Записка Отдела Культпросветработы ЦК ВКП(б) секретарям ЦК ВКП(б) Кагановичу Л.М., Андрееву А., Ежову Н.И. о состоянии антирелигиозной работы. Февраль 1937 г
Антирелигиозная пропаганда за последние годы почти прекратилась. Ею не занимаются ни партийные, ни профсоюзные организации. Это результат широко распространенного и сугубо неправильного представления, что влияние религии уже ничтожно и что специальная антирелигиозная работа не нужна. А между тем поповство всех видов религии проявляет возрастающую активность, располагая для этого еще значительными силами. На территории СССР до революции насчитывалось не менее 73.000 молитвенных зданий. Около 42.000 из них закрыто за годы революции. Из 30.000 оставшихся зданий более 20.000 функционируют и 10.000 временно прикрыто местными властями. В Ивановской области работает 900 молитвенных домов или 61% от дореволюционного времени. В Горьковской области работает 1052 молитвенных дома (56%), в Татарской АССР— 1342 (55%), В Московской области -1933 (53%) и т. д. В Северо-Кавказском крае до сих пор существуют такие церковные организации: 92 общины православно-тихоновского толка, 97 общин обновленческого толка, 13 общин старообрядческих, 4 общины армяне-грегорианских, 2 — католических, 7 еврейских синагог, 1442 мечети, 33 баптистских общины, 6 евангелистских общин, 5 адвентистских общин и 20 разных других. Актив церковников в стране достаточно велик. Имеется более 24 тыс. зарегистрированных служителей культа и свыше 600 тыс. религиозного актива, в виде членов "двадцаток" и церковных советов. Данные по 49 районам Горьковского края, к сожалению, не подтверждают того мнения, будто бы поповщина опирается исключительно на глубоких стариков и старух. В числе церковного актива лиц старше 50 лет имеется 59,5%, в возрасте от 35 до 50 лет— 28,3%, от 24 до 35 лет— 10% и до 24 лет— 2,2%. Мужчин — 6680 чел, или 63,7%. Женщины преобладают в церковных советах в городах. Борьба против колхозов составляет основное содержание деятельности религиозного актива села. Члены церковного совета с. Журавки, Вязевского района, советовали своим единомышленникам использовать бездорожье для агитации против колхоза, в с.Бохуны, Владимирского района Сталинградского края, поп Рязанский и церковный активист Водопьянов проводят на сборищах единоличников читку евангелий и агитацию против вступления в колхоз. Церковники оказывают материальную помощь единоличникам из церковной кассы, с тем, чтобы удерживать их от вступления в колхоз. В том же с. Бохуны, Владимирского района, из церковной кассы оказана денежная помощь единоличникам: Пискунову— 200 рублей, Лымареву— 250 руб., Куличеву— 100 руб., Евдошенко— 34 руб. При выдаче денег ведется обработка единоличников. Такая же выдача церковными организациями материальной помощи единоличникам зафиксирована и в Красноармейском районе Сталинградского края. В Бурятско-Монгольской республике ламы проводят религиозные моления "джуд-хурал", являющиеся активной формой агитации за священную войну Японии против Советского Союза. В районах, где закрыты церкви появились разъездные попы, бродячие монахи, ясновидящие, пророки, создаются подпольные молельни в домах колхозников. В некоторых районах засухи имели место крестные ходы на поля. Церковники уделяют большое внимание организации церковных хоров, затрачивая на них крупные суммы. В Москве, например, церковь на 1-й Мещанской улице за последние два года израсходовала на содержание хора 172.000 рублей. По сведениям из Украины, Воронежской области, Азово-Черноморского края и других областей попы, в связи с опубликованием проекта Конституции, в ряде мест пытались организовать демонстрации за открытие церквей и посылку делегаций в Киев и в Москву Шествие и демонстрация имели место и в ряде районов Саратовского края, причем руководители церковных организаций указывали, что свобода уличных демонстраций обеспечивается Конституцией. Церковники настойчиво ведут свою работу и в ряде районов пользуются еще значительным влиянием. Например, в с. Третьяки Почепского района Западной области при переписи 56 дворов 88 человек записались православными, 5 баптистами и только 26 человек — неверующими. В деревне Бибики в 26 семьях записалось православными 56, неверующими — 9. В городе Почепе Западной области по участку № 3 — православными записалось — 86 человек, неверующими— 5; по участку № 118 православными— 49, неверующими— 3; по участку № 122 православными— 40, неверующими — 6. Районные работники утешают себя тем, что в соседних районах "дело не лучше". Любопытные цифры дает статистика обрядности. В колхозе "Красная слобода" Западной области в 1936 г. из 11 браков — 4 церковных. Из 84 родившихся детей 71 крестили; хоронят почти всех с религиозными обрядами. В селе Светлове венчалось по церковному обряду 8 пар из 21; крестит детей и хоронят с попом большая часть населения. В Псковском районе Ленинградской области более половины родившихся ребят крещено в церквах, 40% покойников похоронено по религиозному обряду. 75% школьников Амоссовского сельсовета этого района посещают церковь. 50% школьников исповедуются, говеют и причащаются. Активизируют свою деятельность и сектанты. Современное сектанство, в отличие от своей тактики в первый период НЭП'а, все менее и менее пытается выдавать свое движение за особую форму религиозно-коммунистического движения. Сектанство приобретает все более изуверский характер, группирует антисоветские элементы и ведет активную контреволюционную работу. В Киевской области в этом году вскрыта подпольная контреволюционная секта скрытников, руководимая Христофором Зыряновым. Антисоветская программа этой секты осуществлялась путем чудовищного изуверства. Секта проповедовала само-умервщление христиан, ибо советская власть является властью антихриста, поэтому истинные христиане должны со славой уйти от мира сего и путем самоумервщления попасть к богу. За несколько лет существования этой секты свыше 60 человек взрослых и детей было отравлено, утоплено и сожжено на кострах. Подобная же секта, называемая Краснодраконовской, вскрыта в Киевской области. Этой сектой было убито путем "самоумервщления" 29 человек. В Целинском районе Азово-Черноморского края сектанты духоборы отказались засевать землю и требовали отправки их в Америку, а допризывники духоборы демонстративно сдали свои воинские книжки и отказались явиться на сборные пункты. Рост активности сектантов отмечается также на Урале, в пограничных районах Ленинградской области и других областях. Партийные организации, как правило, недооценивают значения антирелигиозной пропаганды и самоустранились от руководства этой работой. Ряд крайкомов и обкомов за 1935 и 1936 годы, правда, выносили постановления о неудовлетворительном состоянии антирелигиозной пропаганды и принимали решения оживить и укрепить эту работу (Сталинградский, Кировский, Ивановский и ряд других). Однако выполнение этих решений не было обеспечено и усиление антирелигиозной программы не достигнуто. Комсомол, вопреки решению X съездаВЛКСМ, стоит в стороне от антирелигиозной работы. Профсоюзы, несмотря на прямое указание XVI съезда ВКП(б) что они должны "...правильно организовать и усилить антирелигиозную пропаганду";' совершенно не выполняют этого решения. Наркомпроссы прекратили антирелигиозно-воспитательную работу в школе. Местные советские органы, стремясь разделаться с влиянием религии весьма часто действуют административными методами, фактически не ослабляя, а усиливая позиции церковников. По имеющимся данным об использовании 34254 закрытых молитвенных зданий видно, что 11365 или 33% закрытых зданий используются не для культурной работы, а под разного рода склады, 7598 или 22% церквей стоят вовсе неиспользованными. Из 30.000 не закрытых молитвенных зданий около 10.000 временно прикрыто местными властями под разными предлогами. Таким образом насчитывается около 29.000 молитвенных зданий, служащих в той или иной мере источником для возбуждения недовольства населения. Комиссии по делам культов при ЦИК республик и исполкомах краев и областей, призванные наблюдать за правильным осуществлением советского законодательства по вопросам религии и разрешать спорные вопросы в этой области, — бездействуют и с ними никто не считается. В нашем законодательстве имеется пункт толкающий церковников на создание организационно-оформленного актива. Этого актива в виде "двадцаток" и церковных советов официально зарегистрировано более 60.000 человек. Центральная и местная печать за последний период времени не уделяет антирелигиозной пропаганде никакого внимания. Издание специальной антирелигиозной литературы резко сократилось. Из 13 антирелигиозных журналов закрыто 10, в том числе 6 журналов на национальных языках. Закрыта газета "Безбожник", позволяющая быстро откликаться на события и вести повседневную антирелигиозную пропаганду. Кино и радио антирелигиозной пропаганды не ведут. Союз безбожников СССР перестал противостоять церковникам и сектантам в качестве серьезной силы. В 1932 г. союз безбожников имел 60.000 ячеек, около 7 миллионов членов, два миллиона из них в группах "юных воинствующих безбожников". В настоящее время ячейки и районные советы Союза безбожников почти повсеместно развалились. Членов общества осталось едва 350-400 тыс. Членские взносы в 1933 году дали 200 тыс. рублей, а в последующие годы не более 35.000 рублей в год. Краевые и областные советы безбожников в поисках средств начали заниматься сомнительными коммерческими махинациями, сопровождающимися кое-где крупными растратами (Крым, Сев.Кавказ, Узбекистан). Аппарат союза безбожников в ряде мест засорен троцкистами и другими преступными элементами. Арестованы как троцкисты бывшие председатели Ленинградского областного совета безбожников Маторин и Дулов, председатель союза Северо-Кавказского края Поташман, зам. председателя Союза в Сталинградском крае Алтаев, зам. председателя Всеукраинского совета Игнатюк и т. д. Центральный совет безбожников в Москве влачит жалкое существование. Инструкторский состав и основные отделы Центрального совета людьми не укомплектованы. В последнее время из аппарата уволены работавший в качестве методиста бывший анархист Агиенко, инструктор Машенко, исключенный из партии. Арестован НКВД троцкист Стуков, приглашенный в Союз Безбожников внештатным редактором наглядных пособий по антирелигиозной пропаганде. Загруженность тов. Ярославского другой работой привела к тому, что фактическое руководство Союзом оказалось в руках его заместителя Лукачевского, ныне исключенного из партии. Партийная группа президиума Центрального Совета бездействовала и не осуществляла партийного контроля и руководства в антирелигиозной работе. Совершенно неудовлетворительна работа Союза безбожников также в международном объединении свободомыслящих, могущем сыграть существенную роль в деле организации народного антифашистского фронта. Считая такое положение с антирелигиозной работой нетерпимым, Отдел Культпросветработы ЦК ВКП(б) просит заслушать на Оргбюро доклад тов. Ярославского о работе союза воинствующих безбожников.
За зам. зав. Отдела Культпросветработы ЦК ВКП(б) Тамаркин
Источник: Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. - М.: Изд-во Библейско-Богословского Института св. апостола Андрея, 1996. - с.316-320.