Государственное управление в области внутренних дел
Область внутренних дел государства включает группы общественных отношений, связанные с:
1) защитой прав, свобод и законных интересов граждан, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;
2) предупреждением и пресечением преступлений, административных правонарушений и иных посягательств;
3) выявлением и раскрытием преступлений, розыском преступников и пропавших без вести граждан, производством дознания;
4) осуществлением предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел;
5) обеспечением безопасности дорожного движения;
6) осуществлением лицензионно-разрешительной деятельности;
7) проведением в жизнь правил регистрации и снятия граждан РФ и регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ;
8) охраной имущества физических и юридических лиц по договорам;
9) обеспечением правил пребывания в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства и их транзита через территорию РФ;
10) осуществлением миграционной политики.
Функции управления:
1) общие (информационно-аналитическая, прогнозирование, регулирование, контроль, оценка эффективности);
2) специальные (основные) (административная, оперативно-розыскная, уголовно-процессуальная (дознание, предварительное следствие), профилактическая);
3) обеспечивающие (кадровая, материально-техническая, финансовая, делопроизводство).
Субъекты управления в области внутренних дел (основной субъект – государство, осуществляющее свои функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти).
Общее руководство (Президент – издает указы, назначает и освобождает от
должности министра, Главнокомандующего внутренними войсками).
НПА: К РФ, Закон «О полиции», ФЗ от 06.02.1997 №27-ФЗ «О внутренних войсках МВД РФ», Положение о службе в органах внутренних дел РФ (23.12.1992 г, утверждено Верховным Советом) №4202-1
Осуществляют управление МВД, которым руководит Президент РФ. В ведении МВД находится федеральная миграционная служба (ФМС)
Непосредственное исполнение функций по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности:
1) Правительство РФ, правительства субъектов РФ (осуществляют общее руководство и обеспечивают координацию всей государственной системы в данной сфере в пределах своей компетенции).
2) Федеральные органы исполнительной власти (наряду с выполнением основных функций).
3) Государственные органы исполнительной власти РФ, называемые «силовыми».
4) Правоохранительные органы (органы прокуратуры, юстиции, ФСБ, таможенные органы).
5) Государственные органы, специально созданные для обеспечения общественного порядка и безопасности (органы внутренних дел (милиция) и внутренние войска МВД, органы Федеральной миграционной службы, подразделения МЧС, органы Госнаркоконтроля).
Министерство внутренних дел РФ (МВД России – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции.
МВД РФ осуществляет свою деятельность через (главные управления МВД по федеральным округам; МВД, управления ВД субъектов РФ; УВД (ОВД) на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; УВД (ОВД) закрытых административно-территориальных образований, на особо важных и режимных объектах; органы управления внутренними войсками, соединениями и воинскими частями внутренних войск; представительства МВД за рубежом).
Основные задачи МВД РФ:
1) разработка общей стратегии государственной политики и совершенствование нормативного правового регулирования в установленной сфере деятельности; обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина; организация в пределах полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, предупреждение и пресечение административных правонарушений;
2) обеспечение охраны общественного порядка и безопасности дорожного движения; организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия; организация государственной охраны имущества граждан и организаций; управление органами внутренних дел и внутренними войсками, организация их деятельности.
МВД РФ:
1) формирует на основе анализа состояния общественной безопасности и правопорядка основные направления государственной политики в указанной сфере;
2) организует и осуществляет оперативно-розыскную;
3) организует и осуществляет розыск лиц, скрывающихся от органов дознания
4) осуществляет меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, незаконными вооруженными формированиями;
5) принимает участие в обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения;
6) руководит деятельностью ГИБДД;
7) организует деятельность органов внутренних дел по выдаче (аннулированию) лицензий, разрешений на занятие видами деятельности, работами (оказанием услуг), подлежащими лицензированию в системе министерства, по контролю за осуществлением этих видов деятельности;
8) организует деятельность органов внутренних дел, связанную с вопросами граждан РФ, свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ, выезда за ее пределы и въезда на ее территорию, правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства;
9) организует производство по делам об административных правонарушениях;
10) разрабатывает и проводит мероприятия по совершенствованию системы общественного порядка на территории РФ.
Билет 3
1. Исполнительная власть, соотношение с государственным управлением.
Соотношение ИВ с государственным управлением:
ИВ – категория политико-правовая, в то время как государственное управление – категория организационно-правовая.
Соответственно, государственное управление – реальность, без которой государственно-властный механизм работать практически не может. По своему назначению оно представляет собой не что иное, как государственную деятельность, в рамках которой практически реализуется ИВ. Иначе говоря, государственное управление практически осуществляется и в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения властей.
Свой реальный характер ИВ приобретает в деятельности особых звеньев государственного аппарата, в настоящее время именуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного управления.
Государственное управление – конкретный вид деятельности исполнительно-распорядительного характера по осуществлению единой государственной власти.
Исполнительная власть – политико-правовая категория.
Государственное управление – Организационно – правовая категория.
Сравнение исполнительной власти и государственного управление.
Монтескье – власть-это воля и возможность ее навязать. Воля – это формулировка, норма, правило поведения, выработанное государством. Навязывание это реализация воли.
Исполнительная власть – совокупность организационно-функциональных организмы государственно- властного характера. Для реализации цели и задачи государственной политики, закрепленных и изложенных в НПА.
2. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Природная среда – обширная и разнообразная категория, охватывающая территорию РФ, континентальный шельф, исключительная экономическая зона РФ, внутренние моря и прилегающие к территории РФ моря
ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Природная среда – совокупность природных и природно-антропогенных компонентов. Компоненты природной среды = земля, недра, почвы, растительный и животный мир, а также подземные объекты, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, природные объекты и природный ландшафт, сохранившие свои природные свойства. Способы охраны окружающей среды зависят от оценки воздействия на окружающую среду. Поэтому ведется деятельность по выявлению и учету прямых и косвенных воздействий на окружающую среду, на основании которых принимается решение о возможности осуществления хозяйственной и иной деятельности. Существует мониторинг окружающей среды – комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, а также оценка и прогноз изменения состояния этой среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Особо выделяется государственный экологический мониторинг, осуществляемый органами государственной власти РФ и её субъектов. Выделяют экологический контроль – система мер, направленная на обнаружение, выявление, пресечение, нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Также существуют природоохранные требования
Требования в области охраны окружающей среды предъявляются к хозяйствующим субъектам, к иной деятельности. Они основаны на выработанных государством стандартах, содержащихся в различных экологических документах. Государству свойственна деятельность по экологическому аудит – независимой комплексной документированной оценки соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности в своей деятельности установленных в области охраны окружающей среды. На основании этого аудита вырабатываются наилучшие существующие технологии, имеющие рекомендательный характер и основанных на последних научных достижениях. Направлены на снижение загрязнения
ФЗ «Об охране ОС» (определяет правовые основы государственной политики в области охраны ОС, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной ОС, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений; регулирует отношения, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую часть ОС в пределах территории РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ).
Природоресурсное и природоохранное законодательство (Лесной кодекс, Кодекс внутреннего водного транспорта, ФЗ «О недрах», «Об охране атмосферного воздуха», «Об экологической экспертизе», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране озера Байкал»).
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ
Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды РФ) отвечает за животный и растительный мир, изучение, воспроизводство объектов etc. Обеспечение безопасности водохранилищ и гидротехнических сооружений, за исключением судоходных. Осуществляет мониторинг окружающей среды, следит за безопасностью промышленных работ в этой среде. Постановление правительства от 29.05.2008 №404.
МПР самостоятельно принимает НПА:
1) о порядке государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых;
2) о порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса;
3) о порядке переоформления лицензий на пользование участками недр;
4) методики геолого-экономической и стоимостной оценок месторождений полезных ископаемых и участков недр по видам полезных ископаемых;
5) о порядке утверждения лесоустроительных проектов и других документов лесоустройства, расчетных лесосек; методики экономической оценки лесов;
6) перечни противопожарных мероприятий, осуществляемых лесопользователями, и требования к разработке планов таких мероприятий;
7) требования к использованию и охране водохранилищ.
В ведение:
- ФС по гидрометрологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Участник множества международных конвенций в данной сфере, контактирует с ООН
- ФС по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Положение от 30.07.2004 №400. Полностью контрольно-надзорный орган + выполняет функции органа, участвующего от имени РФ в международной торговли объектами дикой фауны и флоры, а также оными находящимися под угрозой исчезновения
- ФА водных ресурсов (Росводресурсы). Положение от 16.06.2004 №282. Оказывает государственные услуги и управляет федеральным имуществом в сфере водных ресурсов
- ФА по недропользованию (Роснедра). Положение от 17.06.2004 №293
Находящееся в непосредственном ведение Правительства ФА по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Положение от 23.06.2010 указом Президента №780. В ведение находится промышленная безопасность
Минсельхоз и Минобороны также оказывают воздействие на окружающую среду
Билет 4