Управление в области финансов
Финансовая область - отношения, складывающиеся в процессе аккумуляции, распределения и использования государством денежных средств. Есть некое единство компонентов финансовой системы. Такими компонентами считаются кредитная и налоговая система, сегменты государственных финансов и рынков. Это деятельность планомерного образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурс) в целях обеспечения задач экономического, социально-культурного и экономического регулирования
Ст. 71 К РФ: ведение РФ в данной сфере, в т.ч. федеральные экономические службы, включая федеральные банки, бюджет, налоги и сборы и федеральные фонды регионального развития (все на федеральном уровне). НПА: Бюджетный кодекс РФ 31.07.1998 №145-ФЗ. В экономической и правовой литературе финансы рассматриваются в 2 аспектах: как общественные отношения в процессе кругооборота денежных средств; как самих денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач. ФП тяготеет ко второму пониманию, АП – к первому.
Звенья финансовой системы РФ: бюджетная система с входящими в неё государственными и местными бюджетами; внебюджетные целевые фонды; финансы предприятий, объединений, организаций и учреждений в народном хозяйстве; имущественное и личное страхование; банковский и государственный кредит. Финансовый институт – группа однородных общественных отношений, связанных по формам и методам аккумуляции и распределения денежных средств
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ
Минфин РФ занимается нормотворчеством, вырабатывает и реализует государственную политику в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности; государственного долга; аудиторской деятельности; бухгалтерского учета; производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней; в сфере таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров; инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии; проведения лотерей, азартных игр; производства и оборота защищенной полиграфической продукции и финансового обеспечения государственной службы
Положение о Минфине от 30.06.2004 №329 (постановлением Правительства). В ведение Минфина находится:
- ФНС, осуществляющая контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью их внесения в бюджете, а также платежей за оборот этилового спирта и спиртосодержащей алкогольной и табачной продукции (положение от 30.09.2004 №506)
- Росстрахбюджетнадзор (ФС финансового бюджетного надзора). Положение от 15.06.2004 №278. Она контролирует и надзирает за использованием средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, материальный ценностей федеральной собственности, валютными операциями, лицензирование, за соблюдением условий формирования и использования бюджетов субъектов и МСУ
- Федеральное Казначейство. Имеет права ФС. Положение от 01.12.2004 №703. Контроль и надзор за сбором доходов бюджетов, за получателями сумм из бюджетов, контроль за операциями над средствами федерального бюджета, соблюдение денежных обязательств федерального бюджета
В непосредственном ведение Правительства находятся ФС по финансовым рынкам (ФСФР России). Осуществляет нормотворчество в вверенной сфере + контроль и надзор в сфере финансовых рынков, за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности; проводит эмиссию ценных бумаг, занимается саморегулируемыми организациями, контролирует депозитарии.
ФС по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) находится в ведение Правительства, раньше была у Минфина. Положение от 23.06.2004 №307
Билет 14
1. Предприятие можно отнести к коммерческим, а учреждения – хотя и может иметь целью извлечение прибыли – остаются некоммерческими организациями. Предприятия можно классифицировать по форме собственности (унитарные = собственник государство или муниципалитет и частные)и по форме управления (хозяйственное ведение и оперативное управление); возглавляют предприятия чаще всего директора или генеральные директора, которые назначаются собственником имущества предприятия. Ликвидируются предприятия и учреждения путем изменения формы собственности, целей деятельности; может быть сформирована ликвидационная комиссия; форма ответа по обязательствам также может быть изменена. Связь ГУП с государством может проявляться в различных финансовых вливаниях. Также с ГУПами и государственными учреждениями можно вступать в прямые отношения (например, по реализации государственных социальных программ госзаказы, гарантированное развитие конкурсы на госзаказы и тендеры).
Предприятие – хозяйственная организация, образованная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. В зависимости от видов собственности:
• государственные;
• муниципальные;
• находящиеся в собственности общественных объединений, иностранных государств, юридических и физических лиц,
• образованные на базе смешанных форм собственности.
Негосударственные предприятия:
• частные (индивидуальные и семейные) предприятия,
• хозяйственные товарищества и общества,
• производственные кооперативы,
• другие виды негосударственных предприятий.
Административно-правовой статус государственных и негосударственных предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций имеет особенности.
• они являются собственностью государства. Последнее в лице государственных органов образует предприятия и учреждения, утверждает уставы (положения) о них, прекращает их деятельность. Руководство государственными предприятиями и учреждениями осуществляют должностные лица, назначаемые компетентными государственными органами и обладающие государственно-властными полномочиями. Разновидностью государственных предприятий являются казенные заводы, фабрики, хозяйства. Их правовое положение характеризуется меньшей степенью самостоятельности по сравнению с обычными государственными предприятиями. У них, в частности, может быть изъято неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество. Административно-правовой статус муниципальных предприятий аналогичен статусу гос. предприятий.
• особенностью административно-правового статуса негосударственных предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций является то, что влияние на них со стороны государства ограничено. Оно не управляет ими. Управление негосударственными предприятиями, учреждениями и иными некоммерческими организациями осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями. Порядок образования и ликвидации предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций регламентируется законодательством. Они могут быть созданы по решению собственника или уполномоченного органа. Учредительным документом является устав (положение) предприятия, учреждения, организации, который утверждается его учредителями (участниками).
Учреждение– организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Виды учреждений по функциям:
• осуществляющие управленческие функции (органы государственной власти: аппараты представительных органов, органы ИВ — министерства, комитеты, управления, аппараты судебных органов, прокуратуры);
• осуществляющие социально-культурные и иные функции, не связанные с материальным производством.
2. . Государственное управление в сфере экологии и природопользования
Промышленная, энергетическая, продовольственная, экологическая безопасность страны определяется состоянием природных ресурсов (недр, лесного фонда, водных ресурсов, окружающей среды) – государство уделяет большое внимание правовому регулированию в сфере экологии, природопользования и охраны ОС, вопросам лицензирования, учета и контроля в целях обеспечения воспроизводства материальной сырьевой базы и более экономного расходования запасов невозобновляемых полезных ископаемых.
ФЗ «Об охране ОС» (определяет правовые основы государственной политики в области охраны ОС, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной ОС, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений; регулирует отношения, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую часть ОС в пределах территории РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ).
Природоресурсное и природоохранное законодательство (Лесной кодекс, Кодекс внутреннего водного транспорта, ФЗ «О недрах», «Об охране атмосферного воздуха», «Об экологической экспертизе», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране озера Байкал»).
Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) –федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов (включая управление государственным фондом недр и лесным хозяйством), использование и охрану водного фонда, использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), использование объектов животного мира и среды их обитания (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты), особо охраняемые природные территории, а также в сфере охраны ОС (за исключением экологического контроля).
МПР осуществляет координацию и контроль находящихся в его ведении ФС по надзору в сфере природопользования, ФА по недропользованию, ФА лесного хозяйства, ФА водных ресурсов (ФС по гидрометеорологии и мониторингу ОС подведомственна непосредственно Правительству).
МПР самостоятельно принимает НПА:
1) о порядке государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых;
2) о порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса;
3) о порядке переоформления лицензий на пользование участками недр;
4) методики геолого-экономической и стоимостной оценок месторождений полезных ископаемых и участков недр по видам полезных ископаемых;
5) о порядке утверждения лесоустроительных проектов и других документов лесоустройства, расчетных лесосек; методики экономической оценки лесов;
6) перечни противопожарных мероприятий, осуществляемых лесопользователями, и требования к разработке планов таких мероприятий;
7) требования к использованию и охране водохранилищ.
ФС по гидрометрологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию НПА, управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга ОПС, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы (осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы) (руководство деятельностью Росгидромета осуществляет непосредственно Правительство).
Участник множества международных конвенций в данной сфере, контактирует с ООН
- ФС по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Положение от 30.07.2004 №400. Полностью контрольно-надзорный орган + выполняет функции органа, участвующего от имени РФ в международной торговли объектами дикой фауны и флоры, а также оными находящимися под угрозой исчезновения
- ФА водных ресурсов (Росводресурсы). Положение от 16.06.2004 №282. Оказывает государственные услуги и управляет федеральным имуществом в сфере водных ресурсов
- ФА по недропользованию (Роснедра).1) государственное геологическое изучение недр и экспертизу проектов этого изучения;
2) проведение геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых;
3) проведение конкурсов и аукционов на право пользования недрами;