Административный надзор: понятие, особенности

Административный надзор – особый вид государственной управленческой деятельности, осуществляемой специальными органами исполнительной власти в отношении организационно не подчиненных им органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка и привлечения виновных к административной ответственности.

Разграничение внешнего (надведомственного) контроля и административного надзора:

1) Содержание (органы внешнего контроля обладают более широкой компетенцией (включает проверку состояния дел подконтрольного объекта с точки зрения законности и целесообразности принимаемых решений); административный надзор связан с проверкой только законности действий объекта надзора).

2) Объем полномочий (контрольные полномочия связаны с вмешательством органов контроля в оперативно-хозяйственную деятельность подконтрольного объекта (при этом допускается возможность использования дисциплинарной власти – привлечение к дисциплинарной ответственности); органы административного надзора такими полномочиями не обладают (ограничиваются наблюдением, проверкой соблюдения определенных норм, общеобязательных правил, выявлением и пресечением правонарушений, привлечением виновных к административной ответственности)).

3) Объекты наблюдения и проверки.

Разновидности административного надзора:

а) в отношении неопределенного круга физических и юридических лиц независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности, не находящихся в подчинении органов надзора, за соблюдением ими определенных правил;

б) в отношении определенного круга граждан, должностных лиц, юридических лиц и по конкретным вопросам;

в) персонифицированный административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел в отношении некоторых граждан, освобожденных из мест лишения свободы.

Контрольные полномочия обычно касаются конкретных органов и их должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и не распространяются на граждан.

4) Субъекты, осуществляющие их (административный надзор (специализированные ведомства, государственные инспекции и надзоры, входящие в состав министерств и ведомств, иные специализированные надзорные органы (законченность организационного выделения субъектов данной деятельности в общей системе государственных органов исполнительной власти); органы внешнего контроля такого разнообразия не имеют).

5) Они реализуются в различных организационных и правовых формах:

а) организационно административный надзор – процесс последовательно осуществляемых стадий (предварительный (анализ информации об объекте, разработка и доведение до объекта норм, правил его функционирования); текущий (систематическое и непосредственное наблюдение, инспектирование, проверки); заключительный (анализ общего положения объекта надзора, выявление тенденций, разработка предложений);

б) правовые формы осуществления административного надзора (связан с оформлением и выдачей гражданам и юридическим лицам разрешений, лицензий, необходимых документов, позволяющих им реализовать свои субъективные права в определенной сфере государственного управления).

6) Особые методы их осуществления (основной метод административного надзора – непосредственное постоянное наблюдение за соответствующими объектами, проверка по заявлениям и жалобам, по собственной инициативе; методы внешнего контроля – проверка, обследование, ревизия, проведение экспертизы).

7) Административный надзор обычно связан с применением административного принуждения (надзорные органы используют административно-предупредительные меры, меры административного пресечения, меры административно-процессуального обеспечения, административные наказания (они являются одновременно органами административной юрисдикции)) (органы внешнего контроля таким объемом административно-принудительных полномочий не обладают).

Признаки административного надзора:

1) отсутствие организационной подчиненности субъектов надзора и поднадзорных объектов;

2) возможность оценки деятельности поднадзорных объектов только с точки зрения законности и по достаточно узкому кругу специальных вопросов;

3) невозможность вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность объекта надзора;

4) наличие специального объекта надзорной деятельности (норм, правил, требований, стандартов, содержащихся в нормативных актах, и их исполнение физическими и юридическими лицами);

5) возможность самостоятельного применения мер административного принуждения (в случаях обнаружения правонарушений или возникновения угроз безопасности различным объектам);

6) строгое ограничение данных мер принуждения правовыми рамками (наличием юрисдикционных полномочий).

Федеральные органы исполнительной власти, основной деятельностью которых является административный надзор (федеральные службы, инспекции в федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти, территориальные органы надзора).

2. Оборонно-промышленный комплекс.

Промышленность – важнейшая часть экономики страны, основа ее экономической мощи и обороноспособности (назначение промышленности – обеспечить н/х современными машинами, оборудованием и другой высокотехнологичной продукцией, выпуск пользующихся спросом качественных товаров для населения).

Понятие промышленности охватывает ряд отраслей (промышленный комплекс; оборонно-промышленный комплекс; топливно-энергетический комплекс; ядерно-энергетический комплекс; ядерный комплекс; оружейный комплекс и др.).

Важная форма организации управления промышленностью – создание ФПГ (действуют на основе ФЗ «О финансово-промышленных группах»»; формируются в целях объединения материальных и финансовых ресурсов ее участников (крупных предприятий, НИИ, КБ) для повышения конкурентоспособности и эффективности производства, создания рациональных технологических и кооперационных связей, увеличения экспортного потенциала, ускорения научно-технического прогресса и привлечения инвестиций).

Министерство промышленности и энергетики РФ (Минпромэнерго) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере промышленности, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов, а также в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспечения единства измерений, освоения месторождений полезных ископаемых на основе соглашений о разделе продукции, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства.

Минпромэнерго осуществляет функции федерального органа по техническому регулированию и уполномоченного органа по соглашениям о разделе продукции в отношении участков недр и месторождений всех видов полезных ископаемых.

Минпромэнерго осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении ФА по промышленности, ФА по техническому регулированию и метрологии, ФА по энергетике.

Минпромэнерго самостоятельно принимает НПА:

1) по вопросам, касающимся порядка, объема, форм и сроков предоставления информации для ведения сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса и уникальной стендовой испытательной базы, а также принятия решений о включении организаций в реестр и их исключения из реестра;

2) перечень взаимных поставок специальных комплектующих изделий и материальных ресурсов для изготовления продукции военного и гражданского назначения в рамках производственной кооперации государств – участников СНГ;

3) годовые и квартальные балансы по основным видам топлива, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов;

4) формы представления инвестиционных программ субъектов естественных монополий;

5) методику формирования контрольных цифр государственной поддержки угольной отрасли по направлениям финансирования;

6) нормативы удельного роста топлива, нормативы создания запасов топлива, нормативы технологических потерь электрической и тепловой энергии, углеводородного сырья;

7) правила учета газа, регистрации деклараций о соответствии продукции нормам технических регламентов, метрологические правила и нормы.

Федеральное агентство по промышленности (Роспром) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере машиностроения, металлургической, химической, нефтехимической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей, авиационной.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии.

Ростехрегулирование осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные организации (оно руководит деятельностью Государственной метрологической службы, Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, государственной службы справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов).

Билет 40.

1.Жалоба – это обращение граждан по поводу нарушения их субъективных прав и свобод.

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

- незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к к-либо ответств-ти.

Существуют 2 порядка рассмотрения и разрешения жалоб:

- административный;

- судебный.

Недостатком административного порядка рассмотрения жалоб является то, что они разрешаются заинтересованными органами исп. власти, как правило, в отсутствие жалобщика, и часто сотрудниками, не имеющими правовой подготовки. Поэтому обоснованные жалобы нередко остаются без удовлетворения, а виновные – безнаказанными.

Вот почему возникает необходимость разрешения жалоб в судебном порядке, при котором стороны в процессе равны, гражданин выступает не в роли просителя, а в качестве истца.

Суды общей юрисдикции рассматривают жалобы на любые действия, нарушающие права и св.граждан, кроме тех, проверка которых отнесена законодательством к компетенции Конституционного суда, и тех действий, в отношении которых предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу МСУ, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.

Вышестоящие субъекты обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или ответ не получен в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. По просьбе гражданина или по своей инициативе суд вправе приостановить исполнение обжалуемого действия.

Установленные сроки для обращения в суд с жалобой:

- 3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

- 1 месяц со дня получения гражданином письменного уведомления органа ИВ об отказе в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

2. Государственное управление в сфере миграционной политики

Миграция – естественный процесс в любом обществе и государстве (обусловлена потребностями людей, государственными интересами, связанными с поисками работы, семейными проблемами, социальными и природными катастрофами, климатом, развитием производительных сил, интересами обороны и безопасности государства).

Виды миграции (внутренняя (в пределах государства) и внешняя (межгосударственное перемещение)) (законная, легитимная, незаконная – государство вводит жесткие иммиграционные правила и осуществляет строгий контроль за их соблюдением).

Министерство внутренних дел РФ(МВД России – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции.

МВД РФ осуществляет свою деятельность через (главные управления МВД по федеральным округам; МВД, управления ВД субъектов РФ; УВД (ОВД) на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; УВД (ОВД) закрытых административно-территориальных образований, на особо важных и режимных объектах; органы управления внутренними войсками, соединениями и воинскими частями внутренних войск; представительства МВД за рубежом).

Основные задачи МВД РФ:

1) разработка общей стратегии государственной политики и совершенствование нормативного правового регулирования в установленной сфере деятельности; обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина; организация в пределах полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, предупреждение и пресечение административных правонарушений;

Обеспечение охраны общественного порядка и безопасности дорожного движения; организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия; организация государственной охраны имущества граждан и организаций; управление органами внутренних дел и внутренними войсками, организация их деятельности.

МВД РФ:

1) формирует на основе анализа состояния общественной безопасности и правопорядка основные направления государственной политики в указанной сфере;

2) организует и осуществляет оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую работу органов внутренних дел, осуществляет непосредственное руководство криминальной милицией и следственными подразделениями;

3) организует и осуществляет розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, призыва на военную службу, без вести пропавших, идентификацию неопознанных трупов, розыск похищенного имущества;

Федеральная миграционная служба(ФМС России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.

Основные задачи ФМС:

1) оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ (паспорта, заграничного паспорта), производство по делам о гражданстве РФ;

2) регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета российских граждан;

3) оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в РФ, проживания и временного пребывания в РФ, контроль и надзор за соблюдением ими иммиграционных правил, правил проживания и временного пребывания в РФ;

4) разработка и реализация мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, контроль и надзор в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в РФ и трудоустройства граждан РФ за пределами РФ;

5) исполнение законодательства РФ о беженцах и вынужденных переселенцах, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам;

Наши рекомендации