Церковь и государство в истории России (10-17 вв.).

Основные направления соотношения государства и церкви в Руси (10-17 вв.);

1). Церковь играла заметную экономическую и политическую роль. В Х в. у церкви появляются, в основном за счет дарений князей, и бояр, собственные села и земли. Первые известные вотчины (во второй половине XI в.) принадлежали церкви.

2). Опираясь на материальные богатства, церковь имеет большое влияние на экономическую и политическую жизнь, на быт населения: выступает в качестве гаранта меж. княжеских соглашений, закреплявшихся «крестным целованием», вмешивается в ведение переговоров, ее представители нередко выполняли роль послов.

3). Церковь использует различные способы для проповеди православного вероучения и утверждения своего авторитета: возведение храмов, совершение разных богослужения и обрядов. Торжественная обстановка в храме контрастировала с тяжестью повседневной жизни и быта народных масс и этим привлекала верующих.

4). При помощи обязательной исповеди церковники проникали во внутренний мир людей, воздействовали на их психику и поступки, выведывали сведения о всяких замыслах, направленных против церкви, господствующего класса и существующего общественного строя.

5). Церковь успешно использовала феодальную раздробленность Древней Руси для укрепления своих позиций вширь и вглубь, сама превратилась в источник распространения христианства среди других народов.

6). Являясь равноправным членом мировой феодальной системы, чувствуя свои силы, древнерусское государство не вмешивалось в религиозные распри между христианскими центрами и даже после разделения церквей поддерживало контакты со странами распространения католицизма.

Династические союзы: члены княжеских семей, переезжая в другие страны или въезжая на Русь, везли с собой священников, принадлежности культа, литературу, строили домашние церкви.

8). Церковь занимала в древнерусском государстве неоднозначное место в социально-экономической сфере: это крупный собственник, где имущество принадлежит не роду и лицу, как у правителей, а организации. Церковь в системе общегосударственного устройства наряду государственными органами является дублирующей политической структурой, помогавшая тем или иным силам в борьбе за власть использовать авторитет иерархов в своих интересах.

9). Крупным успехом было учреждение патриаршества в России: повысился ранг и престиж русской церкви, она стала окончательно равноправной по отношению к государственным органам государства и другим православным церквам.

10). Взаимоотношения церкви и государства в XVI-XVII вв. определяли процессы в жизни общества и государства. При Иване IV власть в государстве в лице царя носила сакральный (священный) характер, так как ее источником был Бог, а ограничивалась она только христианскими заповедями, церковными уложениями и традициями. Поэтому православная церковь не посягала на светское управление, а выступала нравственным противовесом русскому самодержавию.

11). Не претендуя на светские функции власти, церковь была приобщена к принятию государственных решений: Священный собор как орган церковного управления принимал участие в работе земских соборов. В годы русское Смуты патриаршество сыграло большую роль в борьбе с самозванцами и польско-шведскими войсками, что подтверждается трагической смертью патриарха Гермогена, гибелью монахов при защите монастырей, материальной поддержкой ополчения.

12). После Смутного времени роль церкви заметно возросла: патриарх Филарет (отец царя Михаила) сосредоточил в своих руках светскую и духовную власть и фактически в течение 14 лет правил Россией, заботясь об укреплении самодержавия и новой династии.

13). К середине XVII в. начинается переориентация в отношениях между церковью и государством: попытка патриарха Никона поставить духовную власть выше светской. Вместе с тем внутри церкви усиливаются разногласия. Одновременно Никон стал претендовать и на светскую власть, что привело к конфликту между царем и патриархом. На церковном Соборе в 1666 г. Никон был низложен, что усилило позиции светской власти.

Наши рекомендации