Анализ источника информации
4-20. Процесс анализа средств массовой информации состоит из систематического сопоставления содержания, поведения, формата и тенденций основных средств массовой информации и информационных источников страны. Анализ средств массовой информации- как вид деятельности был сформирован на основе методов и опыте, накопленного в ходе проведения разведки в открытых источниках против авторитарных политических систем во время Второй мировой войны и Холодной войны, когда средства массовой информации находились под прямым контролем правительства. Для эффективного осуществления разведки в открытых источниках общедоступная информация и открытые источники должны быть проанализированы. При оценке аналитического материала сотрудники OSINT используют три критерии оценки информации. Эти критерий помогают сотрудникам OSINT различать факты, показатели, модели и тенденций в области информации и взаимоотношений. Это включает в себя индуктивное или дедуктивное рассуждение необходимое для полного понимания смысла прошедших и предсказания будущих событий.
4-21. Сравнение тенденций в содержаниях отдельных средств массовой информации с изменениями официальной политики страны позволяет определить прогосударственные СМИ. Составляя справку о прошлой деятельности средств массовой информации, которые при следовании центральной политики страны уязвимы перед внешним и внутренним факторами, сотрудники могут выявить потенциальные изменения в политике государства. Сравнение уже сказанного и еще не сказанного на фоне того, что говорят другие и того, что было сказано вначале, является основой анализа информационного источника.
4-22. Процесс анализа среды СМИ, в которой присутствуют как официальные таки и неофициальные СМИ, является важным процессом.
Официальные средства массовой информации могут находиться под давлением государства и следовать за центральной политикой страны. При проверке средств массовой информации анализу должны подвергаться как журналисты так и комментаторы. Очень важно создать справку (досье) о журналистах и комментаторах, что откроет доступ к «инсайдерской» информации государственных структур или сведений, используемых должностными лицами для определения курса развития страны.
Примечание. Присутствие разной информации в контролируемых различными элитами СМИ, помогает выявить политические и внутриэлитные споры той или иной страны. Например, если сравнить комментарий к выступлению президента, опубликованные в контролируемых правительством СМИ и независимых медиа-ресурсов, то можно выявить много различий.
4-23.Существует три аспекта при анализе СМИ:
Принадлежность;
Структура;
Содержание.
Принадлежность
4-24. Анализ сферы СМИ, с точки зрения его принадлежности, требует осведомленности сотрудников спецслужб о том, как действуют, влияют и представляют интерес различные информационные элементы. Тщательное изучение различий того, как используются средства массовой информации в различных условиях, может дать представление о внутренней и внешней стратегии правительства. Существуют следующие классификации СМИ:
находятся под контролем правительства;
централизованное управление над средствами массовой информации;
доминирующим элементом управления является правительство и политические руководители высокого уровня;
правительство для осуществления контроля над содержанием СМИ до распространения информации используют механизм цензуры;
находится не под полным контролем;
контроль над СМИ является полу-централизованным;
до распространения информации правительство, оказывая давление на руководителей СМИ и журналистов, использует механизм самоцензуры;
независимые;
децентрализованный контроль над СМИ;
правительства может регулировать частоту вещания, нравственное содержание, право владения, а иногда оказывает политическое давление на информагентства и журналистов;
экономические факторы, нормы журналистской профессии, предпочтения людей, которые управляют информагентствами и качества отдельных журналистов, которые сообщают или комментируют ту или иную новость - все это оказывает влияние на содержание СМИ.
4-25. Все СМИ, в какой-то степени, находятся под чьим-либо контролем и в результате этого спецслужбам легче осуществить анализ медиа-источника. Основной задачей сотрудников OSINT является определение уровня, факторов и элементов, находящихся под контролем элит, учреждений или отдельных лиц (степень их влияния) и какие области представляют интерес для соответствия информационно-разведывательным требованиям спецслужб.
Уровень | Фактор | Элементы |
Политический | Законы и нормы, регулирующие деятельность СМИ, должностных лиц и использование полномочии | Консенсус высшего руководства Индивидуально каждого лидера Учреждения |
Журналист | Степень свободы СМИ, предоставленной политической системой | Совет директоров медиа-компаний Индивидуальные директоры Влиятельные акционеры Управление редакторов Департамент редакторов Производители программы Сильнейшие индивиды Журналисты |
Личность | Законы и нормы, регулирующие внешний вид и поведение отдельных лиц в СМИ | Группа субъектов или участников Индивидуальный субъект или участник |
Структура СМИ
4-26. Структура СМИ включает в себя атрибуты медиа-материалов. Существуют структурные элементы, которые влияют на смысл и значение содержания. Анализ этих элементов раскрывает понимание точек зрения сотрудников в контролируемых правительством, частично контролируемых и независимых СМИ и позволят определить структуру медиа-элементов.
4-27. Структурные элементы СМИ:
- процесс отбора, обработки и точка зрения;
- иерархия власти СМИ;
- определение формата;
- типы медиа-ресурсов;
- важность;
- распространение;
- временные параметры.