БИЛЕТ:Движение национально-демократической интеллигенции “Алаш”.
В начале ХХ века в период национально-освободительной борьбы казахского народа возникло движение «Алаш». Его главной целью было создание независимого Казахского государства, и оно берет начало с прошлого столетия, когда большая часть территории казахов стала собственностью российского государства, резко увеличилось количество переселенцев, коренное население насильственно вытеснялось с обжитых земель. Борьбу против такой политики царизма возглавила национальная интеллигенция, сформировав Алашское движение после 1-й русской революции (первая мировая война и произошедшие в 1917 году Февральская и Октябрьская революции в России активизировали деятельность казахской национальной интеллигенции по защите прав коренного населения). Первые шаги по созданию казахской национальной партии были предприняты в период первой русской революции. Еще в конце 1905 года в г. Уральске был созван «делегатский съезд» представителей пяти областей Казахстана, на котором было принято предварительное решение о создании казахской национальной партии, на базе которой позже возникла партия «Алаш». После Октябрьской революции жизнь народа ухудшилась, политические силы были разрознены. В этих условиях лидеры казахского либеральнодемократического движения, учитывая быстро меняющуюся революционную ситуацию и прямо противоположные друг другу цели политических сил, приняли решение ускорить проведение общеказахского съезда.
В 1905 году АлиханБукейханов выступил на съезде земских и городских деятелей в Москве, где он высказался «о свободе в употреблении родного языка казахов». В мае 1906 года в Семипалатинске существовал национальный отдел партии народной свободы. Ее создание является одним из важных этапов в развитии движения Алаш, будущие деятели которого предприняли попытку организации самостоятельной политической структуры. Она получила название Казахской конституционно-демократической партии. 15 июня 1906 года АлиханаБукейханова избирают депутатом от семипалатинских казахов в первую российскую Государственную Думу, но в ее работе он не успевает поучаствовать. В Павлодаре он был арестован Омским генерал-губернатором. В Петербурге Букейханов оказался только накануне роспуска Государственной Думы. Вместе со 180 депутатами подписал «Выборгское обращение» против роспуска Государственной Думы. За это он был заключен в тюрьму и позже выслан в Самару.
После свержения самодержавия казахская интеллигенция полностью поддержав Временное правительство, активно участвовала в работе его органов на местах. 7 апреля 1917 года опубликовано постановление Временного правительства об организации Туркестанского комитета. Х.А.Габбасов был назначен членом Семипалатинской земской управы, а М.Тынышпаев комиссаром Семипалатинской области.
21-28 июня 1917 года проходил IВсеказахский съезд в Оренбурге. На этом съезде были высказаны предложения о создании автономии Казахстана в составе Российской федеративной демократической парламентской республики, а также организации отдельной политической партии. Название «Алаш» предложил юрист Ж. Досмухамедов. Газета «Казах» стала печатным органом партии. 21 ноября 1917 года на страницах газеты «Казах» напечатан проект программы партии «Алаш».Этот проект был попыткой определить оптимальный вариант развития Казахстана и носил демократический характер. В городе Семипалатинске был организован Временный комитет «Алаш», в
состав которого вошли 11 человек во главе с ХалеломГаббасовым. К переломным событиям осени 1917 года движение «Алаш» пришло через многотрудные этапы рождения, поиска и выработки программных основ, накопления разнообразного опыта защиты народных интересов в условиях царского самодержавия и относительной демократии после февраля 1917 года.
После октябрьского переворота, на IIВсеказахском съезде, проходившем с 5 по 12 декабря 1917 года в Оренбурге, партии «Алаш» пришлось взять на себя функции правительства. На съезде был организован временный народный совет Алаш-Орда, состоявший из 25 представителей. В состав правительства вошло 15 членов. Председателем Совета был избран АлиханБукейханов. Установление Советской власти в Семипалатинске произошло насильственным путем. В Заречной слободе города основную массу составляли казахи и татары, занимавшиеся в основном торговлей и поставками кожевенного сырья. Во время мусульманских праздников – Рамазан в июне 1917 года казахи на собраниях и митингах постановили открыть самостоятельную городскую Думу, объявив, таким образом, об отделении Заречной слободы от Семипалатинска. В это же время слобода была переименована в город Алаш. 2 февраля здесь проходит митинг, на котором мнения жителей относительно статуса города Алаш резко разделились. Русское население требовало ликвидировать Алашскую городскую Управу, разогнать казахскую милицию, а казахи настаивали на обратном. Положение в городе усугублялось тем, что городские власти не понимали, как вести себя в создавшейся ситуации. Когда начались военные действия против Советской власти, в городе Алаш началось формирование казахской военной организации. Отказываясь признать советскую власть, Алаш-Орда вынуждена была опираться на реальную военную силу в крае – казачью армию генерала А.Н.Дутова.
Лидеры «Алаша» и вся партия в целом не приняли Октябрьскую революцию. Они объединились под лозунгом «Освобождение казахского народа из-под колониального ига!». Еще задолго до Октябрьского переворота лидеры казахского либерально-демократического движения широко пропагандировали свои программы по социально-экономическому и политическому развитию Казахстана. 21 ноября 1917 года в газете «Казах» был опубликован проект программы партии «Алаш». Проект программы состоял из десяти пунктов: государственное устройство, местная свобода, основное право, религия, власть и суд, защита народа, налоги, рабочий вопрос, развитие науки и просвещения, земельный вопрос. Целью партии «Алаш» стало воссоздание национального государства казахов, распавшегося в XVIII-ХІХ веках, введение института президентства.
4 ноября 1918 года Сибирское правительство официально объявило о неспособности поддерживать казахскую автономию. Несмотря на амнистию алашординцам в 1919 году, последовали репрессии. В 1929 году были арестованы 42 участника движения Алаш–Орды и отправлены на каторжные работы. В 1937 году многих из них расстреляли. Лидеры движения «Алаш» в разное время печатались во многих изданиях: «Серке», «Айкап», «Сары-Арка», выходил литературный журнал «Абай». Лидеры движения «Алаш» в своих работах и выступлениях всегда подчеркивали ярко выраженный антиколониальный, общедемократический характер политической, просветительской
работы национальной интеллигенции. Национальные, а не классовые мотивы являются главными в борьбе казахского народа, считали А.Букейханов и А.Байтурсынов. Лидеры Алашского движения оставались принципиальными противниками большевистских форм и методов переустройства Казахстана на социалистический лад.
Руководителями национально-освободительного движения были А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Тынышпаев, М.Дулатов, Ж.Акбаев, Х.Габбассов, Р.Марсеков, А.Турлыбаев и многие другие. В то время представители казахской интеллигенции обучались в учебных заведениях Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Томска, Киева, учительских семинарий и других учебных заведений Оренбурга, Омска и других городов. Среди них есть выпускники, кто обучался и за границей, это А.Гайсин, С.Шанов, Д.Келбаев, М.Турганбаев, А.Машаев. Протесты против политики Царской России выражались тогда в петиционных акциях, в которых высказывались основные политические и социально-экономические требования казахов. Наиболее известной была петиция, подписанная на Кояндинской ярмарке жителямиКаркаралинского уезда Семипалатинской области в количестве 14,5 тыс. человек. Ее составителями былиА.Букейханов, А.Байтурсынов, Ж.Акбаев, М.Дулатов, М.Бекетов. В ней были выдвинуты требования о признании за казахами права собственности на землю, где они проживали; введение обучения на казахском языке в школах, наряду с русским; исполнение религиозных обрядов согласно мусульманской вере; введению судопроизводства на казахском языке и другие. Авторов петиции подвергли гонениям, а также к тюремным заключениям.
Проекты партии “Алаш” предусматривали следущее: 1)Форма государства. Во главе правительства будет президент, избираемый по желанию Учредительного собрания и Государственной Думы на определенный срок. Президент будет управлять народом с помощью министров, эти министры будут ответственными перед Учредительным собранием и Государственной Думой. Депутаты будут избираться на всеобщих, равных, прямых и тайных выборах. В отношении выборов не будут иметь значение происхождение, религия, пол. Только Государственная Дума будет принимать закон. Государственная Дума будет надзирать над правительством, расследование дела и право запроса также будут у Государственной Думы.Государственным налогом не будут облагаться без Государственной Думы.
2)Свобода на местах. Области, населенные казахами, объединятся в целое, будут само-управляться и станут одним из членов Федерации Российской республики. Казахская автономия, если удастся, будет пока вместе с дружественными народами. Как бы то ни было, принять современное земство.
3)Основные права. Свобода собрания, создания организации, слова, выпуска газет, издания книг; государственные служащие без разрешения хозяина не должны входить в чье-либо жилище; государственные служащие никого не должны задерживать без законных оснований; без судебного рассмотрения и вынесения решения не лишать свободы; если человек, совершивший преступление в местности, где имеется судья, в течение 24 часов, где нет судьи, не позже одной недели будет передан судье и арестован, будет арестовываться приговором судьи.
4)Религиозное дело. Религиозное дело должно быть отделено от государственного дела. Всем существующим религиям равные права. Свобода религии. Свобода вхождения и выхода.
5)Правосудие и суд. У каждого народа правосудие и суд учреждаются сообразно условиям жизни. Бий и судья должны знать язык местного населения. В смешанных местах судебное расследование - проверка и решение должны осуществляться на языке большинства местного населения. Бии и судьи не должны освобождаться от должности без расследования. В сфере правосудия и суда все люди будут равны; после Бога всесильными являются бии и судьи, кто бы то ни был должен подчиняться их решению. Вынесенное решение должно исполняться немедленно. Преступления, за которые предусматривается суровое наказание, будут рассматриваться судом присяжных. В местности, где казахов большинство, языком суда будет казахский язык. Присяжные будут подбираться из казахов. В аулах и волостях, в степи правосудие и суд осуществляются на основе правил ереже, одобряемого населением.
6)Защита страны. Для защиты страны войска не сохранятся в современном виде. Молодые люди призывного возраста будут обучаться на месте проживания, там же служить: при создании воинские группы делятся по родственным группам. Воинские обязанности казахи будут выполнять в конной милиции.
7)Налог. Налог устанавливается справедливым путем с учетом скота - состояния, доходов: богатому как на богатого, бедняку как на бедного.
8)Рабочие. Рабочие будут находиться под защитой закона. На казахской земле заводов и фабрик мало, поэтому мало рабочих-казахов.
9)Наука, обучение знанию. Двери учебных заведений открыты для каждого и будет бесплатным распространение всеобщего обучения среди населения. В начальных школах будут обучаться на родном языке; казахи откроют среднюю школу, университет на своем языке, дело обучения будет самостоятельным, в автономной форме; правительство не будет вмешиваться в процесс обучения; учителя, профессора будут набираться путем самовыборов; в стране откроются библиотеки.
10)Земельный вопрос. При разработке основного закона Учредительное собрание должно установить, что земельная доля будет выделена сначала местному населению; пока казахи не получат земельную долю в населенных ими местах и не обустроятся (на казахские земли), крестьяне-переселенцы не должны прибывать и многое другое.