Лет дипломатическим отношениям

А. КОРИЦКИЙ

РОССИЯ – ТУРЦИЯ:

ЛЕТ ДИПЛОМАТИЧЕСКИМ ОТНОШЕНИЯМ

(Азия и Африка сегодня. – 2005. - № 9.- С. 63-67).

23 апреля 1920г. в Анкаре состоялось открытие нового турецкого Парламента – Великого Национального собрания Турции (ВНСТ). Парламент избрал своим Председателем Мустафу Кемаля. Он же возглавил сформированное из числа депутатов ответственное перед ВНСТ правительство. ВНСТ провозгласило себя единственной законной властью в Турции. Собрание сосредоточило в своих руках как законодательные, так и исполнительные функции. Все распоряжения султана и его правительства, изданные с момента иностранной оккупации Стамбула, были объявлены не подлежащими исполнению. Этим была завершена организация национальной власти новой Турции.

У ИСТОКОВ ДОБРОСОСЕДСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

Первым дипломатическим актом новой власти было обращение к Советской России. 26 апреля 1920г. Мустафа Кемаль отправил в Москву на имя Ленина письмо, в котором предлагал установить дипломатические отношения и просил оказать революционной Турции помощь в борьбе против империализма.

2 июня 1920г. Наркоминдел направил в Анкару ноту, в которой отмечалось, что правительство России «с живейшем интересом следит за героической борьбой, которую ведет турецкий народ за свою независимость, и в эти дни тяжелые для Турции, оно счастливо заложить прочный фундамент дружбы…

В документе констатируется "согласие на немедленное установление дипломатических и консульских отношений между РСФСР и Турцией". А 29 ноября 1920 г. Наркоминдел получает телеграмму Мустафы Кемаля, которая подтверждает получение в Анкаре ноты с согласием РСФСР установить дипломатические и консульские отношения с Турцией. Помощь России сыграла решающую роль в борьбе Турции против иностранной интервенции и в период ее внешнеполитической изоляции. В подготовленном еще в начале 1920 г. Кавказским краевым комитетом партии большевиков докладе о положении в Турции на вопрос, может ли национальное движение своими собственными силами, без всякой поддержки извне, успешно вести борьбу с Антантой и защитить Анатолию от полной оккупации, был дан отрицательный ответ. Основным доводом являлось отсутствие в распоряжении кемалистов заводов по производству оружия и боеприпасов, а также блокада всех портов Средиземного и Эгейского морей. Единственным путем доставки военной помощи была Россия. В докладе также отмечалось, что, кроме военной помощи, нужна и финансовая поддержка. В итоге Политбюро ЦК РКП(б) приняло решение о поставках оружия и золота кемалистской Турции.

Из Советской России стала поступать безвозмездная материальная и военная помощь. Уже 8 сентября 1920 г. в Эрзуруме турецкой стороне была передана первая партия золота в слитках общим весом 200,6 кг. А 23 сентября из Туапсе в Трапезунд (нынешний Трабзон. - А.К.) прибыла первая партия оружия.

В течение осени 1920 г., а также в 1921 и 1922 гг. кемалистская Турция получила из России около 40 тыс. винтовок, сотни пулеметов, более 50 орудий, 147 тыс. артиллерийских снарядов, 65 млн. патронов, большое количество различного военного снаряжения, а общая финансовая помощь превысила 10 млн. золотых рублей.

В 1921 г. в Турцию была направлена военная миссия во главе с Михаилом Фрунзе, занимавшим в то время пост главнокомандующего вооруженными силами Украины. Эта миссия хранилась в строжайшей тайне. Командарму были выданы документы на имя "купца Михайлова", с которыми он на итальянском пароходе "Саннаго" из Батуми прибыл в турецкий порт Трапезунд, откуда он и его помощники были переправлены в Анкару.

В ходе этой миссии была создана благоприятная почва для военно-политического сотрудничества между двумя странами. Помимо поставок в Турцию вооружений, экипажи турецких военных кораблей пополнялись командным составом российского Черноморского флота, а советские военные эксперты инструктировали командование турецких сухопутных частей.

Заслуги российского военачальникане остались в Турции без внимания. По личному распоряжению основателя и первого президента Турецкой Республики Кемаля Ататюрка память о нем увековечена в монументе на центральной площади Стамбула. Скульптура Фрунзе в военной форме стоит в одном ряду с героями национально-освободительного движения, рядом со скульптурой Кемаля Ататюрка.

О громадном значении поддержки России национально-освободительного движения в Турции свидетельствует высказывание известного английского историка А. Тойнби: "В критический момент борьбы они (турки. -А.К.) пылко схватили руку, которую Россия протянула им, и эта поддержка имела громадную ценность для их дела. Помимо материальной помощи снаряжением и деньгами, их дух усилился в неизмеримой степени благодаря сознанию, что им не придется сражаться с победоносными союзными державами в одиночку, но что они имеют за собой страну, которая даже в поражении и несчастии остается потенциальной великой державой".

А вот оценка, данная Мустафой Кемалем. Выступая в парламенте, он констатировал: "Мы с Россией - друзья, ибо Россия раньше, чем кто-либо иной, признала наши национальные права и проявила к ним уважение. При этих условиях как сегодня, так и завтра, да и всегда Россия может быть уверена в дружбе Турции". Турецкая пресса отмечала "искреннейшие чувства дружбы и братства питаемые турецким народом к великой и благородной союзнике - Советской России". Студенты Стамбульского университета на общем собрании потребовали выдвижения кандидатуры В.И. Ленина на Нобелевскуюпремию.

Практически сразу же после установления дипломатических отношений обе стороны начинают формирование договорно-правовой базы своих взаимоотношений. Ее краеугольным камнем стал «Договор о дружбе и братстве между Россией и Турцией», подписанный в Москве 16 марта 1921 г. Он освободил Турцию от "всяких денежных и иных обязательств, основанных на международных актах, ранее заключенных Турцией с царской Россией". Московский договор стал решающим фактором укрепления международного положения кемалистской Турции.

В последующие годы Россия и Турция заключили еще ряд важных соглашений и протоколов. Среди них – «Торговый договор», подписанный в 1931 г. В соответствии с его положениями советское правительство в 1932 г, предоставило Турции кредит в размере 8 млн долл. США для приобретения в СССР новейших машин и промышленного оборудования. В Турцию направлялись советские специалисты для выполнения проектных работ, а в советских вузах готовились турецкие специалисты.

В октябре 1933 г. Турцию посетила советская правительственная делегация во главе с К.Е. Ворошиловым. Визит придал двусторонним отношениям новый импульс. В мае 1934 г. началось строительство самого крупного на Ближнем и Среднем Востоке текстильного комбината в Кайсери. В 1935 г. после обращения Кемаля Ататюрка к правительству СССР была создана организация "Турецкая птица" («Turk kusu»), ставшая впоследствии кузницей кадров для ВВС Турции. С 1935 по 1940 г. турецкие военные летчики обучались летному искусству в планерной школе в Коктебеле и в Московской школе военных летчиков. Среди них была и приемная дочь Кемаля Ататюрка, первая военная летчица Турции Сабиха Гекчен.

Период Второй мировой войны и полтора десятка послевоенных лет - это годы ухудшения советско-турецких отношений по всем направлениям, когда в отдельные исторические моменты возникали вспышки взаимной антипатии порожденные непродуманными действиями с обеих сторон, которые еще более обостряли межгосударственные противоречия. В результате граница Советского Союза и Турции стала южной границей противостояния двух главных военно-политических блоков - НАТО и Варшавского Договора. Две соседние страны, два соседних народа волею судеб и исторических событий стали заложниками идеологического и военного противостояния в мире. Минимум информации, да и то лживой, друг о друге, максимум усилий западных союзников Анкары по стиранию в памяти народов двух стран событий 1920 - 1940 гг., привели к уникальной ситуации, когда жизнь в соседней стране представлялась таинственной и опасной.

НА ПУТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВЗАИМНОГО ДОВЕРИЯ

Однако время, несмотря на идеологические и блоковые предрассудки, постепенно все расставило на свои места. В начале 1960-х гг. начался период постепенного восстановления взаимного доверия, торгово-экономических связей и сотрудничества в области культуры. 25 марта 1967 г. Москва и Анкара подписали Соглашение об экономическом, техническом сотрудничестве и строительстве промышленных и других объектов. В соответствии с этим документом при непосредственном участии и содействии советских специалистов в Турции построены 16 важнейших объектов и предприятий, формирующих экономику страны. Многие из них являются крупнейшими не только в Турции, но и в регионе. Это - металлургический завод в Искендеруне мощностью 2,2 млн т стали в год, алюминиевый комбинат в Сейдишехире мощностью 60 тыс. т алюминия и 25 тыс. т проката в год, а также Измирский нефтеперерабатывающий завод, теплоэлектростанция "Орханели", линии электропередачи, плотина и водохранилище на реке Ахурен, заводы серной кислоты в Бандырме и бихромата натрия в Мерсине и др.

Примечательно, что Турция обращалась за помощью в сооружении этих чрезвычайно значимых для развития национальной экономики объектов к своим западным союзникам. Однако эти обращения остались без ответа или же ответ был таков: зачем вам производить, покупайте у нас. Так, в частности, было с производством бихромата натрия в Мерсине. Западные партнеры упорно предлагали закупать в Турции сырье, производить продукцию у себя, а затем втридорога продавать ее турецким потребителям. Другими словами, отчетливо проявился различный подход к пониманию партнерских отношений Москвы и Запада с Турцией.

ПЛОДЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

В начале 90-х гг. прошлого столетия турецкая сторона, понимая выгодность и емкость российского рынка, начала активно его осваивать. Объем работ и заказов турецких подрядных фирм в России превышает 14 млрд. долл. При участии турецких специалистов построены и реконструированы десятки промышленных предприятий и объектов соцкультбыта. Среди них Деловой центр, госпиталь инвалидов Великой Отечественной войны на 1000 коек, родильный дом, институт сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева в Москве, табачная фабрика в Краснодаре, жилые и туристические комплексы, административные здания в Тверской и Курской областях, Сочи, Тюмени, Казани, Новокузнецке, Якутске, Саратове, Воронеже, Красноярске и др.

В эти годы наглядно проявилась взаимодополняемость рынков двух стран, взаимовыгодность двусторонних торговоэко-номических отношений стала очевидной. Понимание этих двух аспектов, а также правильная оценка предыдущего опыта двустороннего торгово-экономического сотрудничества впервые в их истории дали возможность Москве и Анкаре реализовать уникальный проект "Голубой поток". К 2010 г. Турция выйдет на первое место по закупке российского природного газа. Сейчас объем поставок составляет 15 млрд. куб. м в год, а через пять лет, когда газопровод "Голубой поток" заработает на полную мощность, эта цифра увеличится до 30 млрд. куб. м в год. Возрастают и закупки сырой российской нефти. По данным турецкой государственной компании БОТАШ, в 2004 г. эти закупки по сравнению с 2003 г. увеличились на 75% и составили 4,7 млн. т.

Растут и турецкие инвестиции в российскую экономику. В 1998 г. после тяжелейшего финансового кризиса, поразившего российскую экономику, турецкие компании, не в пример многим западным, не покинули российский рынок. В Анкаре на специальном заседании кабинет министров обратился к турецкому бизнесу не сворачивать свою деятельность в России. И сегодня крупнейшие турецкие компании "Арчелик", "Вестель", "Коч холдинг", "Эджазаджибаши" разрабатывают новые проекты, которые будут реализованы в России в ближайшее время.

Не отстают малые и средние фирмы двух стран, которые намерены создавать в России совместные предприятия. В марте 2005 г. в Москве подписан Протокол о российско-турецком сотрудничестве в области развития малого и среднего предпринимательства, который заложил правовую основу для взаимодействия двух стран в этой области. А в конце апреля с.г. в Москве побывала представительная делегация ведущей в Турции Ассоциации промышленников и предпринимателей. По мнению одного из членов делегации, генерального директора холинга "Мэтеле энержи" Бюлента Шахинальпа, высказанному в интервью нашему журналу, турецкий рынок очень перспективен для российских инвестиций. Кстати, такого же мнения придерживается и глава РАО "ЕЭС России" А. Чубайс, назвавший, в частности, турецкий энергетический рынок "фантастически привлекательным".

Анкара поддержала Москву в вопросе вступления России в ВТО. 19 апреля 2005 г. в Анкаре состоялось подписание российско-турецкого Протокола о присоединении России к ВТО. Глава российской делегации, министр экономического развития Г. Греф и его турецкий коллега госминистр Кюршад Тюзмен договорились о подписании между двумя министерствами Меморандума - своего рода плана конкретных мероприятий на ближайшие два года, реализация которых позволит в 2007 г. достичь объема двусторонних торгово-эконо-мических связей в 25-27 млрд долл. Предусматривается открытие в Подмосковье турецкой торговой инвестиционной зоны, участие российских компаний в приватизации турецких предприятий энергетической сферы, совместное развитие туристической инфраструктуры с участием турецких компаний на Черноморскомпобережье России.

Кроме этого. Москва и Анкара условились об активизации сотрудничества в области космических технологий, использования Турцией российских достижений в этой области. Было также принято решение о подготовке проекта Соглашения между таможенными службами двух стран. Важным является и заявленная Г. Грефом готовность России выплатить имеющийся долг Анкаре в размере около 300 млн. долл. поставками российской техники, в первую очередь авиационной, в которой Турция заинтересована.

Переговоры в Анкаре и достигнутые договоренности позволили главе минэкономразвития России охарактеризовать нынешний период как "золотой век" в российско-турецких отношениях.

Процесс восстановления взаимного доверия, начавшийся в 1960-е гг. с экономики и торговли, постепенно охватил и другие области двусторонних отношений. При этом незримо ощущалась связь с российско-турецкими отношениями, сложившимися в их начальный период. Приведу лишь один пример.

Сотрудничество представителей вооруженных сил России и Турции в 20-е - 30-е гг. прошлого столетия сыграло определенную роль в недавнем принятии турецким руководством следующего важного решения.

В середине 1990-х гг. в Турции был одобрен проект создания художественной панорамы крупных исторических сражений, связанных с именем Кемаля Ататюрка и отображающих переломные для судеб новой Турции события: "Битва при Чанаккале", "Битва при Сакарье" и "Великое наступление", состоявшееся под Измиром. Среди претендентов на участие в проекте были выбраны именно российские мастера батальной живописи из Студии военных художников имени М.Б. Грекова.

Опыт совместной работы удался. Народный художник РФ Сергей Присекин, возглавлявший работавшую в Турции группу из 12 российских баталистов, был награжден ценным подарком генштаба турецких ВС.

Позитивный опыт налаживания российско-турецких отношений, их динамичное расширение вовсех областях, в т.ч. политической, повышение уровня доверия между Москвой и Анкарой потребовали научного осмысления этого процесса. И 3 июня 1998 г. в Анкаре состоялось подписание Протокола о создании совместного Российско-турецкого исследовательского центра. С российской стороны протокол подписала председатель Росзарубежцентра при МИД РФ Валентина Терешкова, с турецкой депутат парламента, председатель Турецкого фонда демократии Бюлент Акарджалы.

Этот Протокол стал первым подобного рода документом в истории российско-турецких межгосударственных отношений. Он предусматривает проведение совместных исследований истории и современного состояния отношений между Россией и Турцией, поддержку инициатив, направленных на развитие политических, торгово-экономичес-ких, научных, военных, культурных и гуманитарных связей. Акарджалы, отмечая важность этого документа для укрепления доверия между Москвой и Анкарой, констатировал в интервью нашему журналу: "Сегодня в регионе существуют две мощные и влиятельные державы - Россия и Турция. О чем бы они ни договаривались с другими странами, это не будет иметь такого большого значения, как двусторонние российско-турецкие договоренности. При этом Москва и Анкара должны сделать все, чтобы этим договоренностям не мешали третьи страны".

Совет турецкого политика злободневен. Динамичное развитие добрососедских и взаимовыгодных российско-турецких отношений во всех областях вызывает недовольство в Вашингтоне. Так, Ричард Холбрук - известный политический деятель США в недавнем прошлом один из архитекторов американской внешней политики, постоянный представитель США в ООН. в одном из своих комментариев в марте 2005 г. утверждал, что "российско-турецкое сближение это опасный процесс".

В связис этим приведу следующие слова наркоминдел России Г.В. Чичерина из его послания министру иностранных дел анкарского правительства Ахмеду Мухтару от 19 декабря 1920 г.:

"Информируя друг друга о своей политике в Европе, мы можем избежать недоразумений, которые наши недруги, несомненно, постараются и стараются уже теперь, но безуспешно, посеять в отношениях между турецким и русским народами'.

Цитата из далекого 1920 г. злободневна и сегодня. К счастью, и в Москве, и в Анкаре, выстраивая добрососедские отношения, все чаще вспоминают и анализируют их историю, ее положительные и негативные страницы. И это является, как показывает опыт, безошибочным ориентиром для их взаимовыгодного дальнейшего углубления и расширения во всех областях.

Свидетельством тому стала и состоявшаяся в Сочи 17-18 июля 2005 г. рабочая встреча президента РФ В. Путина и премьер-министра Турции Р. Эрдогана. Около пяти часов оба руководителя детально анализировали весь комплекс двусторонних отношений, а также направления сотрудничества по региональным и глобальным проблемам. Вывод, который они сделали, заключается в том, что за последние три года в российско-турецких отношениях произошли очень серьезные позитивные изменения. Эти изменения имеют место в политике, торговле, экономике, в области культуры и гуманитарных связей.

Наряду с этим и В. Путин, и Р. Эрдоган выразили единое мнение о том, что эти успехи должны стимулировать усилия обеих сторон по дальнейшему развитию многопланового партнерства двух стран во всех областях. Потенциал у России и Турции для этого есть. "У Москвы и Анкары много задач, которые они могут эффективно решать сообща", -констатировали российский президент и турецкий премьер.

В российских и турецких дипломатических, политических и деловых кругах подчеркивают, что российско-турецкий саммит в Сочи еще раз продемонстрировал наличие между Москвой и Анкарой эффективно действующего стабильного политического диалога, начало которому было положено 85 лет тому назад в 1920 г. установлением дипломатических отношений между Росией и Турцией.

Лит-ра

Миллер А.Ф. Очерки новейшей истории Турции. Москва, 1948, с. 103.

Еремеев Д.Е. Становление республиканской Турции (1918-1939 годы). Москва, 2004, с. 74.

Там же, с. 81-82.

Баранов Ю. Тайная миссия "купца Михайлова". Российское военное обозрение, РИА "Новости", 02.01.2004.

Миллер А.Ф. Указ. соч., с. 104.

Там же, с. 120. Там же, с. 103.

Там же, с. 114.

Корицкий А.А. РГРК "Голос России". Главная редакция региональных радиовещательных программ. Отдел вещания на Иран, Афганистан, Турцию. Эфир:

21.04.2005.

Моисеев П.П. Российско-турецкие отношения: история, современное состояние и перспективы. Москва, 2003, с. 122.

Наши рекомендации