Программа реформ.
Из множества задач, которые по наследству достались Александру II, он справедливо счел самой ближайшей задачей власти отмену крепостного права и осуществил раскрепощение, дав свободу помещичьим крестьянам и выравняв впоследствии условия землепользования и налогообложения всех категорий крестьян. Тем самым были обеспечены основы свободы предпринимательства — главного устоя капиталистического общества. Зато дарование конституции или даже постепенный путь к ней правительством Александра II — и прежде всего самим монархом —было отвергнуто. Отмена крепостничества и последовавшие реформы отчасти сняли остроту социальных отношений и дали самодержавию — как государственной системе —отсрочку во времени. Отложенное же на неопределенный срок преобразование государственного строя (следствием его сохранения было множество ограничений в гражданских и политических правах российских граждан) в итоге — в 1905 г. —было проведено под давлением революционной стихии. Попытка обойтись частью преобразований или (в других случаях) полумерами, отодвигая революцию, питала ее корни.
При обсуждении вопроса о том, какие цели ставило правительство в конце 1850-х—начале 1860-х годов, сразу же возникает тема «Россия и Запад», т. е. образцов, которым она должна следовать, — о сохранении, уничтожении либо преобразовании существующих институтов. Иначе говоря, это была проблема сознательного выбора между европейским и особенным, самобытным путем. Общий ответ на этот вопрос может быть таким: Александр II и правительство, состав которого он лично формировал, подбирая министров применительно к задачам политики, хотели видеть Россию великой европейской державой, подобной Англии, Франции, Пруссии, Австрии в области военной, дипломатической, социально-экономической, но не в государственной и общественной. Александр II и министры, которые были исполнителями его предначертаний, ставили задачей сохранение единовластия и всей мощи управляемой из одного центра государственной машины, что перечисленными европейскими державами было уже утрачено в процессе длительной борьбы общества с абсолютизмом. Поэтому, разумеется, нужно говорить о двойственности идеологической докт-
рины и о двойственности целей, которые ставились не столько политикой реформ, сколько носителем верховной власти. Те институты и сферы российской жизни, которые самодержавие хотело видеть аналогичными европейским, оно и преобразовывало в соответствии с западными образцами', те же, что хотело в своих интересах удержать, объявлялись непреходящими самобытными ценностями, от которых нельзя отказаться без угрозы распада империи и хаоса в обществе. Однако, поскольку на авансцене правительственной деятельности были все же крупные преобразования, можно утверждать, что в этот исторический период в политике и обществе господствуют идеи европеизма. Причин такой ориентированности на быстрое преобразование российской жизни по европейским образцам было несколько. Во-первых, конечно, .европейская традиция в политике, наиболее очевидно представленная Петром I, Екатериной II и Александром I, и уже сильная интегриро-ванность России в европейские процессы. Во-вторых, идеология самого правящего монарха, Александра II, который был бесспорным западником по внутренним убеждениям и склонностям, привычкам и симпатиям. В-третьих, ситуация, в которой оказалась Россия: европейские противники России самым убедительным для нее образом — военным — доказали свое превосходство и ее отсталость, а стало быть, и правильность их пути. А. В. Никитенко так выразил эту точку зрения вскоре после того, как российская армия сдала союзникам Севастополь: «Лет пять тому назад москвичи провозгласили, что Европа гниет, что она уже сгнила, а бодрствуют, живут и процветают одни славяне. А вот теперь Европа доказывает нашему невежеству, нашей апатии, нашему высокомерному презрению ее цивилизации, как она сгнила. О, горе нам!». И еще: «Теперь все видят, как поверхностно наше образование, как мало у нас существенных умственных средств. А мы думали столкнуть с земного шара гниющий Запад! Немалому еще предстоит нам у него поучиться! Теперь только открывается, как ужасны были для России прошедшие 29 лет».1 Перед Россией стояла задача восстановления своего влияния в европейских делах. Ее мощь должна была стать достаточной для ограждения собственной целостности и поддержания статуса великой европейской державы, который она не хотела утрачивать. К убедительным аргументам недопустимости военного отставания (а значит, промышленного) добавился существенный фактор — национальная уязвленность, чувство оскорбления от поражения в войне. И в этих условиях поворот к западному пути развития был совершенно естественным. И. С. Аксаков, душеприказчик славянофилов, ревниво взиравший на курс внутренней политики Александра II после смены царствований, в 1884 г. писал: «Составители Положения 19 февраля почти все, за исключением очень немногих, воспитались в духе совершенного от нее (народной жизни. —Авт.) отчуждения, на началах жизни иной, западноевропейской... Но все же задача освобождения крестьян оказывается сравнительно наиболее удач-
1 Никитенко А. В. Дневник в трех томах. Л., 1955. Т. 1. С. 419, 421.
но разрешенною... Преобразования были необходимы, но где же им образцы, как не ... в той же Европе?».2 Аксаков верно отметил, что в основе внутриполитического курса «великих реформ» лежит западническая, либеральная доктрина.
Западное влияние и западные модели устройства социально-экономической жизни хлынули в стоявшую на пороге преобразований и преобразующуюся Россию могучим потоком. Опыт и образцы Запада (особенно часто Англии, но не только) постоянно фигурировали в российской публицистике, поднимающей темы грядущих реформ. При обсуждении внутриполитических проблем в ученых обществах и общественных собраниях выступавшие ссылались на достижения Западной Европы и предлагали выбрать наиболее применимый для России вариант (например, налоговой или образовательной систем, ипотечного банка, государственного управления). Подготовка всякого законопроекта начиналась с составления справки по истории вопроса в России и о положении в западноевропейских странах, а то и с командировки чиновников в государства Европы для уяснения постановки там цензурного, налогового, железнодорожного и др. дел. М. X. Рейтерн, будущий министр финансов, в 1856 г. был послан на несколько лет в Европу для изучения там счетоводства (а на деле — финансовых систем) с последующей задачей применения его в Морском уставе. И он был лишь одним из целой группы. М. П. Веселовский в период подготовки в Податной комиссии налоговой реформы длительное время собирал в европейских странах материалы по состоянию и принципам налогообложения.3
Другой проблемой, встающей перед любым исследователем истории внутренней политики, является наличие у власти программы либо ее элементов. Это необходимо и для уяснения смысла разрозненных действий власти, и для соотнесения планировавшегося с осуществленным, между которыми всегда существует разрыв. В XIX в. российская система государственной власти обязательного наличия такой программы вовсе не предусматривала. Среди ее высших государственных учреждений не было такого, которое было обязано заниматься составлением общегосударственной программы или плана действий на больший или меньший срок. Известно, что российское правительство не было правительством, «кабинетом» в европейском смысле слова, исполнительной властью, формируемой на основании программы парламентского большинства или победившей на выборах партии. Более того, условное российское правительство, комплектуемое монархом, никогда не было однородным и раздиралось внутренними противоречиями, как принципиальными, так и личными. А может быть, в этом и состо-
2 Аксаков И. С. Соч. СПб., 1903. Т. 5. С. 166. Исследователь деятельности наиболее передового в конце 1850-х годов ведомства, Морского, А. П. Шевырев, пришел к выводу: «Одной из отличительнейших черт деятельности либеральной бюрократии явилась ориентация на европейские образцы» (Русский флот после Крымской войны: либеральная бюрократия и морские реформы. М., 1990. С. 61.)-
3 Куломзин А. Н., Рейтерн-Нолькен В. Г. М. X. Рейтерн: Биографический очерк. СПб., 1910. С. 7; Труды комиссии, высочайше учрежденной для пересмотра системы податей и сборов. СПб., 1869. Т. 16. Гл. 2.
ял расчет носителя верховной власти, ибо в таком случае он заранее разрушал столь опасную для себя дружную оппозицию и тем самым приобретал большую свободу действий. Зато именно в силу существования российской формы абсолютизма — самодержавия — любой из министров или даже подданных мог, если император того пожелает, стать составителем такого рода программы. Иметь программу внутриполитической деятельности, которой занимался по крайней мере десяток министерств, имел право только монарх. Явное объединяющее начало в реформах 1860-х годов позволяет отбросить предположение о том, что российская внутренняя политика была кораблем без руля и ветрил. Следовательно, у российского правительства были общие представления о сумме связанных между собою мер правительственной политики, их общей основе и конкретных формах. Поэтому, поскольку факт отсутствия официального документа, который бы считался долгосрочной (стратегической) общегосударственной программой, бесспорен, как бесспорно и наличие «пакета» проведенных реформ, исследовательская задача ее изучения не снимается, а лишь усложняется и может быть поставлена только в виде условной реконструкции. И тем не менее можно сказать, что общегосударственная программа для России того времени — существовавшая реальность.
Условная правительственная программа времен внутреннего кризиса 50-х—начала 60-х годов — это точная копия программы либералов этого периода, быстро формировавших свою идеологию. Если о либеральной программе можно говорить без пояснений, поскольку она в значительно мере известна,4 то существование правительственной программы приходится доказывать. Между тем в российском обществе (включая чиновников и государственных деятелей) был распространен «набор» современных им идей, которые исповедовали многие.
Российское общество, при бесспорном наличии в нем разных групп и слоев, являло собою систему сообщающихся сосудов, и общественно-политические идеи и предложения не оседали в каком-либо узком кругу, их породившем. Записки, составленные в интеллигентских кругах, читались не только чиновничеством, но и бюрократической элитой и даже императорской семьей и были, как показывают известные дневники, предметом обсуждения даже при самых светских поводах для встречи. В этих записках, разнообразных по сюжетам, некоторыми авторами уже делается попытка если не представления целостной программы, то во всяком случае сведения в «пакет» хотя бы нескольких ее пунктов.
В «Письме к издателю», открывавшем 1-й выпуск «Голосов из России» (1856 г.), К. Д. Кавелин и Б. Н. Чичерин уже говорили не об одной какой-либо неотложной мере, а о «связке» из нескольких: «Мы думаем об том, как бы освободить крестьян без потря-
4 См., например, главу «Позиция верхов. Программа и тактика либералов» в кн.: Левин Ш. М. Общественное движение в России в 60—70-е годы XIX века. М., 1958. С. 53—65. См. также работы В. Н. Розенталь, В. А. Твардовской, Е. А. Дуд-зинской, В. А. Китаева.
сения всего общественного организма, мы мечтаем о введении свободы совести в государстве, об отменении или по крайней мере об ослаблении цензуры».5 Разумеется, это была не исчерпывающая программа, а первые пункты ее, ближайшее осуществление которых давало бы возможность переходить к следующим. В то же время элементы программы появляются в дневниках чиновников. Курляндский губернатор П. А. Валуев в сентябре 1855 г. в известной записке «Дума русского» наметил, а в дневнике 6 мая 1859 г. он, в то время директор департамента Министерства государственных имуществ, развил программу российского «кабинета»: гласность бюджета, сокращение администрации и войска, подоходный налог, преобразование коммерческого банка, целый ряд экономических мер в связи с готовящейся отменой крепостного права.6 Уже в 1857 г. ближайший помощник вел. кн. Константина Николаевича по Морскому министерству А. В. Головнин составляет для своего патрона общегосударственную программу неотложных преобразований: реформа суда и полиции, утверждение принципа веротерпимости, отмена крепостного права и постановлений, препятствующих свободному развитию экономики (сельского хозяйства, промышленности и торговли); в финансовой сфере — уменьшение расходов, отмена откупов, справедливое распределение налогов; в сфере управления — децентрализация и упрощение управления. В 1859 г. Константин Николаевич в дневнике, как и Валуев, фиксирует программу, конечно, сложившуюся в результате бесчисленных и повседневных обсуждений задач политики в записках, в множившихся журналах, публичных! лекциях, научных обществах, в государственных учреждениях.8
Законодательная инициатива в России принадлежала прежде) всего главам министерств и приравненных к ним главных управ-1 лений, причем границы их инициативы были очерчены пределами! компетенции ведомств, и это, разумеется, предопределяло срав-1 нительно узкую направленность министерских программ. Как правило, их представление являлось следствием распоряжения монарха, хотя бывало и личной инициативой министра. Согласно Положению о министерствах, министры ежегодно, наряду с представлением императору отчета за истекший год, были обязаны тогда же подавать и некую краткосрочную программу деятельности ведомства на год следующий. Однако, по свидетельству Д. А. Милютина, в течение многих лет возглавлявшего Военное министерство, министры уклонялись от этой обязанности и он был единственным, кто регулярно докладывал монарху о ближайшем плане действий своего ведомства.9 В 1874 г. Александр II вдруг обратил внимание на это обстоятельство. Д. А. Милютин 17 апреля 1874 г. пометил в дневнике: «В одно из последних заседаний Ко-
5 Голоса из России. Лондон, 1856. Ч. 1. С. 21—22.
6 PC. 1891. Август. С. 276—277.
7 Шевырев А. П. Либеральная бюрократия Морского министерства в 1850— 1860-е гг. // Вестник МГУ. 1986. № 3. С. 58.
8 См.: Коротких М. Г. Самодержавие и судебная реформа 1864 г. в России. Воронеж, 1989. С. 361.
9 Милютин Д. А. Дневник. М., 1947. Т. 1. С. 121, 182.
митета министров председатель объявил нам высочайшее повеление, чтобы впредь все министры соблюдали в точности статью Свода Законов, вменяющую в обязанность представлять ежегодно, кроме отчета... и план дальнейшей деятельности».10 В действительности же бывали случаи представления стратегических планов министрами, как правило, вызванные особыми обстоятельствами: смена министров или кризис в отрасли. Л. Е. Шепелев исследовал программы министров финансов,11 в том числе и одну из наиболее важных и глубоких — финансовую программу М. X. Рей-терна, представленную им в 1866 г. в связи с поразившим тогда Россию финансовым кризисом. (Кстати, М. X. Рейтерн в ней отмечал интегрированность России в европейские экономические процессы и зависимость курса рубля, состояния финансов и экономики от положения в государствах Западной Европы).12 О программе Морского ведомства подробно написал А. П. Шевырев, программа Министерства народного просвещения в области печати была освещена Ю. И. Герасимовой. Вся книга Л. Г. Захаровой об отмене крепостного права в России имеет лейтмотив — эволюцию программы самодержавия по крестьянскому вопросу от самой первой постановки темы «эмансипации» до утверждения Положений 19 февраля.13
Но кроме ведомств с жесткими границами компетенции, существовало и ведомство широкого профиля, призванное заботиться о благосостоянии населения и гражданском мире, — Министерство внутренних дел. Функции его были чрезвычайно широки, и потому представляемые им программы носили межведомственный характер, а задачи правительства осмыслялись некоторыми министрами внутренних дел как стратегические, осуществляемые по всему спектру внутренней политики. Это очень хорошо понимал и отразил в своих исследованиях П. А. Зайончковский, проанализировавший программы М. Т. Лорис-Меликова, П. Н. Игнатьева, Д. А. Толстого.14 И. В. Оржеховский сделал то же для более раннего периода.15
Все сколько-нибудь влиятельные государственные деятели пытались составить и осуществить такие программы, но в них непременно входил пункт о создании депутатской палаты или депутат-
10 Там же. С. 151.
11 Шепелев Л. Е. Царизм и буржуазия во второй половине XIX века: Проблемы торгово-промышленной политики. Л., 1981. С. 71—82.
lf Куломзин А. Н., Рейтерн-Нолькен В. Г. М. X. Рейтерн. СПб., 1910. С. 95.
13 Шевырев А. П. Русский флот после Крымской войны: либеральная бюрократия и морские реформы. М., 1990. С. 40—44; Герасимова Ю. И. Из истории русской печати в период революционной ситуации конца 1850-х—начала 1860-х годов. М., 1974. С. 133, № 60. Захарова Л. Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России: 1856—1861. М., 1984.
14 Зайончковский П. А. Кризис самодержавия на рубеже 1870—1880-х годов. М., 1964.
15 Оржеховский И. В. 1) Из истории внутренней политики самодержавия в 60—70-х годах XIX века. Горький, 1974; 2) Комитет общественного спасения 1866 г. // Общественно-политическая мысль и классовая борьба в России в XVIII— XIX вв.: Межвузовский сборник. Горький, 1973; 3) Русское правительство и печать во второй половине 60-х годов XIX века. // Там же.
ских комиссий, допускаемых к обсуждению всех или части законопроектов, и другие преобразования, которые Александром II отвергались. Поэтому, не упуская из виду этих программ, на реализацию которых как общегосударственных они надеялись в силу своего личного влияния на императора и веса в правительственных кругах, все же ограничимся восстановлением контура программы с помощью как осуществленных, так и планировавшихся комиссиями мер.
Кроме уже известных преобразований: отмены крепостного права, создания местного самоуправления, городского и земского (уездного и губернского), введения нового суда (судоустройства и судопроизводства), военной реформы, перестройки всей системы образования, реформы финансовой16 и вероисповедной,17 были намечены еще и реформа налоговой системы, над чем трудилась более 20 лет Податная комиссия при Министерстве финансов,18 реформа паспортной системы, создание сети земельных банков и правил переселения крестьян на свободные земли, смягчение режима по отношению к секте раскольников, для чего была учреждена тоже особая комиссия. Предполагалась реформа полиции исполнительной.
Итак, проведенные реформы вместе с намеченными должны были действительно коренным образом и всесторонне преобразовать Россию, обеспечить свободу занятий предпринимательской деятельностью, дав крестьянам возможность решить проблему нехватки земли переселением и продолжать занятия сельским хозяйством или купить участок земли, сменить сельские занятия на городские и т. п. Многое из задуманного было остановлено опасениями слишком быстрых и резких преобразований, многое (например, организация земельных банков, ускорение выкупа земли, налоговая реформа) отложено из-за хронической нехватки денежных средств.19 Но были и такие сферы, которые были выведены из области реформирования: это государственная система и национальная политика.
Россия второй половины XIX в., отставая от государств Западной Европы в экономическом и социальном отношениях, разнясь от них исторически и культурно, тем не менее во многих областях была с ними схожей. Сближал ее с великими европейскими державами и имперский принцип. В имперской политике, в деле им-
16 Погребинский А. П. 1) Финансовая реформа начала 60-х гг. XIX века в России // ВИ. 1951. № 10. С. 74—88; 2) К истории финансовой политики царизма в 60-х и 70-х годах XIX в. //Советские финансы. 1951. № 9. С. 34—41; 3) Очерки истории финансов дореволюционной России. М., 1954. С. 268.
17 Freeze С. L. The Parish Clergy in Nineteenth Century Russia: Crisis, Reform, Counter-Reform. N.-Gersey. 1983. P. 248—297.
18 Министерство финансов: 1802—1902. СПб., 1902. Ч. 1. С. 481—482.
19 Хок Стивен. Банковский кризис, крестьянская реформа и выкупная операция в России: 1857—1861 // Великие ресрормы в России: 1856—1874. М., 1992. С. 96—105.
перского строительства Россия не выпадала из общего круга империй. Крупнейшие внутренние преобразования, великие реформы проводились ею во времена, когда строительство империи еще продолжалось, с одной стороны, а с другой — когда имперская структура постоянно давала о себе знать сложными проблемами и разнообразными национальными движениями.
К моменту воцарения Александра II еще не было завершено покорение Северного Кавказа. В течение полувека этот район продолжал быть местом постоянных боевых действий. Между тем внутренние преобразования требовали для правительства свободы рук, а обстановка в Дагестане, Чечне и на близлежащих территориях являлась дестабилизирующим фактором. Надо полагать, поэтому Александр II, рассматривая в 1856 г. записку Д. А. Милютина, предлагавшую тактику активного подавления сопротивления горских племен с помощью оказавшихся на Кавказе во время войны 1853—1856 гг. войск, встал именно на эту точку зрения, поддержав план вопреки возражениям военного министра О. Н. Сухозанета. Идея была поддержана и ближайшим товарищем Александра II — человеком, более десяти лет находившимся на Кавказе, князем А. И. Барятинским, которого император немедленно назначил наместником Кавказским и командующим войсками. Милютин и Барятинский сумели не только воспользоваться преимуществами, которые предоставила им обстановка (укрепленные линии, казачьи поселения, антивоенные настроения части горских народов), но и усилить свои отряды, одновременно выработав тактику окружения Шамиля, самого опасного противника, с нанесением ему удара со стороны отрезанной русскими войсками Чечни. Все это привело к тому, что в 1859 г. исход войны на Северном Кавказе был предрешен, ибо Шамиль был пленен с остатками мюридов. Еще накануне пленения Шамиля вел. кн. Константин Николаевич, которого Александр II известил об успехе российских войск, расценил ситуацию как окончание «со славой нашей вековой Кавказской борьбы, которая стоила России столько крови и столько денег».20 Александр II в 1860 г. признавал, что для завершения кавказской операции он «не щадил ни расходов, ни средств к усилению тамошних войск».21 И хотя завершением этой войны на российской окраине считается 1864 г., однако после 1859 г. серьезных затруднений в военном отношении российская сторона здесь уже не испытывала.
Если касаться имперских проблем России, то в правление Александра II самой беспокойной частью империи являлось Царство (Королевство) Польское. Наиболее интегрированная в Западную Европу, недавно (1814—1815 гг.) утратившая остатки государственной самостоятельности, экономически наиболее развитая и сильная политическими традициями Польша не могла примириться с положением части империи и постоянно заявляла об этом.
20 Переписка Императора Александра II с Великим Князем Константином Николаевичем. Дневник Великого Князя Константина Николаевича. 1857—1861. М., 1994. С. 119.
21 PC.1882. Т. 36. С. 283—288.
Только режим военного положения, введенный Николаем I после восстания 1830 г., позволял России удерживать Польшу в повиновении. Александр II все же попытался перейти от отношений конфронтации и репрессий к режиму сотрудничества. Об этом он объявил представителям польской верхушки на приеме в Варшаве в 1856 г., заявив, что готов идти им навстречу и относиться наравне со всеми народами империи, но при условии оставления ими всяких надежд на независимость. Подтверждением его слов была немедленная амнистия участникам восстания, разрешение эмигрантам вернуться на родину и даже принимать участие в ее государственной и общественной жизни, восстановление их в имущественных правах. Однако эти и другие умеренные уступки имперской власти показались полякам слишком незначительными, тем более что конституция 1815 г., являвшаяся своего рода договором о вступлении Польши в состав России, не была восстановлена и самая мысль о ее восстановлении властью отвергалась. Серия новых уступок, 1861 —1862 гг., вырванная волной начавшегося национально-освободительного движения, с которым переплеталось и движение низов за буржуазные аграрно-экономические и социальные реформы, не остановила выступления польской оппозиции и в итоге привела к вооруженному восстанию как в Царстве Польском, так и отчасти в литовско-белорусских губерниях, к Польше примыкавших. 1863 год был наиболее драматичным в отношениях империи с Царством Польским. Александр II, не колебавшийся в вопросе о целостности империи, очень скоро отказался от мысли о возможности соглашения с поляками на почве незначительных уступок и призвал новых, военных деятелей, начавших расправляться с безоружной оппозицией или плохо вооруженными разрозненными повстанческими отрядами. После подавления восстания и массовых высылок не только его участников, но и всех «прикосновенных к участникам лиц» в Сибирь и внутренние губернии имперская власть прибегла к политике отрыва крестьянских масс от польского дворянства с помощью относительно либеральной аграрной реформы. Но это было не решение, а лишь временное «замораживание» проблемы.
Одна из ее граней заключалась в том, что Польша давно имела конституционный режим, сохранение которого было ей обещано Александром I. Противоречие между имеющей конституцию частью империи и империей, конституции не имеющей, было важным фактором складывающихся между Россией и Польшей отношений. Поэтому наиболее дальновидные российские идеологи и государственные деятели стали предлагать решение проблемы путем сближения режимов — созданием в России представительного правления, которое бы во всяком случае сделало возможным и восстановление конституции в Царстве Польском, а этот район получил бы свое место в центральном представительном учреждении. Польскому восстанию 1863 г. Россия была обязана форсированным выдвижением в это время самого серьезного конституционного проекта, представленного П. А. Валуевым. Проекту превращения Государственного совета в двухпалатное представительное учреждение не суждено было сбыться, ибо Александр II
оказался под впечатлением убедительного эффекта применения военной силы и понадеялся на это. В правительственных кругах таких государственных деятелей, считавших, что конституция для России опасна, всегда было достаточно, и решение по этому принципиальному вопросу, объединявшему и модернизацию государственного строя, и вариант решения имперской проблемы, было отвергнуто. Но косвенно борьба поляков отозвалась на имперской политике' в сентябре 1863 г. Александр II как бы в поощрение более спокойных финнов открыл финский Сейм. Другой общеимперский итог восстания — срыв монетарной реформы.
В царствование Александра II завершилось и присоединение к России Средней Азии, а вместе с тем был закончен и процесс строительства империи. Проникновение России в Среднюю Азию диктовалось политическими и экономическими расчетами. Слабые и беспокойные соседи — Кокандское и Хивинское ханства и Бухарский эмират — представлялись не только легкой добычей, за которую с Россией соперничали Персия и Англия, но и средством упрочения границ, обеспечения благоприятного торгового режима. Проникновение в Среднюю Азию началось не ранее, чем были завершены война на Северном Кавказе и подавление восстания в Польше. Присоединение ханств прошло двадцатилетний период рекогносцировок, военных и дипломатических, использования противоречий в стане великих европейских держав, распрей между среднеазиатскими государственными образованиями и племенами. Среднеазиатская проблема была для России перманентной частью ее межгосударственных отношений с Великобританией. Постоянной силой, подталкивавшей российское правительство в Петербурге к продвижению на Восток, были главы генерал-губернаторств, Оренбургского (сначала) и Туркестанского (значительно позже), и военные деятели, возглавлявшие находившиеся в За-каспии войска. Умеренную позицию почти всегда занимало российское Министерство иностранных дел, выдвигавшее опасность возможной войны с Англией в качестве аргумента за сохранение нейтралитета. Гораздо более жесткой была позиция Военного министерства, непрерывно получавшего донесения о нападении на российские территории кочевых племен или вооруженных отрядов, об обращении к российским властям за помощью одних племен против других. В таких обстоятельствах возможность военным ударом окончательно подавить распри и утвердиться в Средней Азии являлась сильным доводом при многочисленных обсуждениях среднеазиатской политики. Утверждение России на землях двух ханств и эмирата тем не менее не было одномоментным и имело ряд промежуточных стадий, когда устанавливались различные формы их зависимости. Но в итоге все же оказалось, что имперской России нужна единственная — полное включение этих территорий в ее состав с учреждением российской военной администрации. Постепенный захват Средней Азии в принципе завершился в 1881 г., как раз на грани царствований.