К государству всеобщего благоденствия?
В целом либеральный реформизм потенциально представлял собой мощный противовес фашизму, однако в 30-е гг. его возможности еще не были реализованы в полной мере. Капиталистическая система не сумела собственными силами справиться с ею же порожденным злом. Но после окончания второй мировой войны и разгрома фашизма либеральный реформизм обрел новую силу. Установка на создание государства всеобщего благосостояния стала стержневой для всех капиталистических стран. И такой курс позволил добиться определенных успехов.
Немалую роль сыграло и то, что уже с 1944 г. стали приниматься меры для предотвращения экономического хаоса, казалось бы, неизбежного по завершении столь разрушительной войны. Введение Бретонвудской системы кредитного финансирования, устанавливавшей фиксированное золотое содержание доллара, на который ориентировались курсы других валют; создание Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР) (оба они предоставляли обширные кредиты); финансовая помощь США пострадавшим от войны странам в рамках «плана Маршалла» — все это позволило государствам Западной и Центральной Европы довольно быстро восстановить хозяйство.
В 50-е гг. в Западной Европе стали крепнуть тенденции к отчасти наметившейся еще ранее экономической интеграции. Благодаря этому новому процессу укреплялись международные экономические связи, создавался емкий рынок для торговли. Возникли Европейское объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество. Европейская ассоциация свободной торговли и пр. Эти процессы во многом стимулировались соперничеством с СССР, особенно обострившимся в годы «холодной войны», и в конечном счете явились своего рода ответом на насущные требования, предъявляемые индустриальной цивилизацией.
К началу 50-х гг. Европа в основном вернулась к довоенному уровню производства. В дальнейшем темпы роста экономики были довольно быстрыми, в ФРГ они в 50—60-е гг. составили примерно 8%, в Ита- 6%, неплохими были показатели у Франции, индии, Бельгии и других стран. Одновременно угнались новые принципы государственного регулирования экономики 1< стабилизации социальных от-
ний.
И результате в 50—60-е гг. в ведущих капиталис-nfii-ских государствах сформировался новый тип об-щп-тва. Вот его характерные признаки: довольно вы-! ii уровень жизни и соответственно массового потребления, социальная защищенность, соблюдение
ропе было всего 5 млн владельцев машин, то к началу НО-х гг. — уже 100 млн. Но значительное улучшение
материального положения трудящихся в целом, разумеется, еще не означало полной ликвидации проблемы социальных контрастов. И все же уровень жизни < оиременных рабочих на Западе и в США, которые неI»' чко являются акционерами своего предприятия, разительно отличается от уровня жизни практически
Уже в первые послевоенные годы многие тоталитарные фашистские режимы в Европе уступили место демократическим. Позднее всего переход к демократии осуществился в Испании и в Португалии — лишь к середине 70-х гг. Социалисты и социал-демократы "шили прочное положение в парламентах, нередко
г и партии становились и правящими. Значительную 1'оль в общественной жизни играли профсоюзы. В
онституциях, помимо традиционных демократиче-
• ких прав, законодательно закреплялись права на
1'УД, на забастовки, социальное обеспечение, образо-
• те и отдых.
Интеграция постепенно стала приобретать не толь-
1 экономический, но и политический характер.
1 лед за межправительственным Советом Европы, со-
1.ШНЫМ еще в 1949 г., появился Европейский парламент (1957), полномочия которого к концу столетия заметно возросли. Большое значение в жизни Европы приобрело международное право, в том числе акты о правах человека, обязательные для исполнения всеми странами, подписавшими Всеобщую декларацию прав человека (1948).
И все же, удалось ли создать государство всеобщего благоденствия в рамках капиталистического общест- . ва? На этом пути, безусловно, были достигнуты весьма значительные результаты, однако сам идеал так и не был реализован. Это было связано с целым комплексом причин.
Во-первых, в начале 70-х гг. темпы экономического подъема заметно пошли на убыль, а в 1974 г. разразился новый мировой кризис, вызвавший резкое па- j дение уровня производства (до 14—15%) и массовую безработицу. Причем в отличие от прежних кризисов перепроизводства на этот раз цены не снижались, а росли. Застой в производстве сопровождался инфляцией (это явление породило специфический термин — стагфляция). Кроме того, экономический кризис со- , впал с энергетическим и цены на нефть возросли почти в 10 раз. Стала разрушаться и прежняя валютно-финансовая система, основанная на гегемонии доллара. В 1973 г. ведущие капиталистические страны подписали соглашение о введении «плавающих» курсов валют и отмене официальной цены на золото. А 1980—1982 гг. ознаменовались еще одним кризисом, окончательно подорвавшим надежды на стабильное экономическое процветание.
Изменившаяся ситуация потребовала от правительств и предпринимателей поиска новых решений. Подорожание сырья заставило обратиться к созданию энергосберегающих технологий, глобализация мировой экономики побудила ввести регулирование хозяйственных проблем не только на национальном, но и на международном уровне. Пока еще трудно сказать, насколько эффективными и долгосрочными окажутся меры подобного рода. Кроме того, безусловное лид«|1ство Запада среди капиталистических стран замет-пи пошатнулось. Помимо Японии, в последние десяти-
. сии успешно соперничающей с США, ФРГ, Англией
и другими недавними лидерами (большинство которых Япония уже оставила позади), в полосу расцвета in тупили и другие страны азиатского Востока: Южная |>"1>|'и, Тайвань, Сингапур, Малайзия. Западному по-
.. -у ведущих капиталистических стран (включая
«IIIА) ныне противостоит восточный, стремительно напирающий силу. И хотя, казалось бы, непримиримых противоречий между ними нет, экономическое i опсрничество порой принимает весьма острые формы.
Серьезные сбои стала давать и демократическая < ш-тема, в частности понизилась эффективность программ социальной защиты. Так, для США затяжная |фронтация с СССР, войны в Корее и затем во Вьетнаме создавали значительные трудности при осуществлении социальных программ. А это наряду игрессивной внешней политикой вызывало у части пмериканцев недовольство правительством и разочарование в самой системе демократии. Президентские пдминистрации (в частности, при Р. Никсоне и Р. Рейоане) порой прибегали к наступлению на профсоюзы,
м- гавляя их смириться с падением реальной заработной платы. Но ни жесткие, ни перемежающиеся с ними либеральные меры пока не позволяют американской демократической системе справиться с целым ря-•i.i im проблем: коррупцией, наркобизнесом, ростом преступности и т. д.
Во многом сходные проблемы стоят и перед евро-•|' некими капиталистическими странами. К концу ве-i а поколебался авторитет даже «шведской модели», • «торая долгое время служила своего рода эталоном. ' шфеменная Швеция уже не может позволить себе 11 штнть 50—60% бюджета на нужды социального
• гспечения. В 1990 г. был принят закон о заморажи-иннии заработной платы и запрете стачек на два года.на 21%; промышленность достигла довоенных показателей несколько позже, к 1926—1927 гг.
Однако как раз в эти годы советское руководство во главе с И. В. Сталиным отказалось от политики нэпа и повернуло к линии на всеобщее обобществление. В 1925 г. был провозглашен курс на индустриализацию, а в конце 20-х гг началась массовая коллективизация сельского хозяйства. К этому времени в стране в основном уже сложилась «классическая» тоталитарная система, укрепившаяся в последующие годы.
В результате индустриализации и коллективизации, а также жестких норм регулирования общественной жизни в СССР оформилось общество особого типа. Произошло практически полное огосударствление средств производства, хотя формально в стране существовало два вида социалистической собственности — государственная и колхозно-кооперативная. В управлении экономикой воцарился жесткий централизм, было введено административно-командное распределение ресурсов и готовой продукции. Цены определялись не на основе рыночного спроса и предложения, а по указанию «сверху». Товарно-денежные отношения сохранялись, но также жестко регулировались, носили «свернутый» характер.
Социально-классовая структура общества состояла теперь из трех основных групп: рабочего класса, значительно увеличившегося за счет выходцев из деревни; колхозного крестьянства и кооперированных кустарей; социальной «прослойки» служащих и интеллигенции. В 1940 г. эти три группы насчитывали соответственно 34, 47 и 16,5% всего населения. Сохранялся также небольшой слой крестьян-единоличников и некооперированных кустарей (2,5% населения).
Руководство страны широко использовало различные методы внеэкономического принуждения. Помимо введения паспортного режима, крайне жестких мер по борьбе с расхищениями социалистической собственности и нарушениями трудовой дисциплины, повсеместно использовался и принудительный труд починных. Историки до сих пор не пришли к единому мнению относительно общего числа людей, пострадавших от репрессий, называются самые разные цифры. Однако достоверно известно, что труженики ГУЛАГа (Главное управление трудовых лагерей и трудовых поселений) давали до половины добываемых в ('ССР золота и хромо-никелевой руды, примерно треть платины и древесины. Силами заключенных строились целые города (Магадан, Норильск, Ангарск и др.), каналы (Москва — Волга, Беломорско-Балтий-гкий и др.), железные дороги.
В ходе репрессий, набравших особую силу с середины 30-х гг., крайне возросла роль и власть органов ннутренних дел и государственной безопасности, которые осуществляли непосредственный контроль за всеми сферами жизни общества. Не только коммунистическая партия, во и многочисленные общественные организации (Советы, профсоюзы, комсомол, пионерские дружины, творческие союзы и т. д.) были предельно идеологизированы и подчинены диктату партийно-бюрократического аппарата.
Возникшее в СССР общество тоталитарного социализма имело мало общего с моделью, разработанной в < мое время основоположниками марксизма. Тем не ме-н(>е именно такой «жесткий» вариант развития позвонил стране в беспрецедентно короткие сроки осущест-иить модернизацию в экономике и превратиться в «ощную индустриальную державу. К началу второй мировой войны СССР, опередив все европейские страны, вышел на второе место в мире (после США) по объ-' мам промышленного производства. К этому времени и распоряжении руководства страны были идеально отработанные механизмы, дававшие возможность мо-оилизовать все силы общества для решения той или "ной важной задачи. Это в значительной мере обеспечило наряду с другими факторами победу СССР в Ве-никой Отечественной войне.
Вместе с тем форсированные методы управления жономикой (независимо от того, что они во многом диктовались объективными причинами) вели и к серьезным потерям. Возникла, например, опасная диспропорция между уровнями развития промышленности и сельского хозяйства, которое быстро превратилось в отсталую отрасль экономики и перестало обеспечивать потребности страны в продовольствии. Понеся серьезный урон в годы принудительной коллективизации, деревня в дальнейшем постоянно подвергалась насильственной перекачке огромных ресурсов и средств в 4 приоритетные» сферы экономики, по сути дела, став их придатком. Уровень жизни населения, особенно крестьянства, был весьма низким. Капиталовложения в легкую промышленность, производящую предметы массового потребления, были на несколько порядков ниже, чем в тяжелой промышленности.
В СССР был проведен широкий круг важных и принципиально новых социальных преобразований. Однако в условиях тоталитарного режима возможности, заложенные в этих преобразованиях, были реализованы далеко не полностью. И все же сделано было немало. Вскоре после Октябрьской революции были упразднены сословия, женщины получили равные права с мужчинами, введены бесплатное медицинское обслуживание и образование, восьмичасовой рабочий день, система охраны труда женщин и подростков. Даже в самые трудные годы большие средства вкладывались в сферу науки и духовного развития общества. Значительные усилия были направлены на ликвидацию безграмотности: если в 1913 г. лишь 27% жителей России умели читать и писать, то к концу 30-х гг. этот показатель вырос до 80%. Система бесплатного образования и преимущества, предоставленные рабочим и крестьянам при поступлении в вузы, впервые в истории России открыли возможность реализовать свои творческие способности огромной массе людей.
В результате произошла существенная переориентация в системе ценностей: стали значительно выше, чем прежде, оцениваться созидательный труд масс, их роль в истории. Вполне естественно, что в этих новых условиях подавляющее большинство членов общества искренне ощущали свое единство с государственной и питью и активно участвовали в социалистическом п-ельстве. Однако, как уже говорилось в разделе о тоталитаризме, социальными благами пользовалось в < 'ССР далеко не все население (крестьяне, например, и it этом отношении оказались в наиболее ущемленном положении); творческая инициатива личности искус-гтненно приспосабливалась к задачам, определяемым государством; в условиях репрессий и искусственно раздуваемой борьбы с так называемыми «классовыми врагами» индивид не был социально защищен в главном — в личной свободе, неприкосновенности имущества, а подчас и жизни. Сфера культуры была жестко идеологизирована, «классовый подход» применялся даже к науке, в результате чего было, например, приостановлено развитие таких ее принципиально важных направлений, как генетика и кибернетика.
В стреле была создана внешне демократическая система управления (Советы народных депутатов), позволявшая осуществлять широкое народное представительство в высших органах власти, выборы стали всеобщими, равными и прямыми, голосование — тайным. Однако деятельность Советов контролировалась центральной властью, а сами выборы в условиях однопартийной системы и подбора кандидатов «сверху», по сути дела, носили безальтернативный недемократический характер.
Помимо названных и множества других диспропорций, тоталитарный режим создавал в развитии страны принципиально важное противоречие между идеалом построения социализма, самого гуманного и справедливого общественного строя, и реальностью. Долгое время ист-урия как бы бросала СССР от одной экстремальной ситуации к другой (причем далеко не нее из них возникали по объективным причинам), и •jm отчасти смягчало внутренние противоречия в обществе. Не только власти, но и массовое сознание «списывали» многие сложности развития на счет веновой отсталости России, необходимости борьбы с внешними и внутренними врагами и т. д. Однако такое положение не могло длиться вечно.
В результате победы СССР во второй мировой войне его позиции на международной арене значительна укрепились. Целый ряд стран Восточной Европы и Азии приступили к строительству социализма, в целом следуя советской модели, но не всегда автоматически копируя ее. Возникновение мощного социалистического лагеря во главе с СССР кардинально изменило геополитическую ситуацию в мире и послужило поводом наряду с другими причинами для начала затяжной «холодной войны». В ходе этой «войны», длившейся до конца 80-х гг., социалистическая и капиталистическая системы активно соперничали в самых различных сферах — от вооружений и экономики до идеологии и культуры. В этой обстановке вплоть до смерти И. В. Сталина (март 1953 г.) наблюдалось явное ужесточение тоталитарного режима в СССР и в его странах-союзницах.
Но, как и в 30-е гг., отрицательные стороны этой жесткой централизации (усиление давления на крестьянство, гонения на интеллигенцию и пр.) были сбалансированы положительными: в кратчайшие сроки восстановлено разрушенное войной хозяйство, уже в 1947 г. отменена карточная система, появилась тенденция к повышению уровня жизни населения (прежде всего горожан). И все-таки в целом сталинский вариант тоталитаризма уже исчерпал свои внутренние возможности, и не случайно он завершился с физической кончиной вождя. Соратники Сталина осознавали необходимость серьезной коррекции прежнего жесткого курса.
Обновление тоталитаризма?
И уже в августе 1953 г. возглавивший правительство Г. М. Маленков поставил вопрос о повороте экономики лицом к человеку, о повышении благосостояния порода путем ускоренного развития сельского хозяй-< i ми и легкой промышленности. После 1953г. были приняты меры по улучшению материального положении крестьянства, проведены преобразования и в дру-i их областях жизни. Многое было сделано для расши-i .имяхозяйственной самостоятельности предприятий и колхозов. На XX съезде КПСС (февраль 1956 г.) бы-'| и официально осуждены репрессии и культ личности Сталина.
Но можно ли сказать, что тогда, в середине ы> х гг., тоталитарный режим в СССР прекратил существование? Нет, исчезла лишь «жесткая» разновидть режима, который пытался реформироваться изнутри. Реформы 50 х гг., в целом направленные в сто1>1>ну демократизации, в определенной мере оздорежим и позволили продлить его существова Новое руководство СССР во главе с Н. С. Хрущеni.iM всерьез верило в возможность победы в экономим-ском соревновании с США, и темпы прироста продукции вплоть до середины 60-х гг. давали основания
fl'ifl подобных надежд.
Однако тоталитарная суть режима не изменилась ми при Хрущеве, ни после того, как в 1964 г. к руко-мидству партией и страной пришел Л. И. Брежнев. Это проявлялось и в непродуманных волевых решениях, и II чрезмерном разрастании бюрократического аппарата, и в грубых силовых акциях во внешней политике (кмешательство во внутренние дела Чехословакии, иойна в Афганистане и пр.). А нерациональное и нередко некомпетентное использование богатейших природных ресурсов страны и ее экономического потенциала в целом в 70—80-е гг. привело к падению и фактической остановке темпов роста производства, ч затем и к «откату».
Признаки серьезного экономического кризиса вынудили советское руководство во главе с М. С. Горбачевым во второй половине 80-х гг. предпринять меры к оздоровлению экономики и жизни общества в целом.
Но если в общественной сфере правящая партия пошла на значительные уступки (переход к альтернативной системе выборов, сведение к минимуму политической цензуры и пр.). то попытки внедрения в плановую экономику рыночных элементов носили робкий и непоследовательный характер.
Тем не менее в результате этих шагов «сверху» был разбужен потенциал общества. Искусственное сдерживание в течение ряда десятилетий самых разных инициатив породило своего рода эффект «пружины». Собственнические инстинкты (в принципе вполне естественные), освободившись от ряда административных запретов, стали перехлестывать через край: неуправляемая тяга к обогащению вела к широкомасштабной коррупции и росту преступности. В национальных республиках СССР возникли центробежные тенденции, нередко порождавшие тяжелые конфликтные ситуации. Между тем ожидаемого подъема в экономике так и не произошло.
В этой обстановке в декабре 1991 г. по инициативе руководства России, Украины, Белоруссии и других союзных республик было принято решение о прекращении существования СССР. На его территории возникло 15 (по числу бывших республик) самостоятельных государств. Все они переживают сейчас болезненный и сложный период перехода от социалистической экономики к рыночной, происходит своего рода «врастание» посттоталитарных обществ в современную индустриальную цивилизацию.
Этот процесс осложняется тем, что по времени он совпал с кризисом самой индустриальной цивилизации. Она, как будет сказано в конце главы, в определенном смысле также исчерпала свои возможности и сейчас стоит на пороге серьезных и пока еще не вполне ясных преобразований. Таким образом, население России и других постсоветских государств, как и большая часть человечества, нелегким методом проб и ошибок ищет наиболее благоприятные пути развития .(кономики и общества в целом.
К концу 80-х гг. социалистический эксперимент был прекращен почти повсеместно. Большинство вчерашних социалистических стран предпочли традиционный путь капиталистического развития. Чрезвычайно интересен опыт Китая (и в меньшей степени Вьетнама), где коммунистическая партия, сохранив за гобой власть и ключевые механизмы регулирования экономики, сумела осуществить переход на рыночное падение хозяйства. Это привело к стремительному росту темпов развития производства, значительно выросли его объемы и качество продукции, а вслед за этим начался и рост уровня жизни населения страны, численность которого уже давно превысила 1 миллиард. При этом властям удалось сохранить основные заво-• шшкя социализма в социальной сфере. Видимо, в XXI в. поиски новых экономических и общественно-политических структур в определенной мере будут учитывать и китайский опыт, и тот непростой путь, по которому сейчас идут Россия и другие постсоветские страны. Во всяком случае, очевидно, что социалистический эксперимент, не удавшийся в полном объеме, нее же не оказался бесполезным для развития современной цивилизации.
Вопросы и задания
1.Что помешало построить в СССР «классический» социализм? Почему его формы на практике оказались тоталитарными?
2.В чем состояли реальные достижения социализма а ;ССР и других социалистических странах? Могли ли эти достиения, по-вашему, быть применены и в рамках капиталистической системы или нет? Аргументируйте свой ответ.
3.С чем, по-вашему, связано то. что именно на рубеже 80Ю-х гг. Россия (СССР) и страны Восточной Европы отказались
<>т социалистического эксперимента? Какие причины при этом преобладали бъективные или субъективные?
4. Какую роль сыграла социалистическая система в историиXX в-?