Влияние стратегий на формирование организационных структур управления.
6.Стратегия фирмы также влияет на выбор ею организационной структуры С изменением стратегии перед организацией возникают новые проблемы, решение которых непосредственно связано с перепроектирование организационной структуры фирмы Отказавшись от перепроектирования, фирма не может достичь поставленных целей Например, переход организации от стратегии, ориентированной на изготовление продукции (что имело место в большинстве оте няних предприятий до недавнего времени), стратегии, направленной на удовлетворение потребностей клиентов, требует от нее радикальной перестройки и изменения основ своей деятельности Главными распорядительными элементами в этом случае становятся не подразделения, производящие продукцию, а подразделения, выявляют потребности потребителя Меняется и идеология управления, поощряются инициативность, развиваются горизонтальные связи вязки, растет уровень децентрализации.
В 1962 г. А. Чандлер сформулировал принцип, согласно которому проектирование организации должно соответствовать стратегии, выбранной фирмой. Им был сделан вывод о том, что со сменой стратегии перед организацией возникают новые проблемы, решение которых непосредственно связанно с проектированием новой организационной структуры. Отказ от перепроектирования приводит к тому, что фирма оказывается не в состоянии достичь принятых ею целей.
Рисунок 2. Связь организационного проектирования со стратегией фирмы
Позже, в 1977 г., Дж. Гелбрейт со своими коллегами определил элементы современного организационного проектирования, а также влияние на дизайн организации и влияние дизайна на стратегию организации[6] .
Выбор высшим руководством той или иной стратегии оказывает непосредственное воздействие на многие решения в отношении проектирования организации. Рассмотрим три возможные области стратегического выбора.
Первая касается идеологии управления, которой придерживается высшее руководство. Ценности и принципы, лежащие в ее основе, могут решающим образом повлиять на такие элементы проектирования организации, как развитие горизонтальных связей, масштаб управляемости, количество уровней иерархии, звенность организационной системы, централизация и децентрализация.
Вторая имеет отношение к тому, какие потребители будут обслуживаться. Если у организации имеются индивидуальные и «организованные» потребители, то эта двойственность должна найти отражение при ее проектировании во всех элементах.
Третья область стратегического выбора – это рынки сбыта и территориальное размещение производства. Выход кампании с целью размещения производства или продажи продукции за рамками национальных границ потребует учета при проектировании ее организационной системы, учета факторов интернационализации и глобализации в бизнесе.
Влияние стратегий на дизайн организации может быть проиллюстрировано следующей схемой.
Рисунок 3. Влияние стратегии на структуру организации
При проектировании необходимо учитывать потребности, интересы, установки, уровень квалификации, мотивации и дисциплинированности работников.
Размер организации оказывает определенное влияние на организационную структуру. Он влияет на ее проект следующим образом: когда организации становятся крупнее, то они нуждаются в более сложных проектах.
Таким образом, роль стратегии, окружения, технологии и размера является центральной при принятии большинства решений организационного проектирования.