Раздел iii. политико-правовые взгляды поэтов-мыслителей востока (шота руставели, низами ганджеви, алишер навои)

Мысль о политике и праве поэтов-мыслителей Востока не осмысленна в полном объеме до нашего времени. Мыслители данного периода создали такие творения, которые могут быть оценены как достижения правовой и политической мысли в мировом масштабе. В этих творениях хорошо показаны взаимоотношения между людьми в целом, между человеком и властью, а так же личностью и государством. Эти проблемы, развития общества и государства, которые возвышаются на теоретической и философской высоте, до сих пор остаются актуальными в странах Востока.[21]

Одни из выдающихся мыслителей того времени является Шота Руставели, Назами Ганджеви и Алишер Навои.

Очень важным вкладом в политическую мысль стала поэма «Витязь в тигровой шкуре», которую написал замечательный грузинский поэт Шота Руставели (1172-1216). Его творчество относится к XII в., когда феодальная Грузия, располагавшаяся вместе с вассальными владениями от Черного, до Каспийского моря обрела значительное могущество, а также преобладало высокое развитие становления культуры.

Данная поэма также показывает жизнерадостное и гуманистическое мировоззрение, которое свободно от религиозных основ. В поэме упоминается очень сильная, интенсивная и мощная личность, которая стремится, вероятно, к абсолютному удовлетворения всех необходимостей, которые присущи человеку. Она достаточно далеко от христианского аскетизма, от проповеди смирения и отречения от благ мира, проникнута веселым и оптимистичным настроением.

Руставели воспевает преданность друзьям, верность данному слову, добродушие, честность и смелость, патриотизм, но ополчается против обмана, лести, боязливости, измены. Он призывает своих героев «служить правде». Он уверен, что «зло недолговечно, а добро живет века», «Будь силен в борьбе с врагами, защищай родной предел», - говорит Руставели. «В жизни я рабом не буду, не страшусь собственных противников. Отважный, горести отвергнув, с храбрым сердцем в бой готов». С особенной мощью обрушивается Руставели на измену и вероломство: «Не жалей добра для верных, вероломным – смерть удел». Он высоко расценивает неподдельную, правильную дружбу: «Справедливейшая надпись есть в Китае на горах: «Кто себе друзей не ищет, самому себе враг!».

При этом Руставели проповедует дружбу между различными народными массами, не допуская при этом преимущества одних перед другими.

В своих общественно-политических взглядах Руставели остается защитником современного для него феодального государственного строя. Он подтверждает монархию с феодальной курией при царе, которая в его время присутствовала в Грузии. Главные герои поэмы –Тариэли и Автандил, бескорыстные служители своего патрона, честные и вежливые вассалы, а также смелые и самоотверженные рыцари.

Царь-полноправный управляющий государства, приказы которого закон для всех поданных и должны выполняться без промедления: «Будь готов ты первым делом исполнять веление царей». Дидебулы - сановники, окружающие царя, повествуют ему: «Будем тебе покорны; твой приказ для нас закон». Руставели- писатель и теоретик феодальной знати. Народные массы не принимали участия в его творениях, но отдельные, вскользь брошенные слова показывают и раскрывают его любовь к народу.

Передовые взоры выражал выдающийся поэт-мыслитель Азербайджана Низами Ганджеви (1141–1203). В собственных поэмах («Хамса», или же «Пятерица», «Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц», «Искандер-намэ») Низами осуждал действия шахов и феодалов, призывал правителей к гуманному обращению с трудящимися. «...Насилие – зло, – учит Низами, – для тебя же лучше, в случае если ты обласкаешь райатов» (крестьян). «Насилие – разрушитель царства». «Вечное блаженство (или могущество) лишь от не угнетения».[22]

Правитель ни в ком разе не должен допускать произвола и несправедливости. «Царство становится устойчивым от правосудия. Дела твои устроятся твоим же правосудием». Однако, когда Низами призывал шахов к гуманности, он отказывался позже от своих собственных надежд, и говорил о том, что все монахи одинаковы друг с другом и все до единого несут народу только бремя и насилие. В поэме «Искандернамэ» мыслитель демонстрирует безупречное общество, в котором доминирует имущественное и политическое равенство, где ни один человек не представляет- что такое бедность, где все без исключения могут помочь друг другу. «Никогда мы не опасаемся врагов, – про себя жители этого общества, – нет у нас в стране воеводы, в деревне – караульных... Нет у нас в домах замков и запоров, нет сторожей при коровах и овцах... На золото и серебро мы не льстимся, и никому оно не нужно». «В государстве этом нет судов, его жители не ведут войны, не льют крови». Низами провозглашал равенство рас: «И белый и черный –все мы дети земли; эфиоп – черный, как железо, у него черна кожа, но чиста душа!»[23]

С V века в средней Азии стали складываться феодальные отношения. В данный период уже выделилась земледельческая знать, закрепощавшая крестьянство. Уже с этого времени набирало обороты классовое соперничество. В завершении V века развернулось обширное восстание крестьян, предводителем которого являлся Маздак. Он оспаривал законность феодальной земельной собственности, исходя из существующих в Персии о борьбе двух начал в мире-добра и зла. Он утверждал, что частная собственность на землю и есть злобное начало в мире, поэтому также призывал крестьян захватывать все имущество богачей и делить ее между собой. В VII в. наступило покорение среднеазиатских земель арабами, завершившееся в первой половине VIII в. Завоеватели ввели налог на сельское хозяйство («харадж»), который достигал 30% урожая, а в некоторых случаях даже больше. Постепенно состояние крестьян ухудшилось, как и состояние городской бедноты. Бремя завоевателей усугубило бремя местной знати, тем самым народ поднимает восстание. Тем более важную роль играло восстание, которое развернулось в 70-е года VIII в. под управлением ремесленника Ха-шим-Ибн-Ха-кима (по прозванию Муканна) из города Мерва. Данное движение было направлено вопреки господства арабов и против ислама, к которой склонялась местная аристократия.

В общественно-политических взглядах взбунтовавшихся отражались главные утверждения маздакизма. В борьбе с передовыми идеями, недоброжелательными религиозному миропониманию ислама, мусульманское духовенство, поощряло мистицизм и религиозный фанатизм. Особенно в XIII-XIV вв. оно применяло в данной борьбе мистическое течение суфизма, а позднее, возникший в XIV веке –мюридизм. Это наиболее агрессивное направление в исламе, которое пропагандирует непримиримость к иноверцам и призывающее к враждебным войнам, которое в интересах феодальной элиты мусульманских стран.

Выдающимся мыслителем народов Средней Азии был прародитель узбекской литературы Алишер Навои (1441–1501). В данный этап обширная империя Тимура развалилась, и между его потомками шла борьба за отдельные ее части. Он родился в Герате, столица Хорасана, жил и трудился, не считая Герата, в Самарканде и Мешхеде. Навои писал на фарси, но основные свои произведения предпочитал писать на родном, узбекском, языке и положил начало литературе своего народа. Вершина творчества Навои – «Пятрица», представляющая «ответ» на «Пятерицы» Низами. В конце жизни Навои написал аллегоричную поэму «Язык птиц» и философско-аллегорический трактат «Возлюбленный сердец», посвященный лучшему устройству общества. Передовой деятель и мыслитель своей эпохи, поборник просвещения, обличающий лицемерие и ханжество богачей, Навои подвергает сомнению отдельные догматы религии, веру в загробную жизнь. Навои, по происхождению принадлежавший к известному семейству, бичевал произвол и насилия правителей, призывал феодалов умерить свое давление на крестьянские массы, а правителей – служить интересам народа. Далекий от идей народоправства, Навои создал образ просвещенного монарха, заботящегося о благе народа о развитии культуры. Монарх, по словам Навои, обязан быть жестким и непреклонным, величественным и щедрым, ужасным для злоумышленников и противников государства.

Царь обязан беспокоиться о подданных, «на страже стоя всенародных благ».

Царь – «тень Бога на земле»; он – помощник Бога, разделяющий все его свойства. Подобно Богу, он милосерд, «целитель он, но и воитель он, и мститель он».

Царь – источник милостей и наказаний. Он не обязан быть, впрочем, ни очень жестоким, ни слишком мягкосердечным. «Есть мера милостей и мера кар: их соблюдение – государей дар».[24]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках данной курсовой работы, была подробно исследована тема «Политическая мысль Арабского Востока в период Средневековья».

В работе проанализированы воззрения выдающихся философов и замечательных поэтов-мыслителей Арабского Востока.

Анализ становления государственности у арабов и формирование политической мысли в VII веке, а также политически-правовые идеи и взгляды философов арабского востока приводят к ряду выводов:

Единым для политико-правовой идеологии государств Аравийского Востока и Западной Европы существовало в таком случае, то что эта и другая создавались в основе главенствующего религиозного мировоззрения и собственных программных утверждениях, которые отображали институты феодального общества. Но теории исламистских мыслителей существенно различались с теорий западноевропейских мыслителей как по содержанию политико-правовых концепций, так и по программным положениям.

В государствах ислама наиболее, чем в средневековой Европе, была выражена тесная, доходящая вплоть до тождества, взаимосвязь веры и политики согласно той причине, что функционирующее право находилось в Коране, а власть рассматривалась только как способ его реализации. По этой причине в теоретических построениях исламских мыслителей никак не существовало места с целью обсуждения вопросов возникновения, устройства, форм страны, соответствия государства и права, религии и государства, права светского и права канонического, а также ряда иных вопросов, тревоживших разумы Западно-Европейских ученых. Место данных вопросов заняли вопросы о морально-религиозных качествах носителей власти, о их взаимосвязях с мусульманской общиной либо с преемниками Пророка. Все это всколыхнуло и характерные черты творчества арабских философов, крайне отдаленных с религиозного скептицизма и вольнодумства. Вероисповедание рассматривалось ими как действительно существующая и требуемая взаимосвязь мусульманских общин, общественная и духовная основа права, государства, политики. Вовсе никак не посягая в данную основу, аравийские мыслители создали феноменальное для этого периода учение о «двух истинах», доказывавшее самостоятельность науки и философии с веры и власти.

По этой причине в формировании естественных наук, а кроме того в исследовании реалистических сторон философии Аристотеля арабские ученые посредственных столетий далеко превзошли нынешних им европейских мыслителей.

Вместе с этим политико-правовой идеологии ислама присущи особенности, способные значительно приостановить общественное, политическое и духовное формирование государств и регионов, где данная философия доминирует. Как отмечено, ранее в обычные века стремления всенародных масс избавиться от угнетательской власти замечались в форме войн одного исламского вероучения вопреки иного. И чем больше существовало желание отменить то либо другое, либо заменить его совсем, тем ревностнее и фанатичнее отстаивалось мировоззрение «своей» ветви ислама.

По этой причине, в замену политическому отчуждению неминуемо подходило отчуждение религиозное, производящее в свою очередь новейшую разновидность государства, все так же противоборствующего обществу и народу. В ряде стран и регионов данная направленность не только никак не была изжита, однако увеличилась в дальнейшие столетия. Современный исламский фундаментализм, охвативший в ряде стран, выступает вопреки модернизации ислама, за настойчивое выполнение традиционных норм религии и права.[25]

БИБЛИОГРАФИЯ

Первоисточники

Арабо-мусульманская философия, политический идеал Аль-Фараби [Текст] / Н.В. Ефремова с. 176-178

Аль-Фараби Великий учитель [ Текст] / А. ЖОЛДУБАЕВА, ПРОФЕССОР, Д. ФИЛОС. Н., КАЗНУ ИМ. АЛЬ-ФАРАБИ, Г. АЛМАТЫ

Из истории социально-экономической мысли народного хозяйства [Текст] /БеккинР.И. старший научный сотрудник Института Африки РАН (г. Москва), доктор экономических наук, кандидат юридических наук.

Наши рекомендации