Проявления процесса дезинтеграции России.
- Отказ республик от статуса автономий и объявление себя суверенными республиками.
- Принятие субъектами законов, противоречащих Конституции РФ.
- Заявления субъектов о приоритете местных законов над федеральными законами.
- Создание региональных объединений из субъектов для защиты местных интересов, ущемляемых федеральным центром («Большая Волга», «Сибирское соглашение» и др.).
- Провозглашение Чечней, Татарстаном, Башкортостаном и Якутией курса на выход из состава Российской Федерации.
- Осетино-ингушский конфликт 1992 года.
-Чеченская война 1994-1996 годов.
24. Попытки федерального центра предотвратить распад Российской Федерации.
- Подписание Федеративного договора (1992 г.).
- Подписание между Российской Федерацией и Татарстаном договора на особых условиях (1994 г.).
- Ввод федеральных войск на территорию Чечни, подписание с руководством Чечни «Хасавюртских соглашений» (1996 г.), отложивших вопрос о статусе Чечни до 2000 года.
- Окончательно проблема территориальной целостности России была снята только в президенство В. В. Путина.
Значение Федеративного договора 1992 года.
- Юридически разграничил полномочия между федеральным центром и субъектами Российской Федерации.
- Изменил содержание федерализма России, превратив в субъекты Федерации края и области и расширив права субъектов.
- Снизил остроту отношений между субъектами и федеральным центром и угрозу распада России.
- Не решил всех проблем во взаимоотношениях федерального центра и субъектов Федерации.
Причины первой чеченской войны.
- Непоследовательная политика федерального центра в отношении национальных республик.
- Стремление руководства Чечни к выходу из состава Российской Федерации.
- Стремление руководства России сохранить территориальную целостность РФ.
- Противостояние крупных криминально-мафиозных группировок в сфере нефтедобычи и торговли оружием.
- Вмешательство во внутренние дела России на Северном Кавказе международных сил, заинтересованных в ослаблении и расчленении России.
27. Причины добровольной отставки Б. Н. Ельцина с поста Президента РФ.
- Проблемы со здоровьем, низкая работоспособность.
- Осознание того, что России требуется новый энергичный и работоспособный лидер. ^
- Подбор кандидатуры, способной продолжить в стране демократические преобразования.
Оценка политической деятельности Б. Н. Ельцина.
Оценка политической деятельности Б. Н. Ельцина неоднозначна.
-Положительная оценка заключается в том, что Б. Н. Ельцин:
1) Как первый Президент России внес большой вклад в развитие российской государственности.
2) Обеспечил переход от советского тоталитарного режима к либерально-демократическому строю, заложил основы гражданского общества и правового государства.
3) Не допустил перерастание идейно-политического раскола в обществе в гражданскую войну.
4) Развивал институты демократии: независимые выборы, политические свободы и др.
5) Провел тяжелые, но необходимые российскому обществу экономические реформы, заложил основы рыночной экономики.
6) Сохранил за Россией статус великой державы.
-Негативная оценка заключается в том, что Б. Н. Ельцин:
1) Был причастен к ликвидации СССР.
2) Силовыми методами разогнал действующий парламент -Верховный Совет.
3) Не желая идти на политический компромисс, способствовал сохранению в обществе политической нестабильности, противостоянию законодательной и исполнительной ветвей власти.
4) Обладая низкой работоспособностью, устранился от управления государственными делами, допустив во власть олигархов и коррумпированных чиновников.
5) Проводя экономические преобразования, привел к массовому обеднению населения, ухудшению положения в социальной сфере.
6) Ослабил экономический и оборонный потенциал страны.
Итоги внутриполитического развития России в 1990-е годы.
- Завершился переход от советской к либерально-демократической общественно-политической системе.
- Утвердились парламентаризм и многопартийность.
- Формировались институты гражданского общества и правового государства.
- Сохранилась внутриполитическая нестабильность, противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти.
- Ослабла центральная власть, сохранялась угроза территориальной целостности России.