Понятие статуса судьи и его основные принципы.

ТЕМА 6. Статус судьи и народного заседателя

1. Понятие статуса судьи и его основные принципы.

2. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи. Назначение судей. Аттестация судей.

3. Дисциплинарная ответственность судей. Прекращение и приостановление полномочий судьи. Отставка судьи.

4. Правовой статус народных заседателей.

Понятие статуса судьи и его основные принципы.

Судья – лицо, назначенное (избранное) на должность судьи в установленном порядке для осуществления обязанностей судьи (ст.1 КоСУ).

Правовой статус судей – это комплекс взаимосвязанных прав, обязанностей и полномочий, обусловленных спецификой профессиональной деятельности, заключающейся в осуществлении правосудия, и направленных на успешное выполнение функций, определяемых данной деятельностью.

Основные принципы правового статуса судьи:

1) Единство судейского статуса

Судьи всех судов в Республике Беларусь обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями. Судьи занимают государственные должности, являются государственными служащими и на них распространяется действие Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь».

2) Независимость

Судьи и народные заседатели при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону.

Независимость судей и народных заседателей обеспечивается установленными законодательными актами порядком их назначения (избрания, утверждения), приостановления и прекращения полномочий, неприкосновенностью, процедурой рассмотрения дел и вопросов, тайной совещания при вынесении судебных постановлений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в его деятельность, иными гарантиями, соответствующими статусу судей и народных заседателей, а также созданием надлежащих организационно-технических условий для деятельности судов.

Воздействие в какой-либо форме на судей и народных заседателей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться вынесения незаконного судебного постановления влечет за собой ответственность, установленную законодательными актами.

Средства массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным образом воздействовать на судью или народного заседателя.

3) Несменяемость

Судья не может быть переведен на другую должность или в другой суд без личного согласия. Полномочия судьи не могут быть приостановлены или прекращены иначе, как в порядке и по основаниям, установленным Кодексом.

4) Неприкосновенность

Судьи являются неприкосновенными в течение срока своих полномочий.

Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и используемые им документы.

Судья, народный заседатель не могут быть привлечены к какой-либо ответственности за высказанное ими при осуществлении правосудия суждение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена их виновность в совершении преступления против интересов службы.

В случае дачи в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь порядке согласия на возбуждение в отношении судьи, народного заседателя уголовного дела, привлечение их в качестве подозреваемых или обвиняемых, а также на применение в отношении указанных лиц меры пресечения в виде заключения под стражу одновременно принимается решение о приостановлении их полномочий.

Производство по уголовным делам в отношении судей и народных заседателей осуществляется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.

5) Политическая нейтральность – Согласно ст. 13 Закона РБ от 5 октября 1994 г. «О политических партиях» судьи не могут быть членами политических партий. Согласно ст.11 Закона РБ « О гос службе» гос служащий не вправе использовать служебное положение в интересах политических партий.

6) Государственная защита судей – направлена на обеспечение неприкосновенности судей и регулируется Законом РБ от 13 декабря 1999 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов, сотрудников органа государственной охраны»

7) Материальное и социальное обеспечение судей.

Судьи подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета.

Обязательное государственное страхование производится путем единовременных выплат в виде страхового обеспечения в случае:

- гибели (смерти) судьи в период работы или после увольнения с должности, наступившей вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью, полученных в связи с исполнением им служебных обязанностей, – его наследникам в размере пятнадцатилетней заработной платы судьи;

- причинения судье в связи с исполнением им служебных обязанностей увечья или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, – в размере трехлетней заработной платы судьи;

- причинения судье в связи с исполнением им служебных обязанностей телесных повреждений или иного вреда здоровью, не вызвавших стойкой потери трудоспособности и не исключивших дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, – в размере годовой заработной платы судьи.

В случае причинения вреда здоровью или гибели членов семьи (иждивенцев) судьи в связи с исполнением им служебных обязанностей производятся выплаты в порядке и размерах, указанных в части второй настоящей статьи.

Судьи в установленном законодательством порядке освобождаются от призыва на срочную военную службу, службу в резерве и прохождения воинских сборов.

Правовой статус судей включает в себя:

1) Права и обязанности судей

2) Полномочия судей по осуществлению правосудия

3) Порядок наделения судей полномочиями, освобождения их от должности

4) Гарантии независимости судей

5) Требования, предъявляемые к судьям

6) Профессиональная этика судей

На судью распространяются ограничения, связанные с государственной службой.

Судьи не могут быть членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатами Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и местных Советов депутатов, а также членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

Судьи и народные заседатели имеют полномочия, необходимые для осуществления правосудия, обладают правами и исполняют обязанности, предусмотренные Кодексом и иными законодательными актами.

Судья имеет право:

требовать от государственных органов, иных организаций, а также от должностных лиц и граждан исполнения судебных постановлений, связанных с осуществлением возложенных на него обязанностей;

запрашивать информацию у государственных органов, иных организаций, а также у должностных лиц и иных граждан.

Судья Конституционного Суда Республики Беларусь имеет право требовать созыва Конституционного Суда Республики Беларусь, предлагать вопросы на его рассмотрение, выражать особое мнение по поводу заключений и решений Конституционного Суда Республики Беларусь. При решении всех вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда Республики Беларусь, судьи Конституционного Суда Республики Беларусь пользуются равными правами. Судьи Конституционного Суда Республики Беларусь вправе присутствовать на открытых (по приглашениям – и на закрытых) заседаниях любых государственных органов.

При осуществлении правосудия судьи и народные заседатели должны неукоснительно соблюдать Конституцию Республики Беларусь, законы и иные законодательные акты, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, охраняемых законодательством интересов государства и организаций, индивидуальных предпринимателей, высокую культуру судебной деятельности, быть справедливыми и беспристрастными. Судья также обязан строго соблюдать положения Кодекса чести судьи Республики Беларусь.

Судья и народный заседатель не должны высказывать мнение по существу дел, находящихся в их производстве, а также передавать дела кому бы то ни было для ознакомления иначе, как в порядке и случаях, предусмотренных законодательными актами.

Лица, отобранные судом для участия в рассмотрении дела в качестве народных заседателей, обязаны явиться в указанный суд в назначенное время и исполнить возложенные на них обязанности.

Наши рекомендации