Почему погибла римская цивилизация?
III век — это эпоха кризиса империи. Если мы вос-гоздадим общую картину тогдашней жизни Рима, то может появиться ощущение, что вышел из строя некий механизм, благодаря которому много веков исправно работала вся система цивилизации.
Цветущие некогда города приходят в запустение и не могут платить государству налоги. Нарушаются связи между провинциями, которые обособляются друг от друга экономически. Сокращается торговля и расстраивается финансовая система. Налоги и жалопинье начинают выплачивать в натуральной форме. Угасает культура.
Рим постепенно терял роль центра, и в 330 г. император Константин объявил новой столицей Константинополь (на месте греческой колонии Византии). Л в 395 г. империя распалась на Восточную и Западную части.
С III в. участились набеги варваров. Германцы, готы и другие племена теснили хорошо обученные римские легионы (правда, теперь они состояли в основном из наемников), и в конце концов Рим стал легкой добычей: в 410г. его брали и грабили готы, а в 476 г. иарварские наемники свергли последнего римского императора и отослали его регалии в Константино-u и ль.
И все-таки даже на этом этапе недостаточно слова * упадок», чтобы охарактеризовать все происходившее в Риме. В империи одновременно с разрушением старых форм шло развитие новых, на которых будет основываться западноевропейская цивилизация.
Все больше становилось мелких арендаторов, солонов, полусвободных земледельцев, с которых брался оброк, как правило, натурой. Поместья теперь дробились на мелкие участки, превращаясь в нечто похожее на феодальное владение. Крупные земельные магнаты возводили укрепления, чтобы отражать нападение варваров, у многих появились личные войска.
Но положение колонов, предшественников феодальных крестьян, было двойственным и неопределенным. Они не были рабами, но не считались и свободными. Колоны были приписаны к земле, т. е. считались «рабами земли»; землевладелец имел право распоряжаться их имуществом. Повинности они несли и в пользу господина, и в пользу государства. Римляне не видели большого различия между рабом и колоном: оба они находились во власти господина. Стремясь сохранить прежний порядок вещей и предотвратить упадок городов, римские власти закабаляли городское население. Оно было приписано к городам и обязано было нести тяжелые повинности. У ремесленников профессии передавались по наследству.
В ответ на все происходившие изменения Римское государство ужесточало законы, усиливало давление на общество. Поэтому неудивительно, что во времена нашествий варваров многие перебегали на сторону врагов Рима, все еще живших по принципам общинного равенства и демократии. Один из римских историков V в., Сальвиан, писал об этом: «У всех римлян [завоеванных варварами] одно желание — чтобы им не пришлось вернуться в римское подданство. Римский плебс там единодушно заявляет о том, чтобы ему было позволено жить по-прежнему с варварами...»
Таким образом, в империи происходили глубинные трансформации. Самой важной среди них был формационный сдвиг, переход к феодализму. Формационное развитие всегда нарушает в той или иной степени устойчивость цивилизации, смена формаций — это серьезное потрясение для всех цивилизационных норм и традиций. В Риме это совпало и с потрясением духовных основ — с появлением христианства, которое разрушило языческое сознание и принесло новые идеалы.
Римская цивилизация пережила два мощных удара — ив области социально-экономической, и в области духовной. Третий удар нанесли варвары: Рим оказался на перекрестке путей новых, молодых народов, в самом эпицентре их великого переселения. Цивилизационное развитие, основанное на эволюционности, преемственности, претерпело слишком сильные разрушения. Римская цивилизация закончила свое существование. Впрочем, «смерть* ее была относительной: Западная Европа и Византия усвоили многие традиции своей предшественницы.
Вопросы и задания
1. Чем можно объяснить переход от республики к империи? Объясните, чем отличается имперская форма правления от республиканской.
2. Согласны ли вы с тем, что эпоха Августа была «золотым пеком» для империи? Докажите свою точку зрения.
3. Почему имперская форма правления давала возможность для проявления деспотизма и беззакония? Вспомните, что лерживало деспотизм в эпоху республики.
4. Какие симптомы упадка стали заметны в социально-экономической жизни Рима уже в первые века империи?
5. Какие достижения римской культуры эпохи империи вы можете назвать? Как изменились идеалы римского общества? Какой выход из кризиса предлагали философы? Сравните отношение к рабству Сенеки с идеей Аристотеля о рабстве «от природы» и высказыванием фарроона. В чем отличия? Как развивались идеи гуманизма в Риме эпохи империи?
6. Расскажите об основных идеалах христианства. Почему новую религию нельзя было совместить с многочисленными языческими культами, популярными в Риме?
7. В какую эпоху стали особенно заметны признаки упадка Римской империи? Какие новые социально-экономические отношения формировались в этот период?
8. Перечислите основные причины гибели Западной Римской империи.