутренних дел, военно-морскому, иностранных дел, министерству просвещения (в начале 20 века в России насчитывалось 430.000 чиновников). Судебное устройство основывалось на реформах 60-х годов 19 века. Для судебного процесса была характерна состязательность, демократизм. Но в конечном итоге виновность подсудного лица определялась не судом, а чиновниками. Основным государственным институтом была армия.