В поисках неземного совершенства

В греческой культуре не родилась религия спасе­ния, подобная буддизму, конфуцианству или иудаиз­му. Но, как и на Востоке, греческие философы в V— IV вв. до н. э. стали осознавать разницу между поряд­ком земным и небесным и стремились преобразовать человека и общество в соответствии с высшими нормами.

Первым среди таких философов был Сократ (469— 399 гг. до н. э.). Он провозгласил главной задачей для человека — нравственное совершенствование, которое позволит ему приблизиться к небесной красоте и гар­монии. Путь к совершенствованию лежит через зна­ния, в том числе и знание самого себя, своих недостат­ков, невежества. Сократ говорил, что в юности был по­ражен, увидев на стенах храма в Дельфах надпись: «Познай самого себя». С тех пор эти слова стали глав­ным девизом Сократа.

Учеником и последователем Сократа был Платон (429—347 гг. до н. э.), основавший в Афинах Акаде­мию1 — философскую школу, объединившую его уче­ников. В философии Платона нет идеи Бога, но есть представление о невидимом мире идей, или эйдосов, первообразов всего, что существует на земле. Эйдосы совершенны и неизменны, а в земном своем, матери­альном воплощении они утрачивают эти качества. Все явления реального мира — лишь слабые, тусклые их отражения.

Точно так же и души людей, изначально безгреш­ные, попав на землю, утрачивают чистоту и совершен­ство. И в первую очередь души людей портят дурные, низменные страсти и желания. Однако Платон (а до него и Сократ) утверждал, что человек может восста­новить духовное совершенство, если низким желани­ям предпочтет высокие и благородные. Тогда душа че­ловека еще при жизни будет восходить к миру эйдо-сов, т. е. достигнет небесного идеала.

В высшем мире есть и эйдос полиса, а это означает, что задача законодателя — создать полис, максимально близкий к идеальному. В трактате «Государство» Пла­тон разработал подробный план такого совершенного полиса. Не будем забывать, что Платон жил в эпоху кризиса полиса, и естественно, что для него, как и для других мыслителей Греции, очень важно было вернуть утраченную гармонию в общественных отношениях.

Но насколько идеальным получился его образ у гре­ческого философа? Платон хотел восстановить полис в том виде, в каком он существовал в глубокой древнос­ти, в «золотом веке», когда общинное, коллективист­ское начало пронизывало все сферы жизни.

Поэтому утопия Платона оказалась весьма суровой и безрадостной. Философ предлагал разделить населе­ние полиса на три группы. В одну должны входить земледельцы, ремесленники и торговцы, не имеющие фактически никаких прав и живущие очень скромно. Вторая группа — «стражи», воины, защищающие по­лис от врагов извне и внутри государства. И третья — правители, состоящие из мудрецов-философов. Ибо, как считал Платон, если не совпадают воедино «госу­дарственная сила и философия... тогда... нет конца бедствиям в государствах». Но при этом и стражи, и правители обязаны вести жизнь, полную всевозмож­ных ограничений, лишенные даже семьи и имущества, дабы ничто не отвлекало их от службы обществу. Воспитание детей Платон препоручал обществу, пото­му что если «ни отец не знает своего ребенка, ни ребе­нок своего отца», то все граждане относятся друг к другу как к родным.

Аскетический, уравнительный полис Платона весьма напоминал некоторыми чертами спартанское общество. В эпоху кризиса оно воспринималось как оплот всего традиционного, как противовес разруше­нию привычных норм жизни.

В демократическом государстве нет никакой на­добности принимать участие в управлении, даже ес­ли ты к этому и способен; не обязательно и подчи­няться, если ты не желаешь, или воевать, когда дру­гие воюют, или соблюдать, подобно другим., условия мира, если ты мира не жаждешь. ...Разве не чудесна на первый взгляд и не соблазнительна подобная жизнь? Пожалуй, но лишь ненадолго.

Платон. Государство

В культуре Греции впервые в эпоху древности че­ловек был показан так полно и жизненно: его граж­данские добродетели, чувства любви, страха и отчая­ния, его сила и слабость перед законами жизни» кра­сота человеческого тела — все это отразилось в литературе, философии и искусстве Греции.

Вопросы и задания

1. Что такое философия? Когда она возникла в Греции?

2. Как объясняли происхождение и устройство мира первые греческие философы? Подумайте, кому из них принадлежит высказывание: «Необходимо знать всеобщий закон, что борьба и есть справедливость, что все возникает в борьбе по непреклонному закону необходимости»?

3. Что в человеке интересовало в первую очередь греческих поэтов-лириков? Сравните с религиозной лирикой Востока, с которой вы познакомились в предыдущей главе.

4. Какой смысл вкладывали авторы трагедий в заключительные сцены гибели своих героев? Почему трагедий всегда заканчивалась смертью главного героя?

5. Какое значение для воспитания свободной личности име­ла софистика?

в. Согласны ли вы с высказыванием Протагора о том, что «о каждой вещи бывает два совершенно противоположных мне­ния»? Попробуйте привести примеры, которые это подтвержда­ют или опровергают.

7. Почему фраза «Познай самого себя» была так важна для Сократа? Что такое эйдосы Платона? Как может душа человека достичь мира эйдосов? Почему Платон, живший в Афинах, во многом руководствовался примером Спарты, когда рисовал об­раз идеального государства? Что не нравилось Платону в демо­кратическом строе Афин?

Наши рекомендации