Шаги в направлении реализации долгосрочных перспектив.
Успешное решение краткосрочных задач закрепит на определенный период за Россией статус региональной державы, но не обеспечит само по себе гарантий участия России в определении глобальной архитектуры мира. Даже если России удастся выполнить успешно все эти шаги, это не гарантирует отказа США от мировой монополии и строительства однополярного мира. В условиях, когда Россия будет действовать только в малой зоне влияния и искать поддержку у отдельных – часто небольших – ситуативных союзников, последовательная реализация планов строительства однополярного мира Соединенными Штатами Америки и их союзниками на Западе и на Востоке может привести к тому, что Россия будет окружена плотным кольцом держав, находящихся под прямым стратегическим влиянием США и НАТО. Если же при этом она будет действовать в политической и экономической сферах по правилам и кодам, выработанным на Западе, то это будет лишь благоприятствовать укреплению интересов стран Запада через распространение и универсализацию западных ценностей. И то, и другое чревато вероятной в среднесрочной и почти неизбежной в долгосрочной перспективах десуверенизацией России – либо через ее истощение в новой биполярности (только в худших условиях по сравнению с СССР), либо через ее постепенное втягивание в однополярный мир (что означает прямую десуверенизацию). Поэтому в долгосрочной перспективе Россия неизбежно должна принять участие в борьбе за активное соучастие в глобальных процессах. На практике это означает: создание многополярного мира, построение «четвертого «номоса» Земли», срыв американских претензий на однополярность и мировую гегемонию, реконструкцию всей мировой архитектуры международной политики по новым выкройкам и образцам.
Конкретно в мировой политике это предполагает:
1. Разработку общемировой теории многополярности (международный аспект «четвертой политической теории»):
• с четким описанием плюральности культур и цивилизаций;
• с подчеркиванием отказа от навязывания народам и государствам какого-то одного ценностного, экономического, культурного, технологического, политического, информационного или социального стандарта;
• с признанием прав и свобод всех цивилизаций (светских, религиозных, западных и незападных) строить такие общества, которые соответствуют их историческим традициям и их свободному выбору.
2. Создание институтов многополярного мира, что включает в себя:
• превращение ООН в площадку для согласования внешнеполитических позиций всех стран и народов, независимо от блоков и учета их силового, военного и экономического потенциалов (США в такой ситуации либо примут давление большинства и откажутся от роли «старшего брата», либо покинут ООН в пользу создания Лиги Демократий, о чем говорил в 2008 году кандидат на пост Президента США МакКейн[10];
• организацию альянсов регионального и межрегионального сотрудничества и политико-экономической кооперации на основании территориальных, культурных, религиозных или иных признаков (таких как ЕврАзЭС, ШОС, БРИК, АТЕС, ОИК, ЛИМ и т.д.).
3. Интенсивное проведение процессов региональной глобализации, объединяющей национальные государства в интегральные блоки на основе их культурного, цивилизационного, религиозного или иного родства, а также на основе экономической и стратегической целесообразности. Полюсами многополярного мира не могут быть государства-нации – их объем недостаточен для этого; только объединения типа Евросоюза соответствуют требованиям полноценного полюса в многополярном устройстве, альтернативном настоящему.
В реализации этих мировых процессов Россия должна играть активную роль, инициируя движение к многополярности на всех уровнях и во всех областях международной политики – в идеологическом, социальном, экономическом и стратегическом аспектах. Надо искать сторонников многополярности и среди политиков США и стран НАТО, трезво осознающих трудности и риски той однополярной конструкции, которая создается США сегодня и издержки которой растут с каждым днем. Поэтому строительство многополярного проекта может идти параллельно на разных уровнях – в одном случае на уровне межправительственных контактов, в другом – на уровне политической оппозиции, общественных, культурных, религиозных организаций, в третьем – в чисто научной, интеллектуальной и образовательной сферах.
Встав на путь строительства многополярного мира, Россия получает возможность расширить зону своего влияния во всех странах мира: в двусторонних отношениях с любой из них Россия будет в таком случае выступать не просто как одно национальное государство среди многих, а как носительница универсальной идеи справедливого, демократического и плюралистичного мироустройства. Это придаст российской внешней политике идеологическую направленность – основанную на геополитических принципах и тождественную ориентации на цивилизационный и культурный плюрализм, взятый как главенствующая идея международной архитектуры будущего.
Конкретно это выразится в отношениях со странами дальнего зарубежья:
1. В усилении позиций России как идеологической инстанции, что позволит восстановить и установить заново особые формы контактов со всеми странами мира – даже не имеющими прямых границ или серьезных экономических или культурных связей с Россией.
2. В активизации роли России в вопросах создания новых структур международной политики, реорганизации ООН, продвижения таких организаций, как ШОС, ЕВрАзЭС, БРИК, Лига исламских государств, АТЭС и т.д., где Россия уже принимает участие, с большей интенсивностью взаимодействовать с Евросоюзом, объединениями государств Африки и Латинской Америки.
3. В выстраивании Россией системных альянсов с отдельными странами и соучастии в установке правил глобальной игры, влиянии на кодификацию и нормативизацию новых алгоритмов международных отношений между полюсами многополярного мира и в границах самих этих полюсов.
В отношении стран СНГ:
1. Россия должна перейти к созданию наднационального образования – Евразийского союза, в который рано или поздно будут интегрированы все страны СНГ (целиком или частично). Эта интеграция постсоветского пространства является необходимым условием для того, чтобы Россия стала полноценным полюсом многополярного мира.
2. Постсоветское пространство должно быть интегрировано стратегически, экономически и политически. Евразийский союз в этом случае может быть понят как аналог Евросоюза – с сохранением суверенитета его участников во внутриполитических вопросах.
В отношении внутренней политики:
1. Россия должна полноценно развить идеологию «российского консерватизма», в которой сочетались бы императивы и установки многополярного мира, стратегического единства, принципы интеграции, учет полиэтнической и мультиконфессиональной структуры нового образования.
2. Россия должна осуществить политико-социальный переход от Российской Федерации к Большой России или Евразийскому союзу. Это требует и политической, и психологической подготовки.
3. Политическая система Российской Федерации представляет собой алгоритм государства-нации, скопированный с западноевропейских обществ середины ХХ века. Сами страны Запада стремительно меняются, перестраивая свои политические институты и меняя традиции в ходе европейской интеграции. В этой перспективе России рано или поздно потребуется политическая реформа, реструктурирующая политические формы под нужды государственного образования нового – сверхнационального – типа. Это потребует пересмотра отношения к статусу этноса, гражданства и конфессии, новых социальных, территориально-административных и иных нововведений. Процесс интеграции стран СНГ в единое наднациональное образование потребует от России разработки правовой базы интеграционных процессов, институционализации отношений государства и конфессий, выяснения правового статуса этнических групп, пределов и алгоритмов самоуправления в вопросах как локальных традиций, так и экономических и налоговых процедур.
4. Для реализации краткосрочных задач во внутренней политике главное заключается в укреплении российского общества в рамках Российской Федерации. Для реализации программы построения многополярного мира требуется перестроить российское общество так, чтобы оно было готово к интеграции с другими территориями, принадлежащими к тому же цивилизационному типу и некогда входившими в единое государственное образование.