Понятие статуса судьи и его основные принципы.
ТЕМА 6. Статус судьи и народного заседателя
1. Понятие статуса судьи и его основные принципы.
2. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи. Назначение судей. Аттестация судей.
3. Дисциплинарная ответственность судей. Прекращение и приостановление полномочий судьи. Отставка судьи.
4. Правовой статус народных заседателей.
Понятие статуса судьи и его основные принципы.
Судья – лицо, назначенное (избранное) на должность судьи в установленном порядке для осуществления обязанностей судьи (ст.1 КоСУ).
Правовой статус судей – это комплекс взаимосвязанных прав, обязанностей и полномочий, обусловленных спецификой профессиональной деятельности, заключающейся в осуществлении правосудия, и направленных на успешное выполнение функций, определяемых данной деятельностью.
Основные принципы правового статуса судьи:
1) Единство судейского статуса
Судьи всех судов в Республике Беларусь обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями. Судьи занимают государственные должности, являются государственными служащими и на них распространяется действие Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь».
2) Независимость
Судьи и народные заседатели при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону.
Независимость судей и народных заседателей обеспечивается установленными законодательными актами порядком их назначения (избрания, утверждения), приостановления и прекращения полномочий, неприкосновенностью, процедурой рассмотрения дел и вопросов, тайной совещания при вынесении судебных постановлений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в его деятельность, иными гарантиями, соответствующими статусу судей и народных заседателей, а также созданием надлежащих организационно-технических условий для деятельности судов.
Воздействие в какой-либо форме на судей и народных заседателей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться вынесения незаконного судебного постановления влечет за собой ответственность, установленную законодательными актами.
Средства массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным образом воздействовать на судью или народного заседателя.
3) Несменяемость
Судья не может быть переведен на другую должность или в другой суд без личного согласия. Полномочия судьи не могут быть приостановлены или прекращены иначе, как в порядке и по основаниям, установленным Кодексом.
4) Неприкосновенность
Судьи являются неприкосновенными в течение срока своих полномочий.
Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и используемые им документы.
Судья, народный заседатель не могут быть привлечены к какой-либо ответственности за высказанное ими при осуществлении правосудия суждение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена их виновность в совершении преступления против интересов службы.
В случае дачи в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь порядке согласия на возбуждение в отношении судьи, народного заседателя уголовного дела, привлечение их в качестве подозреваемых или обвиняемых, а также на применение в отношении указанных лиц меры пресечения в виде заключения под стражу одновременно принимается решение о приостановлении их полномочий.
Производство по уголовным делам в отношении судей и народных заседателей осуществляется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.
5) Политическая нейтральность – Согласно ст. 13 Закона РБ от 5 октября 1994 г. «О политических партиях» судьи не могут быть членами политических партий. Согласно ст.11 Закона РБ « О гос службе» гос служащий не вправе использовать служебное положение в интересах политических партий.
6) Государственная защита судей – направлена на обеспечение неприкосновенности судей и регулируется Законом РБ от 13 декабря 1999 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов, сотрудников органа государственной охраны»
7) Материальное и социальное обеспечение судей.
Судьи подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета.
Обязательное государственное страхование производится путем единовременных выплат в виде страхового обеспечения в случае:
- гибели (смерти) судьи в период работы или после увольнения с должности, наступившей вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью, полученных в связи с исполнением им служебных обязанностей, – его наследникам в размере пятнадцатилетней заработной платы судьи;
- причинения судье в связи с исполнением им служебных обязанностей увечья или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, – в размере трехлетней заработной платы судьи;
- причинения судье в связи с исполнением им служебных обязанностей телесных повреждений или иного вреда здоровью, не вызвавших стойкой потери трудоспособности и не исключивших дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, – в размере годовой заработной платы судьи.
В случае причинения вреда здоровью или гибели членов семьи (иждивенцев) судьи в связи с исполнением им служебных обязанностей производятся выплаты в порядке и размерах, указанных в части второй настоящей статьи.
Судьи в установленном законодательством порядке освобождаются от призыва на срочную военную службу, службу в резерве и прохождения воинских сборов.
Правовой статус судей включает в себя:
1) Права и обязанности судей
2) Полномочия судей по осуществлению правосудия
3) Порядок наделения судей полномочиями, освобождения их от должности
4) Гарантии независимости судей
5) Требования, предъявляемые к судьям
6) Профессиональная этика судей
На судью распространяются ограничения, связанные с государственной службой.
Судьи не могут быть членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатами Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и местных Советов депутатов, а также членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.
Судьи и народные заседатели имеют полномочия, необходимые для осуществления правосудия, обладают правами и исполняют обязанности, предусмотренные Кодексом и иными законодательными актами.
Судья имеет право:
требовать от государственных органов, иных организаций, а также от должностных лиц и граждан исполнения судебных постановлений, связанных с осуществлением возложенных на него обязанностей;
запрашивать информацию у государственных органов, иных организаций, а также у должностных лиц и иных граждан.
Судья Конституционного Суда Республики Беларусь имеет право требовать созыва Конституционного Суда Республики Беларусь, предлагать вопросы на его рассмотрение, выражать особое мнение по поводу заключений и решений Конституционного Суда Республики Беларусь. При решении всех вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда Республики Беларусь, судьи Конституционного Суда Республики Беларусь пользуются равными правами. Судьи Конституционного Суда Республики Беларусь вправе присутствовать на открытых (по приглашениям – и на закрытых) заседаниях любых государственных органов.
При осуществлении правосудия судьи и народные заседатели должны неукоснительно соблюдать Конституцию Республики Беларусь, законы и иные законодательные акты, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, охраняемых законодательством интересов государства и организаций, индивидуальных предпринимателей, высокую культуру судебной деятельности, быть справедливыми и беспристрастными. Судья также обязан строго соблюдать положения Кодекса чести судьи Республики Беларусь.
Судья и народный заседатель не должны высказывать мнение по существу дел, находящихся в их производстве, а также передавать дела кому бы то ни было для ознакомления иначе, как в порядке и случаях, предусмотренных законодательными актами.
Лица, отобранные судом для участия в рассмотрении дела в качестве народных заседателей, обязаны явиться в указанный суд в назначенное время и исполнить возложенные на них обязанности.