Билет:Казахстан в начале ХХв. Первая русская революция 1905 года в Крае.

Билет:Казахстан в начале ХХв. Первая русская революция 1905 года в Крае.

В январе 1905 года в России разразилась революция, вести о которой в скором времени достигли Казахстана. Поскольку Казахстан еще в 19 веке стал местом ссылки неблагонадежных из России, то в начале ХХ века существовало несколько марксистских кружков, которые оказали заметное влияние на рост рабочего движения.

Летом 1905 года на Кояндинской ярмарке в Каркаралинске состоялся съезд лидеров национально-освободительного движения. По инициативе Ахмета Байтурсынова, Алихана Букейханова была составлена и отправлена на имя царя петиция от казахского населения, содержавшая важнейшие программные пункты, вошедшие в последствии в программу партии Алаш. Содержались в ней требования свободы совести, организации обучения населения на родном языке, отказа от переселенческой политики, пересмотра «Степного положения», законодательное закрепление права казахов вести гражданское и судебное делопроизводство на родном языке.

В мае и июне произошли волнения среди железнодорожников Перовска,на станциях Джусулы.В июне 1905 года выступили железнодорожники Уральска ,рабочие 1905 года выступили железнодорожники Уральска ,рабочие типографии,в августе забастовали рабочие депо Перовска.Они требовали сокращения рабочего дня ,повышения заработной платы.

Самая крупная забастовка произошла на Успенском руднике Акмолинской области.Твориением революционно настроенных рабочих стал Русско-киргизский союз борьбы против капитала.

В петиции 1905 года в основном были экономические требования:повышения заработной платы,снижение цен на продукты,улучшение жилищных условий.Под напором революции в октябре 1905 года царь объявил о созыве нового законодательного органа – Государственной думы (Манифест от 17 октября 1905г.). Началась активная избирательная кампания. От Казахстана в нее было избрано девять депутатов: четыре от казахского населения и пять от русского населения. Главным вопросом Думы стал земельный, обсуждение его привело к разгону 1 Государственной думы царем Николаем II. Несогласные с подобным решением царя, депутаты собрались недалеко от Петербурга, в Выборге, где составили обращение ко всем гражданам России. Казахам было предоставлено право избрания депутатов в Государственную думу России.В состав 1 думы были избраны депутаты Бокейханов,Биримжанов.Во 2ю думу Тынышпаев,Каратаев,Нурекенов.Казахские депутаты использовали государственную думу для оказания влияния на имперскую политику в решении земельного вопроса.Они выступали за новую аграрную реформу,пересмотр переселенческой политики.Каратаев в 1907 году прочитал доклад об отрицательном влиянии переселения на хозяйство казахов.С трибуны казахов он заявил,что казахи поддерживают любое российское движение,выступающее за конфискацию частных земель для удовлетворения крестьянского земельного голода.После этого было произведено изменение в избирательный закон в июне 1907 года,по которому народы Средней Азии и Сибири были лишены депутатских мест в Государственной думе.Бокейханов предложил неповиноваться в знак протеста против разгона думы,за что был осужден и заключен в Омскую тюрьму.

Создание казахской советской государственности (1920-1936 гг.). Образование КАССР и Казахской Советской Социалистической Республики.

ВАРИАНТ:ДЕКАБРЬСКИЕ СОБЫТИЯ 1986 ГОДА

Декабрьские события в Алма-Ате, известные также как Декабрьское восстание — выступления казахской молодёжи, произошедшие 17—18 декабря 1986 года в Алма-Ате, бывшей в то время столицей Казахской ССР, принявшие форму массовых протестов и народных восстаний против коммунистической власти. Волнения начались из-за решения Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва о снятии с должности первого секретаря компартии Казахстана Динмухамеда Кунаева и замене его на ранее никогда не работавшего в Казахстане Геннадия Колбина, первого секретаря Ульяновского обкома партии. Утром 17 декабря участники мирного митинга требовали назначить на должность главы республики представителя коренного населения

К полудню 17 декабря на площади им. Л.Брежнего демонстрантов было около 5 тыс. Демонстрация была подавлена силой, с применением саперных лопат, служебных собак, брандспойтов (18 декабря).

В дальнейшем, Митинги и демонстрация протеста прошли также в Джезказгане, Павлодаре, Караганде и в других городах. По официальным данным, около 900 студентов были отчислены из институтов, уволены с работы 320 участников событий, исключены из рядов КПСС – 50, из ВЛКСМ- 750. Общее количество задержанных составляло 8500 человек, под 100 человек были осуждены к различным срокам лишения свободы.

25 декабря 1986 года на заседании Политбюро ЦК КПСС, произошедшее было оценено как «факты проявления национализма». Рассматривать данные выступления стоит как резко националистические, так как во время демонстрации, митингующие держали в руках плакаты с лозунгами «Нам нужен руководитель — казах!», «Хватит диктовать!», и портреты Ленина. Декабрьские события следует рассматривать как политический акт, а не националистический.

В мае 1990 года Политбюро ЦК КПСС приняло постановление, в котором было признано, что проявление казахского национализма является ошибочным.

Декабрьские события 1986 года имеют важное значение, они стали катализатором демократизации политической жизни.

Политический кризис в СССР отразился на обстановке Казахстана. Период с декабря 1986 года по июнь 1989 года- время пребывания на посту первого секретаря ЦК КПСС Г. Колбина, ознаменовался рядом мер откровенно популистского характера. Они были призваны сгладить тяжелое впечатление, оставшееся у общественности республики после декабрьских событий 1986 года.

Была проведена крупная кадровая чистка партийного аппарата, начиная с ЦК, прием в вузы начал осуществляться со строгим учетом процентного соотношения казахов и не казахов.

Была принята и широко разрекламирована государственная программа по строительству жилья «Жилье-91», которая предусматривала ликвидацию жилищной проблемы в Казахстане к 1991 году. Вставшие в полный рост проблемы межнациональных отношений решалась путем создания при Советах народных депутатов, начиная с Верховного и заканчивая сельскими, отделов по проблемам межнациональных отношений. Этот период наивных надежд и громких обещаний, типичных для этого этапа перестройки, завершился летом 1989 года, когда Пленум ЦК КПСС избрал первым секретарем ЦК КПСС Н.Назарбаева.

Билет:Декларация о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики от 25 октября 1990 г., Закон “Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики” от 10 декабря 1991 г.

В конце восьмидесятых годов прошлого столетия политическая ситуация в СССР стремительно развивалась в сторону его распада. При этом во второй половине 1990 года почти всеми союзными республиками были приняты декларации о суверенитете. Некоторые из них успели объявить себя и независимыми государствами. Но, в начале 1990-х годов в Казахстане продолжала действовать Конституция Казахской ССР 1978 года, которая содержала положения, носившие декларативный характер. В условиях быстрого развития ситуации в СССР в 1990 году появилась необходимость принятия совершенно нового законодательного акта, закрепляющего суверенные права Казахстана.

Наша страна приняла Декларацию о государственном суверенитете одной из последних среди республик, входящих в СССР в 25 октября 1990 года. Необходимо отметить, что, несмотря на отрицательную реакцию союзного центра по поводу разработки данной Декларации, принятие этого важного политико-правового документа в истории Казахстана и его последующее восприятие прошло сравнительно легко, без каких-либо политических конфликтов и кровавых столкновений. Имперские силы восприняли Декларацию как неизбежный процесс, который уже нельзя было остановить. Но все же обсуждение текста Декларации “О государственном суверенитете Казахской ССР” вызвало много дискуссий и споров, особенно среди депутатов Верховного Совета Казахской ССР. Некоторые депутаты выступали с заявлениями, что проект Декларации готовился келейно, узким кругом лиц, предъявляли необоснованные претензии к процедуре обсуждения проекта Декларации на заседаниях Верховного Совета, заявляя, что проект Декларации не обсуждался в комитетах и комиссиях Верховного Совета. Много споров среди депутатов вызвали вопросы регулирования миграции и собственности, права республики на собственные внутренние войска, органы государственной безопасности и внутренних дел. Часто дискутировались вопросы вокруг языка — вносились предложения ввести в текст Декларации положения о придании статуса государственного двум языках — казахскому и русскому, несмотря на Конституцию Казахской ССР и принятый ранее Закон Казахской ССР “О языках”, где государственным языком признан казахский, а русскому языку придан статус языка межнационального общения.
Принятие Декларации стало поворотным моментом в жизни народов Казахстана, определив первостепенную задачу государства — создание достойных и равных условий жизни для всех граждан республики. Этот политико-правовой документ положил начало созданию правовой основы для перехода на качественно новый этап обеспечения реальных прав и свобод граждан. Декларация открыла перспективы для выхода Казахстана на прямые контакты с внешним миром. Как суверенное государство, Казахстан приобрел право выступать самостоятельным субъектом международных отношений, определять внешнюю политику в своих интересах, обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами, участвовать в деятельности международных организаций.
Президент стал главой исполнительной власти, Совет Министров был преобразован в Кабинет Министров. Был учрежден пост вице-президента страны. Произошло объединение аппаратов Главы государства и Совета Министров страны в единый аппарат Президента и Кабинета Министров Казахской ССР.

В Декларации 25 октября 1990 года была закреплена неделимость и неприкосновенность территории Казахстана, страна была определена как субъект международного права. Объявление исключительной собственности республики на все природные ресурсы, экономический и научно-технический потенциал позволяло Казахстану проводить самостоятельную экономическую политику. Декларация стала базовым основополагающим законодательным актом, с которого начался этап дальнейшего развития государственно-правовой системы страны.

Одной из важнейших задач государственности Казахской ССР было возрождение и развитие самобытной культуры, традиций, языка и укрепление национального достоинства казахской нации и других национальностей, проживающих в Казахстане.

Огромное значение Декларации “О государственном суверенитете Казахской ССР” можно определить тем, что впервые на самом высшем государственном уровне было провозглашено мировому сообществу, что государственная власть в стране обладает независимостью, верховенством и самостоятельностью, и что республика самостоятельно решает все вопросы, связанные с политическим, экономическим, социальным и национально-культурным строительством страны.

Но, как отметил Президент Нурсултан Назарбаев в книге «Пять лет независимости», «Декларация - это лишь намерение, не более того». Для того, чтобы реально приступить к созданию подлинно суверенного государства, необходим был более основательный документ. И такой документ был принят - Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан». Название республики было изменено Законом «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики», подписанным Н.Назарбаевым 10 декабря

32. создание неформальных движений.

Разочарование политикой перестройки, не оправдавшиеся ожидания быстрых позитивных перемен вызвали активизацию рабочего движения, которое становилось все более неуправляемым, выражая подчас открытое недовольство политикой официальных (т.е. впрямую подчиненных партии) профсоюзов. Такая ситуация породила процесс создания независимых профсоюзных структур. В 1989 г. одним из первых в СССР создается Казахстанский независимый профсоюз "Бирлик"

Таким образом, в рассматриваемый период в Казахстане начинает создаваться неформальное движение. Только с ноября 1989 г. по март 1990 г. В его рамках насчитывалось 103 общественных движения, партия, объединения и группы. В обществе формировался разнообразный спектр социально-политических сил. социальная база движения была в принципе однородной.

Однородность социальной структуры общества, полное отсутствие среднего класса-главного востребователя демократических прав и свобод-объясняют, почему в Казахстане в тот период не имели сколько-нибудь массовой поддержки движения и партии ярко обозначенной демократической направленности.

B рассматриваемый период Коммунистическая партия (на 1января Компартия Казахстана насчитывала в своих рядах 797 931 члена) продолжала отстаивать свою претензию на роль единственно "руководящей и направляющей силы общества" Проведенные в начале 1990 г. социологические опросы в городах СССР, в том числе в Алма-Ате выявили, что только 17% респондентов верят в способность КПСС возглавить перестройку общества и обеспечить ее успех. Подобные настроения нарастали и в рядах самих членов партии. Так, в октябре 1989 г. в Алма-Ате был создан городской клуб избирателей "Кенес", инициаторами которого стали члены партии С.Абдрахманов, В. Мезенцев и др. На заседаниях этого клуба звучала критика КПСС, выдвигались требования ее глубокого реформирования. Однако состоявшаяся в середине 1988г.Всесоюзная конференция КПСС, а затем съезд партии обнаружили полную несостоятельность партии к самообновлению и реформированию. Критика и оппозиция к ней со стороны общества обрели необратимый характер Разнообразный спектр общественно-политических движений выстраивался и в других республиках советской Центральной Азии.

Билет 41

Конституция РК 1993,1995

Первая Конституция Республики Казахстан была принята 28 января 1993 года, она состояла из 4 разделов, 21 главы. Конституция провозглашала межнациональное согласие в стране при главенстве казахской нации, закрепляла права и в равной степени обязанности человека. По Конституции, государственным языком в республике являлся казахский язык, а русский язык получил статус языка межнационального общения.

В Конституции 1993 года не была четко определена форма правления. Казахстан провозглашался республикой, но не уточнялось какой именно. В это время страна одновременно имела признаки как президентской, так и парламентской республики

Таким образом, казахстанская модель политической системы в своем развитии прошла в первой половине 1990-х годов три этапа. На первом этапе (март 1990 года - ноябрь 1991 года) идет становление парламентской республики. На втором этапе (с декабря 1991 года по январь 1993 года) формируется полупрезидентская республика. На третьем этапе (с января 1993 года по март 1995 года) проявляются черты как парламентской, так и президентской (особенно с декабря 1993 года) республики.

30 августа 1995 года во всенародном референдуме приняли участие 212 773 граждан, или 81,14% электората. В итоге за новую Конституцию Республики проголосовало 89% участников референдума. По Конституции Республика Казахстан является демократическим, светским, унитарным, социально-правовым государством. По существу, Казахстан стал государством с президентской формой правления. Конституция установила демократические принципы разделения власти в республике на законодательную, исполнительную и судебную ветви, Впервые в Конституцию было введено понятие «Парламент» как демократический институт Парламент был признан высшим полномочным органом, осуществляющим законодательную деятельность Республики Казахстан. По Конституции 1995 года Парламент состоит из двух постоянно действующих палат: Сената и Мажилиса. Полномочия Сената - 6 лет, Мажилиса - 5 лет. Верхняя палата Парламента - Сенат является связующим звеном между Главой

государства и нижней палатой - Мажилисом, которая, в свою очередь особое внимание уделяет требованиям народа. В Сенат избираются по два представителя от каждой области, городов, имеющих республиканское значение, столицы Республики Казахстан. 7 депутатов Сената назначает Президент, учитывая национально-культурные интересы общества. Мажилис состоит из 67 депутатов, прямо избираемых в округах. Выборы в Сенат и Мажилис Парламента первого созыва состоялись 9 декабря 1995 года. 10 января 1999 года состоялись общенациональные президентские выборы. Впервые в истории независимого Казахстана Президент был избран на альтернативной основе. По результатам выборов, Н.А. Назарбаев набрал 79,78% голосов избирателей, а представитель оппозиции (Коммунистическая партия) С.А

42. Н.А Назарбаев- Первый президент Республики Казахстан

Билет:Казахстан в начале ХХв. Первая русская революция 1905 года в Крае. - student2.ru Нурсултан Абишевич Назарбаев — первый и единственный президент Казахской ССР (с 24 апреля 1990 года). Первый президент Республики Казахстан с 10 декабря 1991 года. В 1984—1989 председатель Совета Министров Казахской ССР, в 1989—1991 Первый секретарь ЦК Компартии Казахстана. Носитель титула «Лидер Нации» (каз. Елбасы).

Президент Н.А.Назарбаев на данный момент является лидером нашей республики. Политическая фигура Президента Нурсултана Назарбаева олицетворяет собой единственный авторитет и конечную инстанцию, которая признается практически всеми слоями и группами населения. Спецификой развития ситуации в постсоветских республиках стало то, что здесь зачастую под конкретного президента выстраивалась вся конструкция политической власти. Устоявшейся точкой зрения является и то, что формирование сильной президентской республики в Казахстане связывается, прежде всего, с личностью Н.А.Назарбаева, по-настоящему сильного, популярного и харизматического лидера, действующего адекватно вызовам времени. Феномен Н.А.Назарбаева исследователи связывают, прежде всего, с заслугами в осуществлении коренных реформ, особенностями политической ситуации в республике, ментальными и психологическими особенностями населения Казахстана. Основные вехи политической биографии первого Президента, так или иначе, отражают собой основные этапы становления независимого Казахстана и, в частности, развития и укрепления института президентства, как ведущей политической силы нашего государства. Впервые на должность Президента страны Н. А. Назарбаев был избран Верховным Советом тогда еще в КазССР, но исторические события развивались, и политическое время потребовало придания нового статуса Президенту республики. Если первый президентский мандат Н. А. Назарбаев получил от Верховного Совета, который в целом представлял собой орган политической власти, испытывающей тяжелейший политический кризис, то свой последний срок президентских полномочий Н. А. Назарбаев получил непосредственно в результате проведенных всенародных альтернативных выборов главы государства.На фоне тех реформ, которые проводятся по инициативе нашего Президента, можно сделать вывод о том, что глава государства полностью осознает, что в Казахстане институт президентства полностью персонифицирован. В лице Президента соединились личность и юридический статус. Исходя из этого, Н. А. Назарбаеву следует отдать должное, ведь процесс усиления полномочий данного института идет одновременно с всеобщей демократизацией общества. Вместе с возрастающей ролью института президентства в процессе суверенизации Казахстана значительно усилилась роль таких политических институтов, как парламент и политические партии. Кроме того, в Конституции ясно оговорена система сдержек и противовесов, которая является препятствием для авторитаризма. C введением и последующим укреплением института президентства в уже независимом Казахстане происходят реальные изменения в плане демократизации избирательной системы, причем их непосредственным инициатором явился сам глава государства. Началом этих изменений можно считать успешное проведение прямых выборов президента в декабре 1991года, в значительной степени повлиявших на дальнейшее реформирование всей избирательной системы.

В Послании народу Казахстана от 30 сентября 1998 г. Президент отметил, что были силы, толкавшие его на установление авторитаризма, однако, как отметил глава государства, «вопрос состоит в моем искреннем убеждении, что любой авторитаризм в Казахстане - это путь в никуда». Президент Н. А. Назарбаев неоднократно подтверждал свою приверженность к формированию демократии в нашем государстве. Так, в своем выступлении на совместном заседании палат парламента 31 марта 1999 года в г. Астана Президент четко определил, что, «заручившись новым мандатом избирателей, я посвящаю новый срок пребывания на президентском посту тому, чтобы сделать нашу демократию не только набором звонких лозунгов». Нельзя не признать того, что во многом сама личность Президента является неким стабилизирующим компонентом казахстанской политической системы. Власть Президента и то, что направлено на ее укрепление, в динамике событий доказывает, что данные меры являются основными факторами демократизации и стабилизации общества в процессе перехода к демократии. Одной из немаловажных заслуг Президента является то, что процесс построения демократии в нашем государстве имеет последовательный логический характер. Председательство Казахстана в ОБСЕ стала подтверждением эффективного функционирования института президентства в процессе укрепления демократии и непосредственно сама личность Президента Назарбаева, политическая фигура которого, бесспорно, является символом единства народов Республики Казахстан.

Народ Казахстана в подавляющем большинстве своем видит в Президенте Назарбаеве человека и Лидера, без которого республика просто могла бы не состояться.

. Абдильдин- 11,7% голосов.

Билет 45

Государственные символы РК(герб флаг гимн)

4 июня 1992 года – произошло важное событие: были приняты Государственные символы Казахстана.

Важный атрибут государственной символики – герб, в переводе с немецкого языка означает «наследство» или «доля в наследстве». Как показывает мировой опыт, характерные особенности Герба отдельного государства позволяют отличать его от другого государства. Скажем, сакские племена эпохи раннего железа имели родовые тотемные знаки, позволявшие отличать их друг от друга. Тамга – означало особый знак, священный символ, родовая печать. За основу Герба были взяты, смотрящие в противоположные стороны, сказочные крылатые кониединороги, которые располагались на головном уборе «Золотого человека».

В последующие времена казахи использовали родо-племенные тамги.Тамги, имеющие различные геометрические формы, использовались в качестве гербов и печатей. Также тамги служили для обозначения родовой, племенной и частной собственности. У казахов до наших дней сохранился обычай метить животных тамгой.

Флаг – особый знак самобытности, независимости, государственности. Его история, насчитывающая 5 тысяч лет, начинается на Ближнем Востоке. По словам исследователей, самый древний флаг был найден на территории Ирана, на нем были изображены птицы, звери, лики богов. История голубого цвета флага Казахстана имеет связь с символикой Тюркского, Хазарского, Сельджукского каганатов, государства Тимуридов, Казахского ханства. На языке древних тюрок значение слово «көк» также соответствовало понятиям «восток», «восточный». Солнце на флаге Казахстана – древнейший космический символ, известный всем народам, означает источник жизни, свет. Древние тюрки, исповедовавшие тенгрианство поклонялись Голубому небу, Солнцу, Воде, Воздуху, Земле. Поэтому голубой цвет флага и символика отражают историческую преемственность народов, проживавших на территории Казахстана. Орел, изображенный на флаге, известен как символ власти и силы, поэтому этот геральдический знак, представлен на многих гербах и государственных эмблемах стран мира.

В 1991 году началась работа по подготовке Государственных символов Республики Казахстан. В начале 1992 года вышло Постановление Президиума

Верховного Совета о создании рабочей группы по подготовке новой государственной символики Республики Казахстан. В соответствии с ним была образована комиссия, в ее состав вошли такие известные деятели, как С.Абдильдин, С.Зиманов, С.Абдрахманов, Е.Шаймерденов и др. Также был объявлен конкурс проектов Герба, Флага, Гимна. В нем приняли участие многие представители творчества, талантливые поэты, композиторы, художники.

Гимн, олицетворяющий духовное единство, является еще одним важнейшим государственным символом. За годы независимости было принято два Гимна (1992,2006). Авторами текста первого Гимна были Т.Молдагалиев, М.Алимбаев, и композиторы М.Толебаев, Е.Брусиловский, Л.Хамиди Мелодия гимна советского периода осталась без изменений. Однако,Глава государства Н.А. Назарбаев поставил вопрос перед правительством о необходимости замены Гимна. В результате в январе 2006 года песня «Менің Қазақстаным» стала официальным Гимном

Песня была написана в 50е годы Ш.Калдаяковым и Ж.Нажимеденовым. Этот марш, сочиненный в годы освоения целины, создавался с целью пробуждения национальной гордости и духа казахского народа

Билет 47:Процессы демократизации казахстанского общества(1992-2016гг)

Одним из важнейших институциональных условий для становления и

эволюции внешней политики в сторону открытости, эффективности и

зрелости является демократизация общества, всех аспектов государственной

деятельности. Именно демократия считается наилучшим методом построения

стабильного и бесконфликтного общества, идущего не отставая от всей современности. Казахстан в первые годы своей независимости сделал исторический выбор в

пользу строительства демократического государства, и до сих пор руководство

Республики следует данному выбору. Сегодня заслуживает внимания такая

демократическая модель, которая способна обеспечить общественный и

экономический прогресс с учетом национальных и культурных особенностей

страны. Президент страны Н.А. Назарбаев изначально был нацелен на

комплексный подход при этом учитывая построения демократий как западных,

так и восточноазиатских стран. Подобный ориентир, учитывая весь мировой

опыт и собственные реалии развития, позволил руководству Республики найти

оптимальную модель демократизации.

Процесс демократизации казахстанского общества, несмотря на

непродолжительность сроков становления, имеет четко очерченные этапы преобразования. В своем выступлении Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев

на совместном заседании Палат Парламента Республики Казахстан 16 мая

2007 года дал демократизации в РК 3 этапа:На

первом этапе - с 1991 года по 1995 год – с момента реальной независимости до

принятия Конституции суверенного Казахстана государство сосредоточилось на

преодолении дезинтеграционных процессов, формировании фундамента

казахстанской государственности, переходе от диктата однопартийности к

политическому плюрализму, создании основ демократического развития.Их

принцип - сначала экономика, а потом политика - полностью оправдал себя. На втором этапе - с 1995 по 2000 год - их основной заботой стало

создание и укрепление современных демократических институтов,

формирование новой политической культуры на основе Конституции,

принятой народом на референдуме в 1995 году.

Третий этап - с 2001 по 2006 год - стал убедительным доказательством

правоты стратегии. За этот период мы обеспечили социально-

экономический прорыв и стали региональным лидером. Состоялась и наша

государственность.

Созданию правильного напрваления для образования и функционирования

партий и движений и, соответственно, дальнейшего развития партийной

системы страны способствовало принятие в 1995 году Конституции

Республики Казахстан и в 1996 году законов Республики Казахстан "Об

общественных объединениях" и "О политических партиях". Благодаря новой

Конституции в стране были заложены фундаментальные основы новой

государственности, сформирована единая государственная власть, способная

регулировать и направлять общественное развитие.

Одним из основополагающих документов, обозначившим основные

векторы реформирования, стала развернутая и всесторонняя программа

демократизации и политических реформ в Казахстане, предложенная

Президентом Н. Назарбаевым в Послании народу Казахстана.Основу

политической реформы в Казахстане с этого момента составили семь

основополагающих элементов демократизации и политической

либерализации.

Во-первых,основы казахстанской демократии должны составить свободные и справедливые выборы.Для того чтобы достичь этой цели,было предложено уменшить или отменить вступительных взносов для кандидатов и снять требование обязательного участия не менее 50 процентов избирателей. народной общественности.

Во-вторых, было провозглашено усиление роли партий в

политической системе страны – чтобы граждане стали полноправными

участниками политического процесса, было предложено ввести

представителей партий в новый состав Мажилиса и воспитывать

парламентских лидеров.

Третьим основным направлением демократизации в Казахстане было

объявлено усиление роли парламента страны, устойчивости и

преемственности власти в Казахстане. В этих целях было законодательно

закреплено решение, что в случае досрочного освобождения или отрешения от

должности, а также в случае смерти Президента Республики исполнение

обязанностей Президента на оставшийся срок полномочий переходит к

председателю Сената. При невозможности председателя Сената принять на

себя исполнение обязанностей Президента они переходят к председателю

Мажилиса.

В целях усиления роли парламента Премьер-Министр и члены

Правительства должны быть ответственны перед парламентом, на регулярной

основе выступать перед депутатами и комиссиями. Помимо этого, в

комиссиях Сената и Мажилиса обсуждаются кандидатуры отдельных членов

правительства и послов. Также была введена норма о том, что парламент 80

процентами голосов каждой из палат может вносить изменения в

Конституцию, которые должны получить одобрение на референдуме.

В качестве четвертого ключевого элемента демократизации было

выдвинуто укрепление роли неправительственных организаций в

строительстве гражданского общества. Было предложено упростить порядок

регистрации и надзора за деятельностью НПО.

Пятым направлением стало обеспечение независимости судебной

системы.

Шестым – создание условий для развития свободных и независимых

СМИ. Для устранения существующих препятствий на пути свободной прессы

в стране было предложено приватизировать ряд государственных средств

массовой информации.

Седьмым – повышение роли женщин в жизни общества. Именно тогда

появилось предложение создать специальную комиссию по проблемам женщин

Билет 53

С первых дней возрождения государственности Казахстан привержен принципам укрепления между­народной безопасности и климата доверия, развития политического и экономического сотрудничества.

Республика выступает за создание эффективных и взаимоприемлемых систем безопасности, что проявилось в деятельности Казахстана в рамках СНГ, в Центрально-азиатском регионе, в его инициативе по созданию структур безопасности в Азии. Учитывая геостратегическое положение Казахстана, его безопасность не связана напрямую с членством в НАТО. Активизация военнополитического сотрудниче­ства стран Западной и Восточной Европы, и стран бывшего СССР должна служить делу укрепления международной безопасности во всем регионе ОБСЕ. Именно с этой точки зрения Казахстан рассматри­вает свое сотрудничество с НАТО.

2 марта 1992 года на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций Республика Казахстан была единогласно принята в члены ООН.

Первым форумом, в котором казахстанская делегация приняла участие в качестве полноправного члена ООН, стала 47-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН, проходившая осенью 1992 года. На этой сессии с развернутой речью о международной политике Казахстана выступил Президент Н. А. Назарбаев.

Начиная со вступления в ЮНЕСКО 22 мая 1992 года, Казахстан проводит активную политику укрепления сотрудничества с этой международной организацией и взаимодействия в ее рамках с другими государствами. За это время Республика Казахстан стала участником одиннадцати международных конвенций, заключенных под эгидой ЮНЕСКО (Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, Всемирная конвенция об авторском праве, Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта и др.).

Шанхайская организация сотрудничества или ШОС является евразийской политической, экономической и военной организацией, которая была основана в 2001 году в Шанхае лидерами Китая, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны были членами Шанхайской пятерки, основанной в 1996 году; после включения Узбекистана в 2001 году, страны-члены переименовали организацию.

Шанхайская пятерка была первоначально создана 26 апреля 1996 с подписанием Договора об углублении военного доверия в приграничных районах в Шанхае главами государств Казахстана, Китайской Народной Республики, Кыргызстана, России и Таджикистана. 24 апреля 1997 года те же страны подписали Договор о сокращении вооруженных сил в районе границы на встрече в Москве.

Последующие ежегодные саммиты Шанхайской пятерки группы прошли в Алма-Ате (Казахстан) в 1998 году, в Бишкеке (Кыргызстан) в 1999 году и в Душанбе (Таджикистан) в 2000 году.

Итоговым событием председательства Казахстана стал Астанинский Саммит ОБСЕ, проведенный 1-2 декабря 2010 года после более чем десяти лет перерыва – предыдущая встреча на высшем уровне состоялась в Стамбуле в 1999 году.

БИЛЕТ 53: Сотрудничество Республики Казахстан в международных организациях

С обретением суверенитета республика столкнулась с необходимостью выработки и проведения собственной внешней политики.

Место и роль Казахстана в международных отношениях определяются его географическим, геополитическим и геоэкономическим положением и возможностями. Самое главное – это расположение Казахстана в районе стыковки путей, связывающих Европы и Азию. Ближайшие соседи нашей страны – Россия, Китай и исламские государства Средней Азии. Через территорию Казахстана в древности проходил легендарный Великий Шелковый путь. В связи с этим многие страны мира проявляют заинтересованность в установлении и развитии разносторонних связей с Казахстаном. Главный интерес – это природные богатства, огромные запасы полезных ископаемых. В целом по Казахстану ежегодно осваивается свыше 1,5 млрд. т. полезных ископаемых.

Мировое сообщество смотрит на Казахстан как на один из основных источников энергии в XXI в. Казахстан занимает ведущее место в мире по запасам нефти, газа, угля и урановых руд. Кроме того, сельское хозяйство республики производит достаточное количество зерна на экспорт. При определении основных направлений своей внешнеполитической деятельности руководство страны в первую очередь старается извлечь пользу из всех этих геополити

Наши рекомендации